Познавательное развитие. Социальная ситуация характеризуется распадом совместной деятельности со взрослым

Социальная ситуация характеризуется распадом совместной деятельности со взрослым. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события непроизвольно запоминаются. Но в среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинает формироваться произвольная память.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление становятся высшими психическими функциями. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения.

Формируется наглядно-образное мышление. Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны (А. В. Запорожец) формы предметов — это геометрические фигуры, эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм словесно - логического мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка.

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Слова создаются самим ребенком по законам грамматики языка (словотворчество).

Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: «воображаемая ситуация», образ роли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: