Тема 4.2.4. Снотворные средства. Седативные средства

Снотворные средства способствуют засыпанию и обеспечивают продолжительность сна, близкую к физиологической. В настоящее время в терапии бессонницы предпочтение отдается средствам с коротким периодом полувыведения и минимумом седативного эффекта в дневное время. Наиболее полноценный сон вызывают бензодиазепины, которые редко провоцируют осложнения, будучи назначены в оптимальной дозе и коротким курсом. Седативные средства оказывают успокаивающе действие на ЦНС, устраняя повышенную возбудимость, усиливая процессы торможения. Также существуют кардиоседативные средства (т.е., кроме ЦНС, они действуют и на сердечную деятельность).

Студент должен представлять:

· механизмы действия различных групп снотворных.

Студент должен знать:

· классификации снотворных и седативных средств;

· требования к снотворным;

· фармакологическую характеристику снотворных и седативных средств.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на снотворные и седативные средства.

Список препаратов к теме:

Реладорм, нитразепам, темазепам, лоразепам, оксазепам, триазолам, оксазепам, бромизовал, зопиклон (имован), золпидем (ивадал), доксиламин, натрия и калия бромиды, настойка валерианы, настойка пустырника, корвалол, валокордин, валоседан, новопассит, тенотен, лотосоник, персен.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация снотворных средств. Требования к современным снотворным препаратам. Механизмы действия снотворных.

2. Агонисты бензодиазепиновых рецепторов, характеристика: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

3. Отравление снотворными средствами: симптомы и меры помощи.

4. Седативные средства, определение и классификация. Отличия от снотворных средств. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: бромизм, ГАМК, последействие, премедикация, седация, сон.

2. Выпишите рецепты: а) лоразепам; б) хлоралгидрат (2 грамма) в 50,0 г слизи из крахмала пополам с водой. Назначить для одной клизмы; в) настойку валерианы; г) микстуру Бехтерева.

3. Найдите в справочной литературе и запишите синонимы данных препаратов:

· Рогипнол;

· Хальцион;

· Дормикум;

· Санвал;

· Донормил;

· Милокордин.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Пациентка 20-и лет обратилась к врачу с жалобой на плохое самочувствие. Неделю назад у нее появился насморк, угревидная сыпь на лбу и подбородке, а в последние дни - апатия и вялость. При осмотре обнаружено: повышенное слезотечение, слюнотечение, сильный ринит без других признаков гриппозного состояния. Температура нормальная. Пациентка длительное время принимала микстуру, которую ей назначил врач - невропатолог.

Задания:

· Определите, какой препарат принимала девушка;

· Укажите групповую принадлежность препарата и перечислите другие средства данной группы;

· Перечислите меры помощи пациентке.

Б) Определите препарат: активное вещество из группы производных циклопирролонов. Оказывает снотворное действие, обладая сродством к бензодиазепиновым рецепторам. Препарат укорачивает период засыпания, уменьшает количество ночных пробуждений, сохраняя качество сна.

Задания:

· Укажите длительность курса лечения данным препаратом;

· Укажите два примера негативного лекарственного взаимодействия данного средства с другими препаратами;

· Какие ограничения нужно соблюдать пациенту в ходе лечения снотворными средствами?

Учебные задания для аудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: