Практическое занятие 5. Тема: Самостоятельная работа студентов – одна из форм организации процесса обучения в вузе

Задание 1. Отобразите схематическисодержательную характеристику и взаимосвязь(цель, задачи, признаки, функции, этапы и уровни) самостоятельной работы как формы организации обучения в вузе.

       
   
 


1-й уровень-студент знакомится с приемами самостоятельной работы. 2-й уровень-студент репродуцирует, т.е воспроизводит то, что ему уже знакомо или то, с чем он познакомился сам. 3-й уровень-студент выполняет самостоятельный частичный поиск данных, сведений и для решения или выполнения определенного задания. 4-й уровень-студент самостоятельно проводит эксперимент. 5-й уровень-студент обобщает экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, делает доклад по результатам эксперимента 6-й уровень-студент на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.
Функции самостоятельной работы: - информационно – обучающая; - развивающая; - ориентирующая; - стимулирующая;

Задание 2. Что такое учебная задача. Каково ее место в структуре самостоятельной работы студента.

Вторым по счету, но главным по сути компонентом структу­ры учебной деятельности является учебная задача. Она предла­гается обучающемуся как определенное учебное задание (форму­лировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью ко­торых представлен сам учебный процесс в целом.Понятие «задача» имеет большую историю развития в науке. В психологическом плане в отечественной науке одним из пер­вых исследователей, рассматривавшим категорию задачи, был М.Я. Басов (1892—1931). Анализируя деятельность ребенка, он отмечал, что для самых разнообразных учебных и жизненных ситуаций общим является момент задачи как таковой. Этот об­щий момент связан с необходимостью для человека открыть то, чего он еще не знает и что нельзя просто увидеть в предмете; для это­го ему потребуется определенное действие с этим предметом. В сво­их трудах он обосновал целесообразность использования в пси­хологии понятия задачи одновременно с терминами «действие», «цель» и «задание».В дальнейшем в работах С.Л. Рубинштейна понятие задачи получило более широкую трактовку в соотнесении с понятием дей­ствия и в общем контексте целеполагания. Согласно С.Л. Рубин­штейну, «так называемое произвольное действие человека — это осуществление цели. Прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается. Од­нако как ни существенна цель, одного осознания цели недоста­точно. Для того чтобы ее осуществить, надо учесть условия,в которых действие должно совершиться. Соотношение цели и ус­ловий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное человеческое действие — это более или менее сознательное решение задачи. Но для совершения дейст­вия недостаточно и того, чтобы задача была субъектом поня­та;она должна быть им принята». Отметим, что, по А.Н.Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных ус­ловиях.Рассматривая общедидактическое содержание понятия задачи, В.И. Гинецинский определяет ее как «...стандартизированную (схе­матизированную) форму описания некоторого фрагмента (от­резка) уже осуществленной (достигшей требуемого результата) познавательной деятельности, ориентированную на создание условий для воспроизведения этой деятельности в условиях обу­чения». К условиям задачи и ее требованиям относят­ся данное и искомое, и основное условие состоит в том, чтобы «вы­разить искомое через данное». Отмечается также важность фор­мулировки задания по критериям корректности и сложности, где последнее есть объективный показатель, который соотносится с субъективной трудностью или легкостью решения задачи. В ди­дактическом плане важны также две отмеченные В.И. Гинецинским характеристики психологических задач — «диагностичность и креациозность», где первая соотносится с задачей опреде­ления усвоения учебного материала, а вторая — со стимулирова­нием познавательной активности, познавательного усилия. Основываясь на определении учебной деятельности как спе­цифической деятельности субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на осно­ве решения посредством учебных действий специально постав­ленных педагогом и решаемых обучающимся учебных задач, от­метим, что учебная задача — это основная единица учебной де­ятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предме­тов, с которыми действует субъект. Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над ко­торыми в данный отрезок учебного времени работает обучающий­ся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность до­лжна быть представлена как система учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных учеб­ных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), та­кие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой, усвоение учебной задачи от­рабатывается как понимание школьниками конечной цели и на­значения данного учебного задания.

Задание 3. Составьте структурно-логическую схему, отображающую сущностную характеристику процесса управления самостоятельной работой студентов и факторов мотивирующих ее.

1.Полезность выполняемой работы 2.Участие студентов в творческой деятельности 3.Интенсивная педагогика 4.Участие в олимпиадах 5.Накопительные оценки,рейтинг,тесты 6.Поощрение студентов за успехи в учебе 7.Индивидуализация заданий,их обновление 8.Личность преподавателя
1.Организуемая преподавателем самостоятельная работа 2. самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам. коллоквиумам и т.п.)

Задание 4. Изобразите схематическиособенности организации и виды самостоятельной работы в вузе.

Задание 5. Отобразите схематически методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы студентов.

1.Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем 2. Проверка рефератов и письменных докладов 3. Проверка письменных отчетов 4. Тестирование 5. Проверка знаний на промежуточном этапе 6. Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой 7. Проверка конспектов источников, монографий и статей 8. Выборочная проверка заданий 9. Разработка заданий, создание поисковых ситуаций 10. Собеседование по проработанной литературе 11.Составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения опытной информации и т.д.
1.План-график выполнения СРС по дисциплине 2.Характеристика и описание заданий на СРС 3.Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС по каждому заданию 4.Рекомендуемая литература(основная и дополнительная) 5.Требования к представлению и оформлению результатов СРС 6.Оценка выполнения СРС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: