Структура ключевых показателей эффективности (KPI) по логистике фирмы

В терминологическом словаре ELA есть понятие «Logistics key performance indicators» (KPI) — ключевые показатели результативности логистической деятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарным потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

1.- общие логистические издержки;

2.- качество логистического сервиса;

3.- продолжительность логистических циклов;

4.- производительность;

5.- возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели в дальнейшем мы будем называть ключевыми или комплексными показателями эффективности ЛС. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенч-маркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности ЛС называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной ЛС, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей, учитывая, что более детально их содержание и особенности использования раскрыты в соответствующих разделах книги.

1.Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в ЛС.

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

- затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);

- ущербы от логистических рисков;

- затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям.

Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на:

-транспортировку,

-складирование,

-грузопереработку,

-управление запасами,

-управление заказами,

-информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в ЛС в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40 %), транспортные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие функции (9-14 %)31.

За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Известный американский консультант в области логистики Герберт Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в проышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребителъского сервиса.

В 1997 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом:

Перевозка готовой продукции - 4,08 %;

Складирование - 2,40;

Управление обслуживанием/ заказами клиентов - 0,55;

Управление распределением - 0,36;

Стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) — 1,81 % -

Общее количество 9,02 %.

Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции);

Перевозка готовой продукции — 13,24; 0,29 $/кг

Складирование — 10,79; 0,24 $/кг

Управление обслуживанием / заказами клиентов — 4,07; 0,09 $/кг

Управление распределением — 1,53 0,034 $/кг;

Стоимость хранения запасов при 18 % -ной учетной ставке — 18,13. 0,4 $/кг

Общая сумма составила 47,4832. 1,055 $/кг

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

1. логистические издержки в отношении объема продаж;

2. отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;

3. логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;

4. логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;

5. логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании (логистический анализ и аудит).

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

1. неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;

2. наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в ЛС и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;

3. отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д.

2. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис» (см. также п. 8).

По существу подавляющее большинство логистических операций/функции является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

Посредники, действующие в ЛС, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

Логистические услуги так же многообразны, как и логистические операции. Для примера в табл. 2.3 приведен спектр логистических услуг, оказываемых складами общего пользования США.

Таблица 2.3. Виды услуг, оказываемые складами общего пользования

1. Грузопереработка, хранение и распределение, взяв за единицу упаковку или грузовую единицу

2. Хранение транзитных грузов

3. Контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада

4. Предоставление складского пространства на условиях аренды

5. Предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и компьютерного сервиса

6. Предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов, экспедированием, дорожным движением

7. Физическое распределение продукции внутри склада

8. Предоставление современных устройств подготовки и считывания информации, сканеров и т.п.

9. Разработка плана консолидации грузовых отправок

10. Упаковка и сортировка товаров

11. Дезинфекция

12. Маркировка, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковка в защитную пленку

13. Почтовые услуги и экспресс-отправка

14. Пакетирование, паллетирование и обвязывание грузов

15. Погрузка (разгрузка) на автомобили. прицепы и полуприцепы

16. Подготовка, тестирование, испытание, взвешивание и контроль

17. Консолидация и разукрупнение партий грузов

18. Подготовка специальных мест хранения

19. Подготовка и доставка товаросопроводительных документов

20. Предоставление автотранспорта для местных и дальних перевозок

21. Установка специальных приспособлений на транспортные средства для доставки негаба-ритных грузов

22. Оформление складских документов по приемке груза, переадресации, транзиту и т.п.

23. Распределение грузовых отправок

24. Подготовка грузовых документов

25. Информирование о кредитовании

26. Предоставление взаймы хранимых товаров

27. Территориальный складской сервис

28. Терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных перевозок

29. Хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей нестандартного складского оборудования

30. Открытое хранение грузов

31. Грузопереработка, хранение и затаривание мелкопартионных отправок грузов

32. Розлив, грузопереработка. хранение, бутилирование жидких грузов

33. Грузопереработка и хранение контейнеров

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов.

Такими особенностями являются:

1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.

2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.

5. Сервис - деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель. Измерение качества сервиса при анализе и проектировании ЛС должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

В международном стандарте ISO 8402:1994 качество определено «как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика.

Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:

1. осязаемость - физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;

2. надежность - исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;

3. ответственность - желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;

4. законченность - наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;

5. доступность - простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;

6. безопасность - отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке);

7. вежливость - поведение поставщика сервиса, корректность персонала;

8. коммуникабельность - способность разговаривать на языке, понятном покупателю;

9. взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, умение войти в роль покупателя и понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

Важнейшим комплексным показателем эффективности ЛС является продолжительность полного логистического цикла - время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: