Основное содержание базисных условий поставки инкотермс-2000 4 страница

Система складирования включает три основных взаимосвязанных под­системы:

- технико-технологическую;

- функциональную;

- поддерживающую.

Каждая из них состоит из соответствующих блоков (модулей) и целого ря­да элементов, при этом их число может быть достаточно велико, а сочетание их в различных комбинациях еще более увеличивает размерность системы и многовариантность решений.

Технико-экономическую подсистему образуют модули и элементы, харак­теризующие технические и технологические параметры зданий и сооруже­ний склада, состав подъемно-транспортного оборудования (выбираемого исходя из характеристик складского грузопотока), видов товароносителей и т. п. При этом можно выделить следующие основные модули:

- складируемая грузовая единица;

- здания, сооружения;

- подъемно-транспортное оборудование.

Функциональную подсистему образуют такие блоки, как вид складирова­ния, определяющий пространственное размещение и положение грузов, а также компоновку основных рабочих зон; комиссионирование, связан­ное с комплектацией грузов и подготовкой их в соответствии с требовани­ями клиентов; управление перемещением грузов.

Поддерживающая подсистема включает модули, обеспечивающие эф­фективное функционирование всего складского хозяйства, прежде всего информационно-компьютерную поддержку (автоматизация учета, нали­чия, движения и управления запасами товаров и других функций), органи­зационно-правовое обеспечение, связанное со структурой управления складом и нормативно-методической документацией.

Определяя элементы каждой подсистемы, следует установить целый ряд ограничений:

- технические, связанные с характеристиками складского оборудова­ния или техническими возможностями самого здания или сооружения;

- технологические, определяемые закладываемой технологией переработки груза;

- экономические, связанные с финансовыми возможностями фирмы и др.

Разра­ботка ССК сводится к такому подбору блоков (модулей) и различных элементов основных подсистем, которые в своей комбинации дают опти­мальный результат их сочетания.

Эти задачи порождают различные подходы к построению структуры си­стемы складирования (ССК).

В первых двух случаях проектирование ССК основано на выборе пара­метров складского здания (сооружения) и его конструктивных особеннос­тях, обеспечивающих проведение оптимальных технологических процес­сов грузопереработки. При этом отправной точкой создания ССК является блок «складируемая грузовая единица» технико-технологической подсис­темы, а заключительным блоком структуры ССК будет «здание», посколь­ку именно определение параметров склада и должно стать результатом всей разработки.

При разработке структуры ССК для действующих складов необходимо ориентироваться на характеристики уже действующего здания и особенно его конструкции, и поэтому блок «здание» станет определяющим для всех остальных блоков и подсистем структуры ССК.

Как правило, разработка системы складирования направлена на реше­ние одной из задач, связанных:

- со строительством нового склада;

- расширением или реконструкцией действующего склада;

- дооснащением или переоснащением действующего склада;

- рационализацией технологических решений на действующих складах.

Критериями оптимальности ССК будут технико-технологические показатели эффективного использования складских мощностей при минимальных логистических издержках на со­здание ССК и дальнейшую эксплуатацию склада.

Задача создания системы складирования с оптимальными параметрами – при заданных определенных величинах исходных и вероятностных оценках неизвестных параметров, с учетом объективных условий, выбрать такие элементы решения, которые обеспечивали бы получение (с допустимой вероятностью) оптимальных значений генерального критерия эффективности склада – минимальных приведенных затрат, связанных с созданием системы складирования и ее дальнейшей эксплуатацией.

Любое предприятие, имеющее склад, а тем более складскую сеть, сталкивается с множеством логистических проблем как стратегического, так и оперативного характера.

