Задание 1. Дайте определение понятиям метод обучения, методический прием. Как они взаимосвязаны?
Метод обучения ― это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский). Более современное определение метода обучения звучит следующим образом. Метод обучения ― это способ достижения цели обучения, система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Метод обучения состоит из приёмов обучения (методических приёмов). Приём обучения (методический приём) — это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия.
Задание 2. Составьте таблицу, отображающую сущностную характеристику, достоинства и недостатки методов обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, групповой метод решения проблем, ситуационный, метод эвристических вопросов, метод проектов.
Методы обучения
| Сущностная характеристика
| Достоинства
| Недостатки
|
Словесный
| Формирование у
обучающихся представления и понятия об изучаемых явлениях и процессах и
на этой основе сформировать суждения и умозаключения
| живое слово преподавателя, его отношение к излагаемому материалу,
грамотность и эмоциональность речи, возможность учесть индивидуальные
особенности, сообщение большого количества информации в сжатые сроки,
формирование речи обучающихся, их словесно-логического мышления,
самостоятельности, познавательной активности
| Вербализм,
опасность отрыва учения от практики, жизни
|
Наглядный
|
|
|
|
Практический
|
|
|
|
Объяснительно- иллюстративный
|
|
|
|
Исследовательский
| обучаемые самостоятельно изучают литературу,
источники, ведут наблюдения, измерения, выполняют другие действия
поискового характера. Методы учебной работы перерастают в методы научного
исследования
|
|
|
Групповой
|
|
|
|
Ситуационный
|
|
|
|
Эвристических вопросов
| суть з аключается в
организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или
самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством
педагога или на основе эвристических программ и указаний
|
|
|
Метод проектов
|
|
|
|
Репродуктивный
| применение изученного на основе образца или
правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е.
выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных,
сходных с показанным образцом ситуациях)
|
|
|
Проблемного изложения
| преподаватель ставит проблему, формулирует
познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая
точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной
задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного
поиска);
|
|
|
Задание 4. Составьте схему, отображающую взаимосвязь методов обучения с организационными формами в высшей школе.
Частично-поисковый:
1.Лекция обратной связи
2.Лекция-провокация
3.Лекция-прессконференция
4.Лекция-дискуссия
5.Лекция-беседа
6.Семинар-дискуссия
7.Исследовательский проект
8.Творческий проект
| |
Проблемное обучение:
1.Проблемная лекция
2.Бинарная лекция
3.Практикум
| |
Репродуктивный:
1.Информативная лекция
2.Обзорная лекция
3.Семинар-беседа
4.Практическая работа в форме тренинга
5.Лабораторная работа
| |
Объяснительно- иллюстративный:
1.Лекции
2.Семинары
3.Практические занятия
| |