Во время работы двигателя поршневой палец подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига, смятия и овализации. В соответствии с указанными условиями работы к материалам, применяемым для изготовления пальцев, предъявляются требования высокой прочности и вязкости.
Основные конструктивные размеры поршневых пальцев: наружный и внутренний диаметры поршневого пальца, длина пальца. Большинство бензиновых двигателей имеют поршневые пальцы с цилиндрическим внутренним отверстием. В современных высокофорсированных двигателях наблюдается тенденция увеличения толщины стенок пальцев и уменьшения их длины, особенно при использовании способа фиксации шатуна от осевого перемещения в бобышках поршня. Поршневые пальцы дизелей имеют в 1,5 — 2 раза более толстые стенки в целях обеспечения их жесткости и прочности. Основные типы поршневых пальцев представлены на рис. 1.
Расчет поршневого пальца включает определение удельных давлений пальца на втулку верхней головки шатуна и на бобышки, а также напряжений от изгиба, среза и овализации.
|
|
Максимальные напряжения в пальцах бензиновых двигателей возникают при работе на режиме максимального крутящего момента, а в пальцах дизелей — при работе на номинальном режиме.
Рис. 1. Основные типы поршневых пальцев
а) палец с цилиндрическим отверстием и относительно тонкими стенками, б) палец с увеличенной жесткостью в среднем сечении, в) короткий палец с толстыми стенками, г) палец для дизелей с толстыми стенками, д) палец «равного сопротивления изгибу»
с коническими отверстиями