Советы по SWOT

Чтобы анализ был более качественным, специалисты советуют следующее.

1) Тщательно определить сферу анализа. Желательно выделить конкретный рынок, конкретный товар или услугу. Всеобъемлющий анализ, скорее всего, будет слишком обобщенным и поэтому бесполезным.

2) Одно и то же обстоятельство может оказаться как силой, так и слабостью. А возможно, этим обстоятельством вообще можно пренебречь. Ведь, если поднапрячься, можно выписать великое множество качеств товара — как сильных, так и слабых. Какие из них значимые, а какие нет?

Поэтому, когда речь идет о товаре/услуге, то сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают клиенты. Если преимуществ и слабостей слишком много, то их необходимо проранжировать в соответствии с их важностью в глазах покупателей и включить в конечный список только наиболее важные.

3) Рекомендуется быть максимально конкретным в формулировках, избегая пространных и двусмысленных заявлений. К примеру, «высокий творческий потенциал сотрудников» — малополезный тезис, так как непонятно: о каких сотрудниках идет речь? О творческом потенциале в какой области? Столь общее утверждение нужно дробить на составляющие, которые затем рассмотреть с точки зрения важности для Клиентов.(«Продавец Иванов творчески подходит к работе с весами и разработал новую теорию арифметики при расчетах с Клиентами»; «Охранник Сидоров пишет неплохие стихи, но при этом хамит посетителям в прозе»).

Вот пример SWOT-матрицы для некоей обувной фабрики:

Сильные стороны: — компания давно на рынке — хорошие связи в мэрии — нашу обувь носит Михаил Боярский — действительно из натуральной кожи! Слабые стороны: — уход в декрет зам. директора — женский, постоянно интригующий коллектив — дизайн устарел — нарекания клиентов на качество швов
Возможности: — поедем на выставку в Саранск и получим там золотую медаль (я уже обо всем договорился)… — аргентинцы интересовались нашей продукцией, возможен заказ от тамошнего Министерства Обороны — директора выберут депутатом областной Думы — откроем свой интернет-магазин Угрозы: — задержка поставок главным поставщиком стелек — неожиданный визит налоговой инспекции — публикация клеветнической статьи конкурентами — массовые снегопады в районе центрального склада: не проехать

и т. д.

Дальше ряд авторов рекомендует рассмотреть комбинации полученных характеристик. Комбинации «возможности — сильные стороны» можно использовать как ориентиры стратегического развития; комбинации «возможности — слабые стороны» применять для внутренних преобразований. Комбинации «угрозы — слабые стороны» рассматриваются как ограничения стратегического развития, а «угрозы — сильные стороны» — как потенциальные стратегические преимущества.

Американец М. Мескон предлагает еще рассмотреть комбинации «сильные стороны — возможности» (обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями?), и «слабые стороны — угрозы» (какие слабые стороны фирмы могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями?)

Попросту говоря, мы получаем все возможные комбинации из четырех клеток SWOT-матрицы. Теперь, если в каждой клетке нашей матрицы хотя бы по 10 пунктов, то представляете, сколько комбинаций — и, соответственно, вариантов стратегических действий — получается?

Это хорошо тем, что мы можем рассмотреть все возможные сценарии, ничего не упустив. Но вместе с тем непонятно: что дальше делать с этими вариантами? Какой из них выбрать? (Попробуйте хотя бы для интереса покомбинировать высказывания из примера, приведенного в предыдущей главе).

В связи с этим стоит привести высказывание одного специалиста: «К сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина».

Можем предположить, что дело не в «неумелых руках», а в существенных недостатках SWOT-анализа: неинструментальность, расплывчатость рекомендаций. Метод дает возможность многочисленных трактовок, но при этом не дает четких указаний: как использовать полученные в результате анализа перечни.

Тем не менее, уже саму идею систематизации возможных рисков стоит всячески приветствовать.

Итак, нарисуем таблицу достоинств и недостатков самого SWOT-метода.

Достоинства Недостатки
Простота Недостаточная инструментальность: не очень понятно, что делать с полученными перечнями
Дает множество вариантов развития событий Отсутствуют критерии выбора из перечня вариантов

Рассказывая в одном из номеров журнала о мозговом штурме, мы упомянули о такой его разновидности, как «обратный штурм». Процедура «обратного штурма» аналогична классической. Но цель такой «атаки» иная. На рассмотрение группы генераторов идей выносится некий объект — идея, проект или товар, который кажется уж слишком безупречным. Присутствующим дается задание придумать как можно больше способов… этот объект испортить.

Обcуждаются вопросы:

· Как это можно сломать? Где это сломается скорее всего?

· Почему это будет работать неправильно?

· Как это можно использовать в разрушительных целях?

· Как это можно украсть, очернить, оклеветать… и т. д.

В 80-е годы XX века советским инженером Борисом Злотиным был разработан метод, основанный на идее, в чем-то схожей с «обратным штурмом», но гораздо более инструментальный. Фактически это алгоритм разработки «диверсии», который и получил название «диверсионного анализа».

Цель метода — выявление и устранение вредных, нежелательных эффектов и явлений, в том числе возможных аварий, катастроф и т. п. Метод состоит из 11 частей, содержит перечни типовых вредных воздействий, результатов вредных воздействий и опасных зон.

9. Формирование плана стратегических мероприятий для согласования корпоративной и логистической стратегий фирмы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: