Задание 1. Дайте определение понятиям метод обучения, методический прием. Как они взаимосвязаны?
Метод обучения ― это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский). Более современное определение метода обучения звучит следующим образом. Метод обучения ― это способ достижения цели обучения, система последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению социального опыта, воплощенного в содержании образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Метод обучения состоит из приёмов обучения (методических приёмов). Приём обучения (методический приём) — это структурный элемент метода; это действие учителя, вызывающее ответную реакцию учащихся, соответствующую целям этого действия.
Задание 2. Составьте таблицу, отображающую сущностную характеристику, достоинства и недостатки методов обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, групповой метод решения проблем, ситуационный, метод эвристических вопросов, метод проектов.
| Методы обучения | Сущностная характеристика | Достоинства | Недостатки |
| Словесный | Формирование у обучающихся представления и понятия об изучаемых явлениях и процессах и на этой основе сформировать суждения и умозаключения | живое слово преподавателя, его отношение к излагаемому материалу, грамотность и эмоциональность речи, возможность учесть индивидуальные особенности, сообщение большого количества информации в сжатые сроки, формирование речи обучающихся, их словесно-логического мышления, самостоятельности, познавательной активности | Вербализм, опасность отрыва учения от практики, жизни |
| Наглядный | | | |
| Практический | | | |
| Объяснительно- иллюстративный | | | |
| Исследовательский | обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения, измерения, выполняют другие действия поискового характера. Методы учебной работы перерастают в методы научного исследования | | |
| Групповой | | | |
| Ситуационный | | | |
| Эвристических вопросов | суть з аключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе эвристических программ и указаний | | |
| Метод проектов | | | |
| Репродуктивный | применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях) | | |
| Проблемного изложения | преподаватель ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска); | | |
Задание 4. Составьте схему, отображающую взаимосвязь методов обучения с организационными формами в высшей школе.
| Частично-поисковый: 1.Лекция обратной связи 2.Лекция-провокация 3.Лекция-прессконференция 4.Лекция-дискуссия 5.Лекция-беседа 6.Семинар-дискуссия 7.Исследовательский проект 8.Творческий проект | |
| Репродуктивный: 1.Информативная лекция 2.Обзорная лекция 3.Семинар-беседа 4.Практическая работа в форме тренинга 5.Лабораторная работа | |
