Дошкольное детство — период первоначального складывания личности. На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям — лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном отношении взрослого — и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка. В дошкольном возрасте самоутверждение ребенка все чаще реализует себя в форме лжи. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает придумывать неправду. Детская зависть вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят социальная иерархия - «кто главнее». Ребенок боится не получить значимого для него места. Подавление притязания на лучшее место порождает зависть.
|
|
К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслушивал похвалу, то теперь незаслуженная награда только огорчает, конфета становится «горькой». Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка. Самосознание считается центральным новообразованием дошкольного детства. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка становится более адекватной. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".
В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя позволяет ребенку представить себя обособленным от других, исключительным человеком.
Притязание на признание со стороны взрослого проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за взрослым: какое внимание он оказывает ему, а какое - его сверстнику или братишке. Ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки.
|
|
Притязание на признание среди сверстников. Если взрослый стремится поддержать ребенка в его достижениях, то сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре.
Половая идентификация - отождествление себя с полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре стереотипам мужского и женского поведения.
Психологическое время личности. В детском возрасте ребенок только лишь открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего.