Формирование личности в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — период первоначального складывания личности. На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка. В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду. Детская зависть вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят социальная иерархия - «кто главнее». Ребенок боится не получить значимого для него места. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть.

К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслушивал похвалу, то теперь незаслуженная награда только огорчает, конфета становится «горькой». Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка. Самосознание считается центральным новообразованием дошкольного детства. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".

В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя позволяет ребенку представить себя обособленным от других, исключительным человеком.

Притязание на признание со стороны взрослого проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое внимание он оказывает ему, а какое - его сверстнику или братишке. Ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки.

Притязание на признание среди сверстников. Если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре.

Половая идентификация - отождествление себя с полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре стереотипам мужского и женского поведения.

Психологическое время личности. В детском возрасте ребенок только лишь открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: