Особенности тактики отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия. Преступления несовершеннолетних отно­сятся к категории, по которой осмотр места происшествия — первоначаль­ное следственное действие. Квалифицированный осмотр позволяет вы­явить и зафиксировать обстоятельства, свидетельствующие о том, что пре­ступление совершено подростками.

О совершении преступления подростками могут свидетельствовать та­кие элементы способа, как:

а) отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных
до конца действий. Например: имеются следы, свидетельствующие о по­
пытке проникнуть в помещение (ТС) сначала одним, затем другим путем;

б) примитивные, неухищренные способы проникновения, например че­
рез разбитое окно; взлом, не требующий значительной физической силы;
использование простейших способов взлома запирающих устройств; малые
размеры пролома (окна, отверстия);

в) непринятие мер к сокрытию следов преступления;

г) совершение на месте преступления циничных, озорных действий
(порча товаров, беспричинная поломка вещей, нанесение нецензурных
надписей и рисунков).

Выбор места и времени преступления также могут указывать на факт совершения его подростками, например кража из школьного буфета, учеб­ного кабинета, ларька около школы или интерната и т. п.

Характерны предметы преступного посягательства при кражах, осущест­вляемых подростками: а) проигрыватели, музыкальные центры, магнито­фоны, видео- и фототехника, спортивные товары, часы; б) модная одежда, обувь, куртки, сумки, яркие журналы; в) деньги, ценности; г) сладости, на­питки, спиртное, продукты питания. При этом могут остаться нетронуты­ми вещи, неизмеримо более ценные, чем похищенное (меховые манто, ан­тиквариат, картины и т. п.).

О факте совершения преступления подростками или о наличии подро­стков в составе преступной группы могут свидетельствовать материальные следы, несущие информацию о личности субъекта: а) небольшие по разме­рам следы ног, рук; б) отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки (кроссовки, кеды, модная подростковая обувь); в) личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым можно определить воз­растную группу (например, окружность головы по бейсбольной шапочке);


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 845

г) предметы, которые нередко носят подростки (самодельное холодное ору­жие, цепочки, металлические украшения и т. п.); д) следы и надписи на вертикальных поверхностях; е) следы зубов на продуктах питания, на вы­плюнутой жевательной резинке и т. д.

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о личностных качествах несовершеннолетнего преступника. О привычках (пристрастие к курению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, токсичных веществ) судят по оставленным на месте происшествия соответ­ствующим объектам, упаковкам, окуркам, бутылкам и т. п. или по характе­ру похищенных предметов. О навыках несовершеннолетнего, его умениях и пристрастиях можно судить по следам таких действий, как умение обра­щаться с радиотехникой, электроникой, компьютером, выбор марок или монет из коллекции, выбор ценных книг, древних рукописей и т. п.

В следах изнасилования, убийства, вандализма, хулиганства проявляют­ся такие личностные качества несовершеннолетних, как жестокость, ци­низм, дерзость, садизм.

При осмотре угнанного и затем брошенного ТС можно получить пред­ставление о том, в какой мере несовершеннолетний владеет способами от­крывания замков в автомобиле, знаком с электросхемой данной марки, умеет нейтрализовать сигнализацию.

В остальном осмотр места происшествия осуществляется в соответствии с тактическими рекомендациями, отражающими специфику совершенного преступления.

Задержание несовершеннолетнего (ст. 423 УПК РФ) и заключение его под стражу может быть применено в качестве меры пресечения, если он подоз­ревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступ­ления. В исключительных случаях эта мера может быть избрана при совер­шении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ), при наличии оснований, предусмотренных ст. 91, 97, 99, 100, 108 УПК РФ. Правильное решение этого вопроса требует оценки тяжести содеянного и особенностей личности подростка. При этом учитываются его действия после совершен­ного преступления, опасность рецидива, возможность и намерение скрыть­ся от следствия. Принимаются в расчет и дерзость преступных действий, на­правленность умысла и продуманность содеянного, повторность соверше­ния преступления, наличие прочных связей с криминальной средой и др.

Задержание несовершеннолетних должно быть подготовлено и проведе­но так, чтобы не привлекать к нему излишнего внимания: не задерживать подростка в школе, по месту работы, когда он находится в компании и т. п. Следует учитывать возможность сопротивления, использования при этом огнестрельного или холодного оружия, спецсредств и т. п.

Далее подростку объясняют, почему он задержан и будет содержаться под стражей, разъясняют его права и обязанности. Нелишне при этом оз­накомить его с соответствующими статьями Уголовно-процессуального ко­декса. О задержании и месте нахождения задержанного незамедлительно информируют его родителей (законных представителей). В протоколе за­держания указывается на необходимость содержать подростка отдельно от взрослых и от осужденных несовершеннолетних. Несовершеннолетний по­дозреваемый, задержанный в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, дол-



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


жен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержа­ния (ч. 2 ст. 46 УПК РФ).

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по су­дебному решению в соответствии с ходатайством следователя (дознавателя) и с согласия прокурора (ч. 1, 3 ст. 108 УПК РФ).

Кроме заключения под стражу и других мер пресечения (ст. 98 УПК РФ), к несовершеннолетним может применяться и такая специфиче­ская мера, как отдача его под присмотр законных представителей (опеку­нов, попечителей, родителей). Если несовершеннолетний воспитывается в закрытом детском учреждении, он может быть отдан под надзор админист­рации этого учреждения (ст. 105 УПК РФ).

Одной из процессуальных гарантий, обеспечивающих охрану прав и интересов несовершеннолетних правонарушителей на предварительном следствии, является норма ст. 100 УПК РФ об избрании меры пресече­ния. Только в исключительных случаях мера пресечения может быть при­менена к подозреваемому до того, как предъявлено обвинение (ст. 97, 99 УПК РФ)1. Данное ограничение связано с тем, что только к моменту предъявления обвинения собрано достаточно материалов, позволяющих всесторонне проанализировать обстоятельства совершенного преступле­ния, личность подростка, его вину и целесообразность избрания меры

пресечения.

Участие защитника по делам несовершеннолетних является обязатель­ным (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). Задержанный подозреваемый несовершен­нолетний имеет право пользоваться помощью защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК РФ) с момента фактического задержания (п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ) или с момента возбуждения уголовного дела (п. 2 ч. 3 ст. 49 УПК РФ). За­конный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемо­го) допускается к участию в деле с момента его первого допроса по поста­новлению лица, в чьем производстве находится уголовное дело (ч. 1 ст. 426 УПК РФ).

Обыск по делам несовершеннолетних является средством решения трех важных задач: обнаружение похищенного, орудий и средств преступления, одежды и обуви, в которых подросток его совершал, следов преступной деятельности; обнаружение переписки, записных книжек, дневников, по­зволяющих выявить ближайшее окружение подростка, круг его интересов; сбор информации об условиях жизни (учебы, работы) и воспитания под­ростка.

При обыске, как правило, должен присутствовать законный представи­тель обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, то приглашается представитель жилищного управления или местного органа управления. При обыске в общежитии или по месту работы присутствует воспитатель или представитель администрации. Допускается также присут­ствие при обыске защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Перед началом обыска подростку и проживающим (работающим) с ним лицам предлагает­ся добровольно выдать искомые объекты. Учитывая, что довольно часто подростки совершают мелкие кражи (в том числе в своей среде), целесооб-

1 Обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента примене­ния меры пресечения или заключения под стражу. По делам, предусмотренным ст. 205, 2051, 206, 208, 209, 277, 279, 281, 360, этот срок увеличен до 30 суток.


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий



разно выяснить, нет ли у них вещей, им не принадлежащих. Выдача таких вещей позволяет вскрыть другие преступления.

Обычно подростки прячут похищенное на чердаках, в подвалах, сараях, заброшенных зданиях. Однако безразличное отношение со стороны роди­телей, отсутствие контроля делают возможным хранение похищенного до­ма. Поэтому при подготовке к обыску необходимо располагать сведениями о родителях и взаимоотношениях в семье. Разумеется, при подготовке к обыску осуществляются и действия общего характера: ознакомление с ме­стом обыска, определение состава следственно-оперативной группы, при­влечение специалистов, обеспечение присутствия понятых и т. д.

При совершении грабежей, разбойных нападений подростки нередко завладевают мелкими предметами, представляющими для них особый ин­терес: брелки, цепочки, браслеты, ножи, часы и т. п. Эти вещи могут от­крыто находиться в комнате подростка, быть на нем. Поэтому обыск в по­мещении должен сочетаться с личным обыском, осуществляемым по об­щим процессуальным правилам.

Если предметом обыска является одежда и обувь подростка или похи­щенная им, необходимо допросить родителей в соседнем помещении, ка­кая одежда и обувь принадлежат ему, какая его братьям (сестрам), взрос­лым лицам.

При обнаружении объектов подозрительного происхождения нецелесо­образно здесь же выяснять, как они оказались в доме. Это следует сделать позже, после обыска, допросив по отдельности подростка и его родителей. В случае противоречия в показаниях допустима очная ставка.

В процессе обыска могут быть обнаружены предметы, свидетельствую­щие об участии в преступной акции наряду с подростком и взрослых лиц: профессионально изготовленные отмычки, орудия преступления, вещи, которые подростки обычно не похищают.

Как отмечалось ранее, одна из задач обыска — получить информацию о личности подростка, его интересах, условиях жизни, воспитания. В ходе обыска могут быть выявлены обстоятельства, свидетельствующие об упот­реблении подростком спиртных напитков, наркотиков, предметы порно­графии (книги, видеозаписи и т. п.), записи и произведения нецензурного характера. Все эти факты необходимо отразить в протоколе обыска для по­следующей проверки версии о вовлечении подростка в пьянство, потребле­ние наркотиков, в иные формы антиобщественной деятельности.

В общежитии обыскивается кровать подростка, его тумбочка (полка), личные вещи, в том числе находящиеся в камере хранения. При необходи­мости обыскиваются места общего пользования. Если требуется расширить зону обыска, то это следует отразить в постановлении и обеспечить при­сутствие лиц, чьи вещи будут обыскиваться.

Обыск на рабочем месте проводят при наличии данных о том, что под­росток хранит там похищенное или орудия преступления либо заготовки холодного или огнестрельного оружия, взрывных устройств и т. п. Не ис­ключены ситуации, когда подобные предметы хранятся в шкафах и тум­бочках других лиц. Данное обстоятельство, если о нем известно, отмечает­ся в постановлении. Если оно будет установлено в процессе обыска, то это особо отмечается в протоколе обыска.


848 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

В ходе обыска важно наблюдать за подростком. В силу таких возрас­тных черт, как повышенная возбудимость, недостаточное умение владеть собой, он более явно, чем опытный взрослый, реагирует на действия и слова следователя. Так, положительный эффект может дать «словесная раз­ведка», когда следователь объявляет о своих намерениях, проверяя реак­цию подростка. Естественно, наблюдать надо и за остальными членами се­мьи, присутствующими при обыске.

Если в результате преступления нанесен материальный ущерб, то одно­временно с производством обыска налагается арест на имущество как под­ростка, так и его родителей или лиц, их заменяющих.

Допрос несовершеннолетних. При подготовке к допросу несовершенно­летних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для опреде­ления круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообраз­ных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом (ст. 191 УПК РФ) несовершеннолетний по­терпевший или свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в при­сутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе сви­детелей в возрасте от 14 до 18 лет. При допросе обвиняемого (подозревае­мого), не достигшего 16-летнего возраста либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психиче­ском развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 3 ст. 425 УПК РФ).

При допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) вправе присутствовать его законные представители (ст. 191 УПК РФ). Вопрос о целесообразности их присутствия решается в каждом случае с учетом сло­жившейся к данному моменту следственной ситуации.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе участвовать защитник. Вызов несовершеннолетних на допрос осуществля­ется, как правило, через их родителей или законных представителей (ст. 424 УПК РФ). Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привыч­ной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это по­влечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка при­водом, так как это может его травмировать и затруднит установление пси­хологического контакта.

Находящиеся под стражей несовершеннолетние вызываются на допрос через администрацию места их содержания.

