Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка). Вычурное, искусственное, поведение 6-7-летнего ребенка как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Симптомами кризиса выступают манерничание, паясничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний. Симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость. Демонстративная взрослость. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.
|
|
Другие поведенческие характеристики:
— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;
— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
— хитрость;
— демонстративная «взрослость»;
— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».
Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.
Многие правила, которым ребенок следовал раньше, теперь воспринимаются им как воплощение «детского», не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила.
Одновременно с симптомами «странного поведения» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Возникает обобщение собственных переживаний («Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит»), общение со взрослыми и сверстниками становится опосредованным определенными правилами. Особого внимания заслуживает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. В современных условиях стремление 6-7-летних детей занять социально значимую роль реализуется в позиции ученика.
Стертость кризиса является показателем сохранения ребенком внутренней позиции дошкольника, низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе.