Контроллинг логистических систем является одним из инструментов управления цепями поставок наряду с интегрированным планирование цепей поставок и управлением логистическими рисками в цепях поставок.
Взаимодействие этих инструментов комплексного управления цепями поставок показано на рис.1.
Системная сущность цепи поставок (ЦП) отражается в инструментарии контроллинга: в декомпозиции на стратегическом уровне главной цели на частные цели, формировании на тактическом уровне ключевых показателей эффективности, передаче их в сбалансированном виде на оперативный уровень и превращение их в совокупность договорных обязательств с поставщиками и потребителями, а также формирование на операционном уровне совокупности текущих планов для реализации этих обязательств.
Сущность ЦП как хозяйствующего субъекта отражается в инструментарии интегрированного планирования, который формируется первоначально на операционном уровне путем настройки ERP-системы на оптимальность совокупности текущих планов по загрузке производственных площадей, оборудования, персонала и использования имеющихся ресурсов.
|
|
Производственные показатели, сформированные в результате учета и отчетности по работам, выполненным в соответствии с плановыми заданиями на операционном уровне в рамках интегрированного планирования, передаются на оперативный уровень для ведения оперативного, бухгалтерского и управленческого учета.
На основе данных оперативного и бухгалтерского учета в рамках управленческого учета на оперативном уровне интегрированного планирования формируются и передаются на тактический уровень интегрированные показатели хозяйственной деятельности, которые по размерности и существу соответствуют ключевым показателям эффективности (КПЭ).
Сущность ЦП как предметной области, функционирующей в условиях неопределенности, отражается в инструментах управления логистическими рисками, использующих методы исследования операций на стратегическом и тактическом уровнях.
На стратегическом уровне результатом исследования операции функционирования ЦП в условиях неопределенности является формирование подходов и методов управления логистическими рисками (избежание/уклонение, предотвращение/упреждение, удержание, компенсация, передача, сокращение/снижение степени риска). На тактическом уровне на основе выбранных подходов формируются кризисные планы и необходимые резервы.
Совместное использование контроллинга, интегрированного планирования и управления логистическими рисками для УЦП осуществляется на тактическом уровне с использованием процедур мониторинга, контроля, логистического анализа, логистического аудита и перепланирования.
|
|
Исходным для УЦП является план-прогноз достижения определенных значений КПЭ и отчетных значений показателей хозяйственной деятельности (ПХД) на каждый текущий контрольный период (год, квартал) реализации инвестиционного проекта УЦП.
В рамках мони-торинга, на конкретную дату контроля нараста-ющим итогом фиксиру-ются значения ПХД по данным оперативного учета и интегрирован-ные ПХД (ИПХД) - по данным аналитического бухгалтерского учета (по специальной сис-теме счетов).
Процедура контроля позволяет определить отклонения ИПХД от запланирован-ных значений на дату контроля. С использо-ванием процедуры Рис.1. Позиционирование инструментария УЦП
логистического анализа осуществляется пересчет отклонений в ИПХД в отклонения КПЭ.
Процедура контроля позволяет определить отклонения ИПХД от запланированных значений на дату контроля. С использованием процедуры логистического анализа осуществляется пересчет отклонений в ИПХД в отклонения КПЭ.
Следующим шагом управления ЦП в рамках контроллинга является осуществление процедур логистического аудита и перепланирования.
Процедура логистического аудита на основе методов экономического анализа (факторный, статистический, системный анализ) позволяет провести оценку, диагностику и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности ЦП как хозяйствующего субъекта на оставшийся период реализации инвестиционного проекта УЦП.
По результатам логистического аудита на тактическом уровне может быть запущена процедура перепланирования, ориентированная на применение кризисных планов и использование резервов, которые были сформированы в рамках риск-менеджмента (системы управления логистическими рисками).