При общей схожести ряда процессуальных и тактических требований (изучение личности, установление психологического контакта, корректная форма допроса и т. д.) многое в тактике допроса определяется процессу­альным положением несовершеннолетнего. В этой связи целесообразно остановиться на особенностях допроса подозреваемого, обвиняемого, сви­детеля и потерпевшего.


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 849

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого. В соответствии со ст. 46 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого является неотлож­ным следственным действием. Он производится после задержания подро­стка (ст. 92 УПК РФ) или при избрании меры пресечения до предъявления обвинения. При любом варианте ему должно быть разъяснено его положе­ние подозреваемого (ст. 46 УПК РФ) и процессуальные права, предусмот­ренные ст. 18, 46, 67, 195, 198, 203, 189, 190, 425, 426 УПК РФ.

Специфика подготовки к допросу несовершеннолетнего подозреваемого заключается в том, что следователь на данном этапе не располагает еще достаточными доказательствами о степени его участия в совершении пре­ступления (мотивы, роль, действия и т. д.), не имеет должного представле­ния о личности подростка, ограничен во времени для подготовки к допро­су. И тем не менее даже в этих условиях необходимо собрать хотя бы ми­нимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений. При невоз­можности немедленного допроса он должен быть проведен не позднее 24 ч с момента задержания. Безотлагательность допроса позволит, помимо вы­полнения требований закона, избежать контактов подростка со взрослыми, способными внушить ему определенную манеру поведения.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого (равно обвиняемого, подсудимого) участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а также по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать по нему замечания (ч. 2 ст. 425 УПК РФ).

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психо­логическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбужде­ние в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому до­бавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачени­ем. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психо­логического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решаю­щим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показа­ния. Начать следует с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспи­тания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охот­но рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается. В соот­ветствии со ст. 76 УПК РФ ему должна быть предоставлена возможность дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания, заключения под стражу или избрания иной меры пресечения.

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость. Несовершеннолетний подозреваемый в силу внушаемости и



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


неразвитого логического мышления способен оговорить себя, признать ви­новным, используя информацию, почерпнутую из вопросов следователя.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его пока­зания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно мак­симально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить но­вые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщ­ников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей ос­ведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значитель­ного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказа­тельства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъ­яснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (равно как и обвиняемого, подсудимого), не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего пси­хическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обяза­тельно присутствие педагога или психолога, участие которых должны обес­печить следователь или прокурор (ст. 425 УПК РФ). Что касается родите­лей и иных законных представителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершенно­летний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышен­ное чувство стыда, теряется, замыкается. К тому же не все родители спо­собны правильно вести себя при подобном допросе.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого. К моменту предъявления об­винения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовер­шеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к до­просу, следователь располагает его нравственно-психологической и соци­ально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой под­ростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что каса­ется допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 851

Особое внимание лиц, присутствующих при допросе, следователь дол­жен обратить на порядок постановки ими вопросов, недопустимость пре­рекания, реплик, высказываний, снижающих эффективность перевоспита­ния подростка.

Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обви­нения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смяг­чающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии со ст. 173 УПК РФ следователь в начале допроса выяс­няет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвине­нии. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием до­казательств.

Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами та­кого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступле­ния и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены об­стоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из уча­стников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором, как первоначально распределялись роли, какие под­готовительные действия были совершены и т. д. При этом необходимо об­ратить внимание, не сопровождалась ли стадия подготовки вовлечением подростка в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, азартные игры и т. п.

Сопоставляя мотивы и цели планируемого и наступившие результаты, необходимо выяснить, стремился ли обвиняемый к этим результатам, до­пускал ли он возможность их наступления.

Допрашивая обвиняемого об обстоятельствах механизма преступления, также необходимо стремиться к детализации показаний, касающихся мес­та, времени, способа его совершения, действий каждого из участников, по­следовательности этих действий. Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбужде­ние, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников. В первом случае могут быть использованы приемы активизации памяти, во втором — изобличения во лжи.

Важно при допросе установить, как вел себя подросток и его сообщни­ки после преступного акта, какие действия совершали, с кем из взрослых входили в контакт, с какой целью (сбыт похищенного, укрывательство и т. п.).

О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных со­участников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подрост­ка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимо­действия с подростком.



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо так­тических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подоз­реваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходи­мо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил се­мье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

Второй тактический прием — порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняе­мого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее предъявлять по нарастающей, в логиче­ской последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять. Предъявлять це­лесообразно только те из них, которые изобличают непосредственно под­ростка. Следует остерегаться сообщать фактические данные, которые, не­посредственно не уличая подростка, способны раскрыть механизм совер­шения преступления. В силу внушаемости или из желания взять вину на себя, отвести обвинение от взрослых или иных участников он может на­чать сознаваться в том, чего не совершал.

Естественно, что при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего свою вину, может быть использован прием изобличения во лжи. С этой целью сначала, например, следователь говорит о второстепен­ных обстоятельствах, установленных с полной достоверностью. Демонстра­ция такой осведомленности способна повлиять на подростка и заставить его говорить правду. Равным образом может быть применен и психологи­ческий эффект внезапности, в особенности если подросток убеждал следо­вателя, что он говорит правду и раскаивается в содеянном. Умелое опро­вержение даваемых при этом ложных показаний способно лишить его уве­ренности в том, что ему безоговорочно верят, что он может и далее давать ложные показания.

В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол. Это отвлекает его, настораживает, мешает сосредоточиться следователю, нарушает психологический контакт между ними. Целесообразнее делать черновые записи так, чтобы это не мешало допросу, а по его окончании заполнить протокол. В протоколе необходимо по возможности сохранять обороты речи, использованные обвиняемым. Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого может быть применена фонозапись (ст. 166 УПК РФ). Прибегать к фонозаписи можно по различ­ным, но в каждом случае достаточно веским основаниям:

а) необходимость фиксации обстановки допроса (была ли она спокой­
ной, в каком тоне велся допрос, какие и в какой последовательности зада­
вались вопросы, насколько быстро и охотно отвечал обвиняемый, какие
использовал обороты речи и т. д.);

б) если подросток меняет или способен изменить свои показания, отка­
заться от данных ранее;

в) при даче показаний против взрослых или иных лиц, в присутствии
которых или под влиянием которых он может изменить свои показания;


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 853

г) если следователь, опасаясь проведения очной ставки со взрослым со­участником, намерен огласить фонозапись его допроса этому лицу.

Для этих же целей могут быть использованы аудио- и видеозапись.

Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его от­каза от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ).

Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего. Учитывая опас­ность воздействия на свидетелей и потерпевших, а также прямого внуше­ния подростку заданных показаний, их допрос проводится как можно бы­стрее и носит исчерпывающий характер.

Вопрос о месте решается в зависимости от того, будет ли вызываться свидетель через родителей или иным путем, будет ли допрос проводиться по месту следствия или по месту проживания (учебы, работы) подростка. Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если сле­дователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, по­могает изменить манеру поведения.

Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведе­нием, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологиче­ского контакта.

Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не пре­дупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет пре­дупреждаются по полной форме.

Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возрас­та, индивидуальных особенностей и отношения к расследуемому событию. По последнему критерию могут быть выделены три категории свидетелей: 1) очевидцы преступления или иных связанных с ним событий; 2) подрост­ки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено или они освобождены от уголовного наказания с назначением принудительных мер воспитательного воздействия; 3) подростки из ближайшего окружения не­совершеннолетнего обвиняемого.

Независимо от того, к какой из указанных категорий относится свиде­тель, при подготовке к его допросу целесообразно по возможности выяс­нить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Но для того чтобы они их не изменили в силу забывчивости или внушения с чьей-либо стороны, их надо допрашивать как можно раньше. При оценке их показа­ний необходимо учитывать как объективные факторы восприятия события (удаленность от места, освещенность, длительность наблюдения и др.), так и субъективные (состояние органов чувств, эмоциональное состояние). Специфические сложности проявляются и при воспроизведении подрост­ком воспринятого. Это может быть связано как с особенностями его пси­хики, так и со слабым развитием, недостаточным словарным запасом. Так­тическими приемами преодоления этих трудностей являются: а) активиза-



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


ция ассоциативных связей; б) «оживление» памяти путем предъявления доказательств; в) допрос или проверка показаний на месте происшествия.

Данная категория свидетелей обычно доверяет следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершенно­летнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общест­венно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершенно­летнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

Такие свидетели, как правило, не отрицают своего участия в совершен­ном преступлении, однако показания о других лицах дают неохотно, в осо­бенности если ими являлись взрослые или подростки, старшие по возрас­ту. Преодолевать подобное нежелание следует путем разъяснения необхо­димости раскаяться и активно помогать следствию, что имеет важное значение для судьбы свидетеля в дальнейшем, а также для перевоспитания его товарищей. В ходе допроса могут быть продемонстрированы некоторые доказательства, свидетельствующие об осведомленности следователя о про­исшедшем событии. Рекомендуется также постановка детализирующих во­просов для уточнения фактов, упомянутых, но не изложенных детально другими несовершеннолетними, проходящими по делу.

При подготовке и проведении допроса свидетелей, не достигших воз­раста уголовной ответственности, необходимо дифференцировать их на две группы. Первая — это те подростки, которые совершили преступление впервые, обычно под чьим-то влиянием. Обычно они дают правдивые по­казания, и задача следователя состоит в том, чтобы расположить к себе этого «трудного» подростка, правильно определить круг обстоятельств, подлежащих выяснению, сформулировать должным образом вопросы, де­тализировать показания.

Вторую группу представляют подростки, неоднократно совершавшие правонарушения. Они менее откровенны, реже раскаиваются в содеянном, бравируют «славой» отчаянных, трудных, не поддающихся воспитанию. Для их изобличения должны быть использованы тактические приемы до­проса несовершеннолетнего обвиняемого. Большую помощь может оказать педагог, пользующийся у них авторитетом (возможно, тренер детской спортивной школы, где они занимаются).

При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолет­него обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Не­редко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

В категории этих свидетелей немало лиц, утративших нормальные связи с семьей, школой, трудовым коллективом. Они вышли из-под социального контроля и по своим устремлениям являются единомышленниками обви­няемого. При их допросе можно получить много ценной информации о со­вершенных ими или другими подростками правонарушениях, которые не выявлены следствием к данному моменту. Немало может быть выявлено обстоятельств и из жизни и поступков обвиняемого, в частности влияние со стороны взрослых лиц. Однако получить такую информацию далеко не


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий



просто. Свидетели данной категории связаны настоящей круговой пору­кой. Их необходимо убедить в том, что их «дружба», возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами груп­пы. Свидетель может отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидете­ля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет соста­ва преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняе­мого, к чему может привести подобное поведение.

Если в любой из приведенных выше групп имеются малолетние свиде­тели, то необходимо учитывать следующее. Дети до 14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблю­дательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для по­следующей проверки.

Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родите­лей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (вос­питателем). В процессе беседы на темы, близкие и понятные малолетнему, должны быть выяснены вопросы, интересующие следователя.

После допроса малолетнего составляется протокол с соблюдением тре­бований ст. 190 УПК РФ.

При вызове и допросе несовершеннолетнего потерпевшего соблюдают­ся те же процессуальные требования, что и для свидетеля (ст. 191 УПК РФ).

Допрос потерпевшего в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего, а также адвокат. Потерпевший в возрасте до 16 лет не предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных по­казаний (ст. 191 УПК РФ).

Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показа­ниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показа­ний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягатель­ства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, не­адекватно воспринимали происходящее. К тому же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) мо­жет умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влия­ние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемо­го. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

Допрос лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних. В соответ­ствии со ст. 421 УПК РФ должны быть установлены условия жизни и вос­питания несовершеннолетнего, а также влияние на него старших по воз­расту лиц. В этой связи одним из обязательных действий является допрос родителей, законных представителей, педагогов, воспитателей, лиц, подоз­реваемых в вовлечении подростка в асоциальную и аморальную деятель­ность.

Допросами указанной категории лиц выясняются условия жизни и вос­питания подростка, определяются черты его личности. В ходе допросов могут быть установлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, определившие мотивацию преступного поведения, внушив­шие подростку представления о его безнаказанности.

Допрос лиц, ответственных за воспитание подростка, должен охваты­вать вопросы его физического и психического развития, условий быта, уче­бы, труда; сведения о его ближайшем окружении, увлечениях, интересах, времяпрепровождении.

По результатам допросов и иных следственных действий может быть поставлен вопрос об ответственности родителей, педагогов за ненадлежа­щее воспитание несовершеннолетнего, в отношении родителей — за укры­вательство, в отношении взрослых лиц — за вовлечение в преступную дея­тельность, в антиобщественную деятельность, пьянство, в занятие прости­туцией, склонение к употреблению наркотиков.

В первую очередь из числа указанных лиц следователь вступает в кон­такт с родителями, в особенности если подозреваемый несовершеннолет­ний задержан и заключен под стражу. Если нет возможности допросить родителей по всем вопросам в полном объеме, необходимо хотя бы побе­седовать с ними, объяснить, за совершение каких действий задержан под­росток, заверить их в объективности проводимого следствия и разъяснить, как важны их правдивые показания, в частности, чтобы установить причи­ны совершенного преступления и определить меры дальнейшего воспита­ния.

Допрашивать следует обоих родителей, так как они могут по-разному относиться к проблеме воспитания их ребенка, быть неодинаково инфор­мированы о его жизни.

Для обеспечения полноты допроса лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетнего, целесообразно последовательно касаться вопросов, связанных со сведениями: о составе семьи, условиях для учебы и отдыха подростка, его успеваемости; круге товарищей, как и с кем он проводит свободное время; как родители контролируют свободное время подростка; как он учится и ведет себя в учебном заведении, по месту работы, по месту жительства; выпивает ли, как давно, кем приучен к спиртному; другие по­требности и интересы, проступки, совершенные ранее, и принимаемые ме­ры в школе, другом учебном заведении, дома; убегал ли из дома, уходил ли на ночь, как реагировали родители; отношения подростка с коллективом (школы, работы); отношения родителей друг к другу и к подростку; какой информацией они располагают о совершенном преступлении; содержание разговоров с подростком по этому поводу; времяпрепровождение в день,


§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий 857

когда было совершено преступление, поведение подростка после этого (ес­ли он не был задержан).

Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что боль­шинство родителей несмотря на явную заинтересованность в судьбе их ре­бенка дают на следствии объективные показания. Даже если они пытаются преуменьшить значимость отрицательных моментов в поведении подростка и свою ответственность за это, все же существенного искажения фактов они, как правило, не допускают, по-видимому понимая, что эти факты мо­гут быть установлены и из других источников. Отсюда следует, что огуль­ный скепсис к доказательственной силе показаний родителей не имеет достаточных оснований.

Допрос педагогов, воспитателей (школ, профтехучилищ) позволяет по­лучить данные об особенностях психофизического развития подростка, его характере, потребностях, интересах, связях, проявлениях возрастных осо­бенностей. Эти лица могут быть осведомлены о моральной атмосфере в се­мье, взаимоотношениях родителей, условиях жизни и воспитания подрост­ка, причине появления антиобщественных взглядов, привычек, наклонно­стей.

Показания учителей и воспитателей обычно более объективны, чем ро­дителей.

К очной ставке при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо относиться с большой осмотрительностью, проводя ее в ис­ключительных случаях. На участие в очной ставке подростки идут крайне неохотно. Основные мотивы при этом: прослыть предателем и боязнь воз­мездия. Проведение очной ставки обычно полностью нарушает психологи­ческий контакт, установившийся между следователем и подростком. Глав­ное же заключается в опасности того, что он изменит свои показания под влиянием другого участника, в особенности если этот другой — взрослый соучастник преступления. Подростку порой трудно разобраться в сложной ситуации, и когда взрослый даже после очной ставки продолжает отрицать свою вину, это может серьезно поколебать позицию подростка, привести к смене им своих показаний, даже без каких-либо видимых угроз со стороны взрослого.

Не менее сложны очные ставки и между самими несовершеннолетними. Изобличающие показания подростка другой участник обычно объясняет плохими взаимоотношениями, которые существуют между ними.

Если есть возможность устранить противоречия в показаниях несовер­шеннолетнего обвиняемого и других допрошенных лиц иным путем, не прибегая к очной ставке, следователь должен воспользоваться этой воз­можностью. Противоречия могут быть устранены анализом собранных до­казательств, истребованием необходимых документов, проведением следст­венных действий (следственным экспериментом, проверкой показаний на месте и др.).

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого, свидетеля, как указывалось, может быть зафиксирован на фонограмме и продемонстрирован лицу, по­казания которого находятся с ним в противоречии.

Назначение экспертиз. В зависимости от характера совершенного пре­ступления могут назначаться самые различные экспертизы: судебно-бал-листические, трасологические и т. д. Однако специфическими для данной категории дел являются экспертизы судебно-медицинская, судебно-психи-


858 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

атрическая, судебно-психологическая и комплексная психолого-психиат­рическая.

Назначение судебно-медицинской экспертизы обязательно в тех случа­ях, когда отсутствуют документы, подтверждающие возраст подростка, ко­гда возраст скрывается умышленно и когда имеющиеся документы вызыва­ют сомнение. Судебно-медицинская экспертиза основывается на научных данных о возрастных изменениях организма: общее анатомо-физиологиче-ское развитие, степень окостенения скелета, развитие зубного аппарата и др. Возраст устанавливается с некоторым приближением. В подобных случаях за день и месяц рождения принимается 31 декабря установленного экспертами года1.

Судебно-психиатрическая экспертиза назначается для исследования психического состояния несовершеннолетнего. Дефекты в психике подро­стка могут быть следствием хронической болезни, временного расстрой­ства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состоя­ния.

Среди подобных аномалий у подростков часто встречаются психопатии, проявляющиеся в дисгармоничности эмоционально-волевых свойств лич­ности: повышенная раздражительность, агрессивность, драчливость, вну­шаемость, упрямство. Может иметь место и психопатическое расстройство влечений: стремление к бродяжничеству (дромомания), к поджогам (пиро­мания), к воровству (клептомания) и др.

Нередко среди несовершеннолетних правонарушителей встречаются ли­ца, страдающие одной из форм олигофрении — дебильностью. Такие под­ростки характеризуются умственным недоразвитием и нарушением эмо­ционально-волевой сферы.

Для выяснения умственной отсталости назначается судебно-психологи­ческая экспертиза. Учитывая, что умственная отсталость может быть след­ствием душевного заболевания, целесообразно сразу назначать комплекс­ную психолого-психиатрическую экспертизу2.

На разрешение судебно-психологической экспертизы и комплексной психолого-психиатрической обычно ставят следующие вопросы: какова степень умственного развития несовершеннолетнего; имеются ли в умст­венном развитии подростка отклонения от нормального уровня, характер­ного для данного возраста; чем вызваны эти отклонения, не являются ли они результатом психического заболевания; мог ли несовершеннолетний (малолетний) с учетом его физического и психического состояния пра-

1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 июля 1963 г. № 6 //
Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924—1986. М., 1987.

2 В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 де­
кабря 1976 г. «О практике применения судами законодательства по делам о престу­
плениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщест­
венную деятельность»: «...при наличии данных, свидетельствующих об умственной
отсталости несовершеннолетнего подсудимого, суды должны выяснять степень ум­
ственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значе­
ние своих действий и в какой мере руководить ими. В необходимых случаях для ус­
тановления этих обстоятельств в силу ст. 78 УПК РСФСР... по делу должна быть
произведена экспертиза специалистами в области детской и юношеской психоло­
гии (психолог, педагог) или указанные вопросы могут быть поставлены на разреше­
ние психиатра» (Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1987.
С. 740).


§ 4. Профилактическая деятельность следователя



вильно воспринимать обстоятельства (указать какие) и дать о них адекват­ные показания; мог ли несовершеннолетний полностью осознать значение своих действий или действий, совершаемых по отношению к нему; мог ли подросток руководить своими действиями и в какой степени.

При назначении любой экспертизы необходимо обеспечить помощь не­совершеннолетнему (обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему) со стороны защитника (законного представителя) по осуществлению им прав, связанных с производством экспертизы и предъявлением ее материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: