Понятие сензитивного периода в развии психики. Особенности сензитивн. периодов на различн. этапах развития

Возрастная сензитивность - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.

Сензитивными периодами - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности. Cензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, как в соответствующий сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку воспользоваться их условиями для развития своих способностей.

Базовые характеристики сензетивных периодов. Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности и т.д. Они индивидуальны для каждого ребенка.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

•более или менее медленным (пологим) началом;

•этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума);

•более или менее медленным спадом интенсивности.

Сензитивный период развития речи (0 до 6 лет). Нначинается еще до появления ребенка на свет (естественная потребность матерей разговаривать с еще не родившимся ребенком).

Сензитивный период восприятия порядка (0 до 3 лет). На основе внешнего порядка ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. В дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Порядок в окружающей среде.

Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

- В соотношении между предметами. Необходимо структурировать окружающую ребенка среду таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: (посуда - на кухне, обувь - в прихожей). В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. Для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: