«Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Выделяют следующие компоненты:
1. Личностная готовность:
— Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление быть школьником.
— коммуникативная готовность для продуктивного сотрудничества с учителем и сверстниками.
— «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу.
2.Интеллектуальная готовность;
— запас знаний;
— Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.
— Развитие речи.
3. Двигательная готовность.
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение слушать и выполнять указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
Волевая готовность к школе определяется способностью к подчинению правилам и требованиям взрослого. Обучение в школе требует интеллектуальной готовности ребенка. Важными аспектами интеллектуальной готовности к школе являются стремление узнать что-то новое, решить какую-то задачу.
Готовность к школьному обучению — это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ведущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ребенка.
К 7 годам выделяются две группы детей:
1) дети, которые готовы стать школьниками;
2) дети, которые продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.
Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что-либо. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита. Она грамматически правильна. Дошкольник уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли.
Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению обеспечивается высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной и волевой сферы.