Сравнительная характеристика «экономичной» и динамичной логистик

Фактор «Экономичная» логистика Динамическая логистика
Цель Эффективные операции Гибкость, обеспечивающая удовлетворение спроса
Метод Удаление всех непроизводительных участков Удовлетворение потребителей
Ограничения Обслуживание потребителей Затраты
Динамика изменений Долгосрочная стабильность Динамичное реагирование на изменяющиеся обстоятельства
Параметры деятельности Производительность, полнота использования Время выполнения заказов, уровень обслуживания
Работа Унифицированная, стандартизированная Переменная, контроль осуществляется более локально
Управление В рамках формализованных циклов планирования Менее структурировано и осуществляется персоналом, наделенным необходимыми полномочиями

Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели.

Стратегические союзы

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие.

4. Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.

5. Стратегия на основе временных параметров. В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «экономичную» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.

6. Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.

7. Стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «экономичная» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).

8. Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.

9. Стратегии диверсификации или специализации. Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза.

10. Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии –удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.

11. Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

Реализация логистической стратегии

Любые стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы. Для успешной реализации стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратеги­ческих решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполне­ния этих правил на практике. Например, стратегическое решение компании о расширении объемов сбыта - это правило, а внедре­ние дополнительного канала продаж продукции через Интернет - это конкретное средство выполнения правила. Таким образом, общие цели стратегии должны быть подкреплены решениями, связанными с реализацией, которые затем преобразуются в более подробные тактические и операционные решения, в конкретные действия, принимаемые и реализуемые на низших уровнях (рис.2.3)

Так стратегическое решение второго типа о внедрении до­полнительного канала продаж продукции через Интернет приво­дит к принятию среднесрочных тактических решений по найму и подготовке персонала, по созданию и функционированию элек­тронной страницы, по организации доставки продукции потреби­телям, по организации электронных платежей; по использованию дополнительных складов и т.д. Эти тактические решения в свою очередь определяют решения операционного уровня, связанные с покупкой соответствующего оборудования, контролем запасов, экспедированием, маршрутами транспорта и т.д.

В общем случае анализ логистической стратегии приводит к постановке и решению на нижних уровнях управления следую­щих возможных вопросов:

• Следует ли нам изменить складские и транспортные опера­ции?

• Изменится ли наш подход к планированию и составлению графиков работы?

• Имеются ли у нас необходимые ресурсы, если нет - можем ли мы их получить?

• Имеется ли у нас подготовленный персонал, и сможем ли мы в случае необходимости подготовить его?

• Как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потен­циальных потребителей?

• Какое влияние она окажет на персонал, сооружения, орга­низацию деятельности, технологию и т.д.?

При переходе к реализации стратегии необходимо рассмат­ривать решения по каждой логистической функции, от снабжения до поставки. Но различные авторы выделяют следующие наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения.

Миссия корпорации

________________ I________________

Корпоративная стратегия

________________ I________________

Бизнес-стратегия

Логистическая Логистическая миссия  
Решения, связанные с правилами  
   
стратегия  
Решения, связанные с реализацией  

Логистическая тактика

Логистические операции

Рис.2.3 Уровни решений в логистике

В менеджменте известны три типа философии Логистических концепций:

1) Философия бережливого производства. Ее сторонники выступают за то, чтобы организация бизнеса была ориентирована на превосходство в производственных процессах. Здесь возмож­но создание комплексного и высокоэффективного планирования цепи поставок.

2) Система управления взаимоотношения с клиентами (фи­лософия клиентоориентированного менеджмента). Ее сторонники выступают за лидерство в области взаимоотношений с клиентами и будут уделять внимание привлечению клиентов, однако плани­рование потока товаров будет, возможно, менее сильным.

3) Система управления жизненным циклом продукта (фило­софия ориентации работы предприятия на продукт). Ее сторонники выступают за лидерство по продукту. Они будут стремиться узнать, где пересекаются планирование потока товаров и управ­ление жизненным циклом продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: