ГУП Аптека № 3 имеет 4 отдела: рецептурно-производственный, запасов, готовых лекарственных средств и безрецептурного отпуска, 7 аптечных киосков. По договору обслуживает детскую больницу на 410 коек, кожно-венерологический диспансер на 80 коек и заводской профилакторий.
1. Товарооборот аптеки № 3 в соответствии с характером потребителей можно структурировать на товарообороты:
- оптовый;
- розничный.
Оптовым товарооборотом является продажа товаров аптечного ассортимента аптекой №3 другим организациям, а именно:
- детской больнице на 410 коек;
- кожно-венерологическому диспансеру на 80 коек;
- заводскому профилакторию.
Розничный товарооборот аптеки включает продажу потребительских товаров населению для личного, семейного, домашнего использования непосредственно из аптеки и посредством 7 аптечных пунктов.
2.Обьем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период – товарооборот (ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»).
Согласно экономической теории, товарооборот представляет собой процесс купли-продажи. В его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Таким образом на макроуровне он определяется как сумма всех сделок купли-продажи товаров за данный период времени и одновременно как расходы покупателей на приобретение товаров.
|
|
Товарооборот состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь:
Он и Ок П
(товарные запасы на начало (товарное обеспечение)
и конец периода)
Р
(расход товаров- продажа прочие расходы)
Товарооборот как показатель статистики рынка используется в оценках конъюнктуры его и рассматривается как показатель:
- масштаба деятельности организации;
- денежной выручки фарм. предприятия за реализованные товары;
- размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг;
- потребление товарной массы
Изменение т/о может производиться как в стоимостных (денежных) единицах, так и в в натуральном выражении. В стоимостных единицах его величина определяется как произведение цены единицы товара или услуги (Р) на кол-во проданных товаров (Q):
Т/О = Р* Q
Т/о может быть: оптовый и розничный.
Распределение отдельных товаров и услуг в общем объеме их продажи,выраженное относительными величинами: удельным весом или коэф-ом соотношения товаров (услуг) позволяет получить представление о товарной структуре т/о.
Учет реализации товаров населению и ЛПУ:
1). Реализация товаров населению или розничный т/о.
включает 3 основные части:
а0. оборот по амбулаторной рецептуре
б). оборот по безрецептурному отпуску
|
|
в) оборот мелкорозничной сети.
А). при учете экстемпоральных ЛФ за единицу принимается одна рецептурная пропись независимо от числа входящих в нее ингр-ов и их количества.
Данные о кол-ве и стоимости экст-х ЛФ получают на основании записей в рецептурном журнале …………………. корешков квитанции на заказанные ЛС (ф. № А-22), а также контрольно-кассовой ленты.
Ежедневно рекомендуется переносить сведения о кол-ве и стоимости экстемпоральных ЛФ в Журнал учета рецептуры (ф. АП – 2.6). сумма отпуска включается в выручку рецептурно-производственного отдела и отражается в кассовой книге и расходной части товарного отчета матриально-ответственного лица.
Готовые ЛФ ежедневно учитываются по стоимости (толко бесплатные и льготные ежедневно и по кол-ву, ипо стоимости). За одно ГЛС промышленного производства принимают оригинальную единичную упаковку в готовом для отпуска населению виде.сумма выручки фиксируется в Журнале учета рецептуры, кассовой книге и расходной части товарного отчета мат-отв. Лица.
Б). величина оборота по безрец.отпуску определяется по данным контрольно-кассовой ленты как выручка отдела безрец.отпуска и фиксируется в кассовой книге, а также в расх.части товарного отчета мат-отв.лица.
В). Отпуск товаров в мелкорозн.сеть проводится по требованиям-накладным, выписываемым зав.аптечным киоском.
Выручка мелкорозн.сети сдается в кассу аптеки ежедневно, что оформляется приходным кассовым ордером и отражается в кассовой книге.
2). Реализация товаров ЛПУ.
К основным док-м оперативного учета реализации товаров институциональным потребителям относятся:
· Журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями (ф. № А-2.19)
· Накладная-требование (ф. № А-2.20)
· Счет
· Реестр выписанных покупателям требований-накладных (счетов) (ф.№ А-2.22) служит для регистрации выставленных счетов
· Оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей и прочим расчетам (ф.№АП-23)
· Товарный отчет
Приоритетный измеритель этого вида реализации – денежный..
3. К факторам, влияющим на величину т/о относятся:
· Численность населения, доходы на 1 жителя
· Заболеваемость
· Коечность ЛПУ
· Функция коек в ЛПУ
· Функционирование заводского профилактория
· Цена единицы товара.
4. Анализ т/о проводится в несколько этапов:
1. изучают факторы, влияющие на товарооборот по следующим признакам:
· источники влияния
· направление влияния
2. изучают динамику т/о, т.е. его изменение в отчетном периоде в сравнении с базисным.
3. анализируется структура т/о как товарная, так и сезонная (поквартальная, помесячная).
Анализ завершается составлением плана мероприятий по использованию резервов увеличения объемов продаж фармацевтической торговой огганизации.
Планирование т/о:
При планировании т/о ставят след.цели:
- экономически обосновать объем реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения и товарного предложения;
- привести товарную стр-ру реализации в соответствии с организацией сбыта.
Для расчета т/о на предстоящий период чаще используют такие подходы как:
· метод, основанный на учетепрошлых тенденций (метод динамических показателей)
· расчет т/о на основе ланных о численности обслуживаемого населения и объема реализации на одного жителя
· пробный маркетинг исп. при планировании объема реализации новых товаров
· расчет т/о на основе размера ассигнований, выделенных организациям (ЛПУ, мед.кабинаты) объема ЛП, перевязочных средств, ИМН и объемов финансирования лек.обеспечения декретированных групп населения (беспл и льгот отпуск).
После определения т/о на год, производят его поквартальное и помесячное распределение. Динамика квартальных и месячных продаж как правило отличается неравномерностью. Наиболее простым и достаточно наднжным способом распределения объема реализации по кварталам явл метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость объема продаж только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном обороте не менее чем за 3 года, при этом не важно, в каких ценах (сопоставительных или фактических) ведутся расчеты, т.к. при данной методике влияние индекса цен нивелируется.
|
|
Процедура реализации методики на первоначальном этапе предполагает определение среднеквартального т/о за каждый гог6
ТОкварi = ТО i: 4
Где ТОкварi – среднекварт.объем продаж i-го года в денежном измерителе.
ТО I – объем продаж i-го года
Далее рассчитывают средние колебания продаж по кварталам за каждый год:
Сij = (ТОij: ТОквар i) *100%
Где Сij – сезонные колебания объема продаж i-го квартала j-го года (%)
ТОij – объем продаж i-го квартала j-го года.
В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяют индексы сезонности объема продаж:
Jсез.перв i =∑ Ci: n,
Где Jсез.перв I – первонач. Индекс сезонности объема продаж i-го квартала (%), n-число лет
Сумма индексов сезонности объема продаж за 4 квартала д.б. равной 400%. Если отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
Кп = 400∑ Jсез.перв I,
Где Кп – коэф.поправки первоначальных индексов сезонности объема продаж.
Уточненные индексы сезонности объема продаж опредю по формуле:
Jсез.ут. I = Jсез.перв I * Кп,
Где Jсез. I – уточненный индекс сезонности объема продаж i-го квартала в %
Объем продаж по кварталам на планируемый год определяют умножением среднекв.объема продаж планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100
ТОкв I план = ТО кв.ср I * Jсез.ут: 100%
где ТОкв I план –объем продаж i-го квартала планируемого года в руб
ТО кв.ср I –среднекв объем продаж планируемого года в руб
5. запланировать т/о на след.год.
Ттекущ.года = 2 900 000 руб
55% - розн т/о
|
|
45% - оптовый т/о
Троз = 2 900 000 * 55 = 1 595 000 руб
Топт = Тобщ – Троз = 2 900 000 – 1 595 000 = 1 305 000 руб.
Рассчитаем Троз на следующий год с учетом того, что предполагается увеличение реализации товаров из аптеки населению на 3%
1 595 000 – 100%
х -3%
х = 47 850
Трозн.план = 1595 000 + 47 850 = 1 642 850 руб
Топт.план = 1 500 000 + 350 000 + 80 000 = 1 93 000руб
Т общ.план = 1 642 850 + 1 930 000 = 3 572 850 руб
Ответ: 3 572 850 руб