Задание 1. Отобразите схематическисодержательную характеристику и взаимосвязь(цель, задачи, признаки, функции, этапы и уровни) самостоятельной работы как формы организации обучения в вузе.
1-й уровень-студент знакомится с приемами самостоятельной работы. 2-й уровень-студент репродуцирует, т.е воспроизводит то, что ему уже знакомо или то, с чем он познакомился сам. 3-й уровень-студент выполняет самостоятельный частичный поиск данных, сведений и для решения или выполнения определенного задания. 4-й уровень-студент самостоятельно проводит эксперимент. 5-й уровень-студент обобщает экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, делает доклад по результатам эксперимента 6-й уровень-студент на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.
| |
Функции самостоятельной работы:
- информационно – обучающая;
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая;
| |
Задание 2. Что такое учебная задача. Каково ее место в структуре самостоятельной работы студента.
Вторым по счету, но главным по сути компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.Понятие «задача» имеет большую историю развития в науке. В психологическом плане в отечественной науке одним из первых исследователей, рассматривавшим категорию задачи, был М.Я. Басов (1892—1931). Анализируя деятельность ребенка, он отмечал, что для самых разнообразных учебных и жизненных ситуаций общим является момент задачи как таковой. Этот общий момент связан с необходимостью для человека открыть то, чего он еще не знает и что нельзя просто увидеть в предмете; для этого ему потребуется определенное действие с этим предметом. В своих трудах он обосновал целесообразность использования в психологии понятия задачи одновременно с терминами «действие», «цель» и «задание».В дальнейшем в работах С.Л. Рубинштейна понятие задачи получило более широкую трактовку в соотнесении с понятием действия и в общем контексте целеполагания. Согласно С.Л. Рубинштейну, «так называемое произвольное действие человека — это осуществление цели. Прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается. Однако как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того чтобы ее осуществить, надо учесть условия,в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное человеческое действие — это более или менее сознательное решение задачи. Но для совершения действия недостаточно и того, чтобы задача была субъектом понята;она должна быть им принята». Отметим, что, по А.Н.Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях.Рассматривая общедидактическое содержание понятия задачи, В.И. Гинецинский определяет ее как «...стандартизированную (схематизированную) форму описания некоторого фрагмента (отрезка) уже осуществленной (достигшей требуемого результата) познавательной деятельности, ориентированную на создание условий для воспроизведения этой деятельности в условиях обучения». К условиям задачи и ее требованиям относятся данное и искомое, и основное условие состоит в том, чтобы «выразить искомое через данное». Отмечается также важность формулировки задания по критериям корректности и сложности, где последнее есть объективный показатель, который соотносится с субъективной трудностью или легкостью решения задачи. В дидактическом плане важны также две отмеченные В.И. Гинецинским характеристики психологических задач — «диагностичность и креациозность», где первая соотносится с задачей определения усвоения учебного материала, а вторая — со стимулированием познавательной активности, познавательного усилия. Основываясь на определении учебной деятельности как специфической деятельности субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом и решаемых обучающимся учебных задач, отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект. Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над которыми в данный отрезок учебного времени работает обучающийся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой, усвоение учебной задачи отрабатывается как понимание школьниками конечной цели и назначения данного учебного задания.
Задание 3. Составьте структурно-логическую схему, отображающую сущностную характеристику процесса управления самостоятельной работой студентов и факторов мотивирующих ее.
1.Полезность выполняемой работы
2.Участие студентов в творческой деятельности
3.Интенсивная педагогика
4.Участие в олимпиадах
5.Накопительные оценки,рейтинг,тесты
6.Поощрение студентов за успехи в учебе
7.Индивидуализация заданий,их обновление
8.Личность преподавателя
| |
1.Организуемая преподавателем самостоятельная работа
2. самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам. коллоквиумам и т.п.)
| |
Задание 4. Изобразите схематическиособенности организации и виды самостоятельной работы в вузе.
Задание 5. Отобразите схематически методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студентов.
1.Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем
2. Проверка рефератов и письменных докладов
3. Проверка письменных отчетов
4. Тестирование
5. Проверка знаний на промежуточном этапе
6. Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой
7. Проверка конспектов источников, монографий и статей
8. Выборочная проверка заданий
9. Разработка заданий, создание поисковых ситуаций
10. Собеседование по проработанной литературе
11.Составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения опытной информации и т.д.
| |
1.План-график выполнения СРС по дисциплине
2.Характеристика и описание заданий на СРС
3.Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС по каждому заданию
4.Рекомендуемая литература(основная и дополнительная)
5.Требования к представлению и оформлению результатов СРС
6.Оценка выполнения СРС
| |