Подсчитывается число повторений, проведенных до первого безошибочного воспроизведения всех слов, предназначенных для слухового предъявления, потом — для зрительного, затем количество воспроизведенных слов через час после слухового и зрительного заучивания. Если в процессе воспроизведения испытуемый вместо названных придумывает свои слова, то это свидетельствует о рассеянности внимания и склонности к искажению информации.
Таблица 2. Протокол опыта по выявлению скорости запоминания при слуховом и зрительном предъявлении материала
|
Сделать выводы об индивидуальных особенностях памяти. При необходимости разработать рекомендации по развитию памяти с использованием мнемических приемов.
Приложение к части 2, главе 5
Правильные ответы:
1. Только обложки, так как последняя страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с первой страницей второго.
2. 240 км.
3. а. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получилась пирамида (рис. 2).
б. Переложить крайние спички внутрь квадрата (рис. 1).
|
4. Вместо молотка использовать гирю.
5. а. Осталось три (остальные сгорели).
6. Этот человек — ребенок или карлик (не дотягивается до нужной кнопки).
в. Они подошли с разных сторон. Сначала один перебрался на другой берег, потом второй.
Приложение к части 2, главе 6
Тест «Несуществующее животное»
Инструкция
Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием». Лист бумаги лучше всего взять белый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ.
• В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
|
• Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
• Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь).
• Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности. Активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
• Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Лишь незначительная часть замыслов реализуется.
• Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.
• Значение детали «уши» — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
• Приоткрытый, рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как болтливость, в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы — боязливость, тревожность.
• Глаза. Прорисовка радужки свидетельствует о переживаниях страха. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин — женственные черты характера. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
• Большой размер головы по сравнению с туловищем говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию свою и в окружающих.
• Дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда — постамент).
• Массивность и устойчивость туловища — основательность, обдуманность, рациональность, опора на существенные положения и значимую информацию.
• Легкость в туловище, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног, — поверхностность суждений, легкомыслие, импульсивность.
• Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, творческое начало.
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ.
Могут быть функциональными или украшающими.
• Функциональные: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-куд- рей — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, завоевание своего места под солнцем.
• Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам.
• Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению.
• Влево — отношение к своим мыслям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
• Хвост вверх — уверенность, бодрость.
• Падающий вниз — недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ.
• Наличие выступов (типа щитов, панцирей, игл) — защита от окружающих, если она выполнена в острых углах — агрессивная.
• Затемнения линии контура связаны со страхом и тревогой.
• Если поставлены щиты, линия удвоена — с опасением, подозрительностью.
Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению:
• верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение;
• нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;
• боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ.
• Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА РИСУНКА.
• Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
• Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов на рисунке, независимо от их спя зи с той или иной деталью изображении. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии когти, зубы, клювы.
• Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и т. д. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
• Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.
• Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтиро- вание в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
• Творческие возможности выражены количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
• Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-на- учным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются бессмысленные названия, такие как «лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п., знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кускус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосино- тиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т. п.).
Пример интерпретации рисунка «лягушка-помидор»
Лягушка-помидор, заметившая опасность
|
Центральная смысловая часть фигуры. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, его обдумывание и планирование, реализация.
Несущая, опорная часть фигуры. Лапы хорошо прорисованы — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, опора на существенные положения и значимую информацию.
Контуры фигуры. Гладкие, ровные. У человека нет «защиты» от окружающих, нет агрессии.
Общая энергия. На рисунке дано только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечное! и.) Характерно: экономия энергии, астеничность ор>анилма.
Общая оценка рисунка. Выражены творческие возможности: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (лягушки).
Приложение к части 2, главе 8
Ответы на задание 1:
1 — агрессия;
2 — страх;
3 — радость;
4 — гнев;
5 — гордость;
6 — восторг;
7 — уныние;
8 — удивление;
9 — удовольствие.
|
Приложение к части 3, главе 3
Практическая работа № 4. «Способности»
Задание 1. Определите уровень вашего творческого потенциала, а также границы вашей любознательности, развитие личностных качеств (веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независимым), особенности зрительной и слуховой памяти, степень сосредоточенности, способность абстрагироваться.
Цель: изучение своего творческого потенциала.
Метод: тест «Ваш творческий потенциал».
Инструкция: выберите один из вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решите предпринять какое-то дело, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) нет.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворитесь тем, что успели добиться;
в) да, но только если это вам нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжите делать свое дело, даже когда очевидно,, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя:
а) из своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запомните только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один(одна), вы:
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите мечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея вас захватывает, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Лягушка-помидор, заметившая опасность






