Обработка результатов. Подсчитывается число повторений, проведенных до первого безошибочного воспроизведения всех слов, предназначенных для слухового предъявления

Подсчитывается число повторений, проведенных до первого безошибочного воспроизведения всех слов, предназначенных для слухового предъявления, потом — для зрительного, затем количество воспроизведенных слов через час после слухового и зрительного заучивания. Если в процессе воспроизведения ис­пытуемый вместо названных придумывает свои слова, то это свидетельствует о рассеянности внимания и склонности к иска­жению информации.

Таблица 2. Протокол опыта по выявлению скорости запоминания при слуховом и зрительном предъявлении материала
Слуховое восприятие Через час Зрительное восприятие Через час
Слово Число воспроиз­ведений Слово  
               
1 Рыба           1 Нога          
2 Трава           2 Блин          
3 Ложка           3 Газета          
4 Замок           4 Совок          
5 Зима           5 Лилия          
6 Корова           6 Окно          
7 Печка           7 Лист          
8 Перо           8 Курица          
9 Закон           9 Снег          
10 Грамм           10 Ящик          
11 Очки           11 Календарь          
12 Волк           12 Доска          

Сделать выводы об индивидуальных особенностях памяти. При необходимости разработать рекомендации по развитию па­мяти с использованием мнемических приемов.

Приложение к части 2, главе 5

Правильные ответы:

1. Только обложки, так как последняя страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с первой страни­цей второго.

2. 240 км.

3. а. Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в од­ной точке так, чтобы получилась пирамида (рис. 2).

б. Переложить крайние спички внутрь квадрата (рис. 1).


4. Вместо молотка использовать гирю.

5. а. Осталось три (остальные сгорели).

6. Этот человек — ребенок или карлик (не дотягивается до нужной кнопки).

в. Они подошли с разных сторон. Сначала один перебрался на другой берег, потом второй.

Приложение к части 2, главе 6

Тест «Несуществующее животное»

Инструкция

Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием». Лист бумаги лучше всего взять белый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Показатели и интерпретация

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ.

• В норме рисунок расположен по средней линии вертикаль­но поставленного листа.

• Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа трак­туется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

• Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, от­сутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь).

• Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к дея­тельности. Активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

• Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к раз­мышлениям. Лишь незначительная часть замыслов реали­зуется.

• Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

• Значение детали «уши» — заинтересованность в информа­ции, значимость мнения окружающих о себе.

• Приоткрытый, рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как болтливость, в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и дру­гое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникно­вения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вер­бальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (ог­рызается, задирается). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы — боязливость, тревожность.

• Глаза. Прорисовка радужки свидетельствует о переживани­ях страха. Ресницы — истероидно-демонстративные мане­ры поведения; для мужчин — женственные черты характе­ра. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, при­дание этому большого значения.

• Большой размер головы по сравнению с туловищем гово­рит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, эрудицию свою и в окружающих.

• Дополнительные детали: например, рога — защита, агрес­сия. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправда­нию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие при­чески — чувственность, подчеркивание своего пола.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, ино­гда — постамент).

• Массивность и устойчивость туловища — основательность, обдуманность, рациональность, опора на существенные по­ложения и значимую информацию.

• Легкость в туловище, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног, — поверхностность суждений, легкомыс­лие, импульсивность.

• Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, лю­бых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, баналь­ность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, творческое начало.

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ.

Могут быть функциональными или украшающими.

• Функциональные: крылья, дополнительные ноги, щупаль­ца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-куд- рей — энергия охвата разных областей человеческой дея­тельности, уверенность в себе, любознательность, завоева­ние своего места под солнцем.

• Украшающие детали — демонстративность, склонность об­ращать на себя внимание окружающих, манерность (на­пример, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ.

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам.

• Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению.

• Влево — отношение к своим мыслям, решениям, к упу­щенным возможностям, к собственной нерешительности.

• Хвост вверх — уверенность, бодрость.

• Падающий вниз — недовольство собой, сомнение в собст­венной правоте, сожаление о сделанном.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ.

• Наличие выступов (типа щитов, панцирей, игл) — защита от окружающих, если она выполнена в острых углах — аг­рессивная.

• Затемнения линии контура связаны со страхом и тревогой.

• Если поставлены щиты, линия удвоена — с опасением, по­дозрительностью.

Направленность такой защиты — соответственно простран­ственному расположению:

• верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение;

• нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, млад­ших, боязнь осуждения;

• боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуа­циях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе живот­ного.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ.

• Чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА РИСУНКА.

• Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожаю­щих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или пти­цы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это от­ношение к собственной персоне и к своему «Я», представ­ление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представи­тель самого рисующего.

• Степень агрессивности выражена количеством, расположе­нием и характером углов на рисунке, независимо от их спя зи с той или иной деталью изображении. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии когти, зубы, клювы.

• Следует обратить внимание также на акцентировку сексу­альных признаков — вымени, сосков, груди при человеко­подобной фигуре и т. д. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

• Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символи­зирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвер­гаться тестированию.

• Обратить внимание на случаи вмонтирования механиче­ских частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, тренож­ник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтиро- вание в глаз электролампы, в тело и конечности животно­го — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

• Творческие возможности выражены количеством сочетаю­щихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творче­ского начала принимают форму существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в фор­ме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

• Название может выражать рациональное соединение смы­словых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-на- учным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкрет­ная установка при ориентировке и адаптации; второе — де­монстративность, направленная главным образом на де­монстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются бессмысленные названия, такие как «лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п., знаменующие легкомыслен­ное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мыш­ления, перевес эстетических элементов в суждениях над ра­циональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответ­ственно иронически-снисходительном отношении к окру­жающим. Инфантильные названия имеют обычно повто­ряющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кускус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосино- тиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т. п.).

Пример интерпретации рисунка «лягушка-помидор»

Лягушка-помидор, заметившая опасность

Центральная смысловая часть фигуры. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, его обдумыва­ние и планирование, реализация.

Несущая, опорная часть фигуры. Лапы хорошо прорисова­ны — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, опора на существенные положения и значимую ин­формацию.

Контуры фигуры. Гладкие, ровные. У человека нет «защиты» от окружающих, нет агрессии.

Общая энергия. На рисунке дано только необходимое коли­чество деталей, чтобы дать представление о придуманном несу­ществующем животном (тело, голова, конечное! и.) Характерно: экономия энергии, астеничность ор>анилма.

Общая оценка рисунка. Выражены творческие возможности: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (лягушки).

Приложение к части 2, главе 8

Ответы на задание 1:

1 — агрессия;

2 — страх;

3 — радость;

4 — гнев;

5 — гордость;

6 — восторг;

7 — уныние;

8 — удивление;

9 — удовольствие.


Приложение к части 3, главе 3

Практическая работа № 4. «Способности»

Задание 1. Определите уровень вашего творческого потен­циала, а также границы вашей любознательности, развитие лич­ностных качеств (веру в себя, постоянство, амбициозность, стремление быть независимым), особенности зрительной и слу­ховой памяти, степень сосредоточенности, способность абстра­гироваться.

Цель: изучение своего творческого потенциала.

Метод: тест «Ваш творческий потенциал».

Инструкция: выберите один из вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значитель­ных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решите предпринять какое-то дело, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) нет.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое аб­солютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испыты­ваете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворитесь тем, что успели добиться;

в) да, но только если это вам нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжите делать свое дело, даже когда очевидно,, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя:

а) из своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспом­нить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запомните только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один(одна), вы:

а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстракт­ных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите мечтать, но о вещах, которые связаны с ва­шей работой.

17. Когда какая-то идея вас захватывает, то вы станете ду­мать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы­слушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.




double arrow
Сейчас читают про: