Тема 4.2.5. Нейролептики. Транквилизаторы

Широкое внедрение в медицинскую практику психотропных средств началось с середины ХХ века, что принципиально изменило тактику лечения психических заболеваний. Препараты из группы нейролептиков оказывают выраженное антипсихотическое и выраженное успокаивающее действие. Их психоседативный эффект характеризуется общим успокоением – устранением аффективных реакций, снижением беспокойства, тревоги, двигательной активности. Антипсихотическое действие проявляется в устранении бреда и галлюцинаций. Также этим препаратам свойственны: противорвотный, гипотензивный, гипотермический, антигистаминный эффекты.

Транквилизаторы (анксиолитики) уменьшают внутреннее напряжение, тревогу, страхи, что позволяет применять их главным образом при невротических и неврозоподобных состояниях. Эти препараты обладают антифобическим действием, не подавляя положительны эмоций, а даже активизируя их.

Студент должен представлять:

· механизм антипсихотического действия нейролептиков;

· механизм анксиолитического действия транквилизаторов.

Студент должен знать:

· классификации нейролептиков и транквилизаторов;

· фармакологическую характеристику группы нейролептиков;

· фармакологическую характеристику группы транквилизаторов.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на препараты групп нейролептиков и транквилизаторов.

Список препаратов к теме:

Хлопромазин (аминазин), левомепромазин (тизерцин), этаперазин, трифтазин, фторфеназин деканоат, клозапин (лепонекс), галоперидол, дроперидол, сульпирид, хлозепид, феназепам, мезапам, мепротан, триметозин (триоксазин), алпразолам (ксанакс), транксен, диазепам, грандаксин, буспирон, мебикар.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация нейролептиков. Механизмы их действия. Принципиальные различия типичных и атипичных нейролептиков.

2. Характеристика типичных нейролептиков. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

3. Характеристика атипичных нейролептиков:. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. Определение и классификация транквилизаторов. Механизмы анксиолитического действия.

5. Характеристика агонистов бензодиазепиновых рецепторов. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Характеристика агонистов серотониновых рецепторов Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: анксиолитическое действие, антипсихотическое действие, гипотермическое действие, невроз, психоз, фобия.

2. Выпишите рецепты: а) аминазин в растворе; б) галоперидола деканоат; в) грандаксин.

3. Пользуясь справочной литературой, найдите синонимы данных лекарственных препаратов:

· Рудотель;

· Элениум;

· Реланиум;

· Грандаксин;

· Нозепам;

· Эглонил.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Пациентке 35-и лет в связи с острым психозом назначен лекарственный препарат. На фоне последующего приёма в течение месяца у женщины стали отмечаться тремор головы и рук в покое, обеднение и заторможенность движений. Выставлен диагноз - лекарственный паркинсонизм.

Задания:

· Определите групповую принадлежность назначенного лекарственного средства;

· Перечислите лекарственные средства данной группы, которые не вызывают аналогичного осложнения;

· Укажите, какой противопаркинсонический препарат предпочтительно использовать в данном случае.

Б) Однократное парентеральное применение препарата из группы нейролептиков при гипертермии и судорожных подёргиваниях мышц конечностей (в смеси с димедролом) вызвало у ребёнка опасную гипотензию.

Задания:

· Определите, какой препарат вызвал подобное осложнение;

· Назовите механизм действия данного препарата;

· Объясните причину гипотензии.

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: