С позиции УЦП контроллинг – один из инструментов управления цепями поставок, наряду с интегрированным планированием и управлением рисками.
Таблица 1.4.
Многоуровневое представление логистики «сегодня» и «завтра»
Управление рисками | |||||
Контроллинг | Уровни | Модель | Документы | Инструменты | Интегрированное планирование |
Стратегический | Сложная система | Миссия (цель, эффективность) корпоративная и логистическая стратегии. | Системное исследование, SWOT-анализ. | ||
Тактический | Ключевые показатели результативности/ эффективности. | Сбалансирован-ная система показателей (ССП/BSC). | |||
Оперативный | Хозяйствующий субъект | Интегрированные показатели хозяйственной деятельности. Хозяйственные договоры. | Бухгалтерский, оперативный и управленческий учет. | ||
Операционный | Показатели хозяйственной деятельности. Сбалансированные и оптимизированные планы. | Учет и отчетность в ERP-системах. | |||
Трансакционный | Конечный автомат | Автоматическая регистрация результатов логистической операции. | Стандарты и технологии автоматической (радиочастотной) идентификации. | ||
Value Chain Visibility (VCV) Прослеживаемость «ценности» в «интеллектуальной» цепи поставок |
Наименование двух верхних уровней представления логистики «сегодня» (стратегический и тактический) хорошо корреспондируются с принятой в системном подходе, поскольку на этих уровнях цепь поставок рассматривается как сложная система.
|
|
Основными документами стратегического уровня являются миссия (цель, эффективность), корпоративная и логистическая стратегии, методическими инструментами - системное исследование и SWOT-анализ.
В менеджменте, как и в любой другой сфере, существует множество задач, одной из которых является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Чтобы создать второстепенные цели, надо определить для начала главную цель организации - миссию. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации [8,27].
От англ. «Mission» обозначает обоснование необходимости деятельности организации. То есть миссия - это общая цель организации, четко выраженная причина существования. Она находится на самой вершине управления, определяется на вершине становления организации и редко изменяется.
Миссия должна быть четко сформулирована, иначе цели могут не состыковываться с планами предприятия. Это может поставить организацию в неприятную ситуацию. Поэтому очень важно знать, можно сказать, правильный путь организации и значение этой дороги.
|
|
Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
- сосредоточить сотрудников организации на общей цели;
- сформулировать основу или стандарт для распределения ресурсов;
- обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру;
- ввести систему формального планирования в организации.
Наукой менеджмента не созданы правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающих оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны принимающих решения руководителей. Как правило, миссия формируется в двух вариантах. В первом миссия, направленная на внешнюю среду - брендовый слоган, который создает имидж организации в обществе; второй направлен на внутреннюю среду организации, который должен подробно рассказывать все необходимые аспекты миссии:
-цель организации;
-область деятельности;
-философия организации;
-методы достижения поставленных целей;
-взаимодействие организации с обществом.
Центральным моментом миссии является ответ на вопрос о главной цели организации. На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности организации.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе компании.
В создание миссии помогает декларация о миссии. Она включает в себя общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих ее от других организаций. Как раз в ней и раскрываются цели, ценности, приоритет над другими фирмами. Декларация не обязана быть толстой стопкой бумаг, а цель расписана на страницу. Цель может заключаться и в одной строчке. Это очень удобно, так как можно ее запомнить без труда и ее будет знать каждый сотрудник. Итак:
- миссия стоит во главе структуры организации, т. к. играет важную роль в организации
- миссия должна быть четко сформулирована
- миссия дает субъектам представление об организации
- миссия не должна зависеть от текущего состояния организации
- миссия, в которой является главной целью получение большей прибыли, - не самая эффективная в мотивировании работников.