Чтобы анализ был более качественным, специалисты советуют следующее.
1) Тщательно определить сферу анализа. Желательно выделить конкретный рынок, конкретный товар или услугу. Всеобъемлющий анализ, скорее всего, будет слишком обобщенным и поэтому бесполезным.
2) Одно и то же обстоятельство может оказаться как силой, так и слабостью. А возможно, этим обстоятельством вообще можно пренебречь. Ведь, если поднапрячься, можно выписать великое множество качеств товара — как сильных, так и слабых. Какие из них значимые, а какие нет?
Поэтому, когда речь идет о товаре/услуге, то сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают клиенты. Если преимуществ и слабостей слишком много, то их необходимо проранжировать в соответствии с их важностью в глазах покупателей и включить в конечный список только наиболее важные.
3) Рекомендуется быть максимально конкретным в формулировках, избегая пространных и двусмысленных заявлений. К примеру, «высокий творческий потенциал сотрудников» — малополезный тезис, так как непонятно: о каких сотрудниках идет речь? О творческом потенциале в какой области? Столь общее утверждение нужно дробить на составляющие, которые затем рассмотреть с точки зрения важности для Клиентов.(«Продавец Иванов творчески подходит к работе с весами и разработал новую теорию арифметики при расчетах с Клиентами»; «Охранник Сидоров пишет неплохие стихи, но при этом хамит посетителям в прозе»).
Вот пример SWOT-матрицы для некоей обувной фабрики:
Сильные стороны: — компания давно на рынке — хорошие связи в мэрии — нашу обувь носит Михаил Боярский — действительно из натуральной кожи! | Слабые стороны: — уход в декрет зам. директора — женский, постоянно интригующий коллектив — дизайн устарел — нарекания клиентов на качество швов |
Возможности: — поедем на выставку в Саранск и получим там золотую медаль (я уже обо всем договорился)… — аргентинцы интересовались нашей продукцией, возможен заказ от тамошнего Министерства Обороны — директора выберут депутатом областной Думы — откроем свой интернет-магазин | Угрозы: — задержка поставок главным поставщиком стелек — неожиданный визит налоговой инспекции — публикация клеветнической статьи конкурентами — массовые снегопады в районе центрального склада: не проехать |
и т. д.
Дальше ряд авторов рекомендует рассмотреть комбинации полученных характеристик. Комбинации «возможности — сильные стороны» можно использовать как ориентиры стратегического развития; комбинации «возможности — слабые стороны» применять для внутренних преобразований. Комбинации «угрозы — слабые стороны» рассматриваются как ограничения стратегического развития, а «угрозы — сильные стороны» — как потенциальные стратегические преимущества.
Американец М. Мескон предлагает еще рассмотреть комбинации «сильные стороны — возможности» (обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями?), и «слабые стороны — угрозы» (какие слабые стороны фирмы могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями?)
Попросту говоря, мы получаем все возможные комбинации из четырех клеток SWOT-матрицы. Теперь, если в каждой клетке нашей матрицы хотя бы по 10 пунктов, то представляете, сколько комбинаций — и, соответственно, вариантов стратегических действий — получается?
Это хорошо тем, что мы можем рассмотреть все возможные сценарии, ничего не упустив. Но вместе с тем непонятно: что дальше делать с этими вариантами? Какой из них выбрать? (Попробуйте хотя бы для интереса покомбинировать высказывания из примера, приведенного в предыдущей главе).
В связи с этим стоит привести высказывание одного специалиста: «К сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина».
Можем предположить, что дело не в «неумелых руках», а в существенных недостатках SWOT-анализа: неинструментальность, расплывчатость рекомендаций. Метод дает возможность многочисленных трактовок, но при этом не дает четких указаний: как использовать полученные в результате анализа перечни.
Тем не менее, уже саму идею систематизации возможных рисков стоит всячески приветствовать.
Итак, нарисуем таблицу достоинств и недостатков самого SWOT-метода.
Достоинства | Недостатки |
Простота | Недостаточная инструментальность: не очень понятно, что делать с полученными перечнями |
Дает множество вариантов развития событий | Отсутствуют критерии выбора из перечня вариантов |
Рассказывая в одном из номеров журнала о мозговом штурме, мы упомянули о такой его разновидности, как «обратный штурм». Процедура «обратного штурма» аналогична классической. Но цель такой «атаки» иная. На рассмотрение группы генераторов идей выносится некий объект — идея, проект или товар, который кажется уж слишком безупречным. Присутствующим дается задание придумать как можно больше способов… этот объект испортить.
Обcуждаются вопросы:
· Как это можно сломать? Где это сломается скорее всего?
· Почему это будет работать неправильно?
· Как это можно использовать в разрушительных целях?
· Как это можно украсть, очернить, оклеветать… и т. д.
В 80-е годы XX века советским инженером Борисом Злотиным был разработан метод, основанный на идее, в чем-то схожей с «обратным штурмом», но гораздо более инструментальный. Фактически это алгоритм разработки «диверсии», который и получил название «диверсионного анализа».
Цель метода — выявление и устранение вредных, нежелательных эффектов и явлений, в том числе возможных аварий, катастроф и т. п. Метод состоит из 11 частей, содержит перечни типовых вредных воздействий, результатов вредных воздействий и опасных зон.
9. Формирование плана стратегических мероприятий для согласования корпоративной и логистической стратегий фирмы