Главная стратегическая проблема в логистике складирования – формирование складской сети, которая, с одной стороны, должна обеспечить минимальные затраты, связанные с продвижением грузопотока до конечного потребителя, а с другой – гарантированное обслуживание каждого клиента на необходимом для него уровне. Планирование в логистике складирования начинается с решения стратегических задач, касающихся структуры складской сети, необходимой для достижения целей фирмы и придания большей гибкости системе обслуживания клиентов. Фактически формирование складской сети должно помочь фирме максимально охватить рынок продаж, приспособиться к изменениям окружающей среды с минимальными потерями от упущенных продаж

Стратегия формирования складской сети требует решения следующих основных задач:

1) выбор стратегии складирования запасов связан с выбором формы собственности складов;

2) определение числа складов, обеспечивающих обслуживание всего региона при бесперебойном снабжении клиентов;

3) размещение складской сети как региона, так и конкретного места расположения каждого склада;

4) выбор форм снабжения складов в складской сети (централизованное или децентрализованное).

Оптимальное решение перечисленных задач закладывает фундамент эффективного функционирования самого предприятия и его конкурентоспособности на рынке.

Вторая проблема логистики складирования связана с формированием складского хозяйства и инфраструктуры.

Залогом эффективного функционирования складского хозяйства является:

- разработка схемы генплана складов;

- правильный выбор вида склада (здания или сооружения);

- расчет мощности склада с учетом перспективы развития фирмы;

- оптимальный выбор системы складирования, обеспечивающей максимальное использование складских мощностей при условии минимизации общих затрат на ее создание.

Управление логистическим процессом на складе является особой задачей в рамках логистики складирования, решение которой связано с:

1) обеспечением управления логистическим процессом на складе;

2) координацией со смежными службами, обеспечивающими продвижение продукции через склад (службы закупки, маркетинга, продаж и т.д.);

3) организацией грузопереработки на складе.

Решение любой задачи логистики складирования требует комплексного и методического (в строго перечисленной последовательности) подхода. Решая локальные задачи без ориентации на методологию, нельзя обеспечить оптимальных условий функционирования склада.

9.2. Складское хозяйство как элемент/звено ЛС

В большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения материальных потоков между звеньями ЛС.

Складысоставная часть интегрированной ЛСодновременно являются материально-технической базой основных участников (ЗЛС) этой системы. В ЛС склад играет роль элемента материального потока, в котором происходит преобразование материального потока по размерам и составу входящих и выходящих партий продукции по времени поступления, отгрузки и т.д.

Основными причинами использования складов в ЛС можно считать следующие:

1) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении (за счет создания страховых и сезонных запасов продукции);

2) снижение логистических издержек при транспортировке (за счет формирования оптимальных партий доставки);

3) максимальное удовлетворение потребительского спроса;

4) создание условий для активной стратегии продаж;

5) расширение географии рынка;

6) бесперебойное снабжение конечных потребителей и организация у них товарных запасов;

7) гибкая политика обслуживания, в частности, в системах с независимым спросом.

Склад представляет сложную динамично функционирующую технико-экономическую систему, параметры которой изменяются случайным образом под воздействием входящих и выходящих грузопотоков.

В рамках поддерживающей логистической функции «складирование» в ЛС решаются задачи:

- своевременное предоставление товаров и услуг потребителям;

- концентрация и пополнение запасов, оптимизация затрат;

- учет запасов в натуральном и стоимостном выражениях;

- защита производства и потребителей от непредвиденных обстоятельств (отсутствие товаров у поставщика, забастовка, катастрофы и т.п.);

- балансирование темпов производства и объемов производимой продукции при росте спроса и многие другие.

В рамках оптимизации ЛС склад решает традиционные задачи, связанные со складской переработкой грузов:

а) максимальное использование складских мощностей;

б) рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

в) эффективное использование складского оборудования;

г) устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении и т.д.

Основные функции склада в ЛС:

1. Выравнивают интенсивность материальных потоков в соответствии со спросом потребителя. Выравнивание интенсивности материальных потоков (устанавливаемое потребителем) предполагает гибкое реагирование на изменения спроса путем маневрирования размерами соответствующей партии поставки.

2. Преобразуют ассортимент внутрискладского потока в соответствии с заказом клиента. Преобразование складом ассортимента материального потока в соответствии со спросом означает создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Создание нужного ассортимента на складе позволяет эффективно выполнять заказы потребителей иосуществлять более частые поставки в объеме, необходимом клиенту.

3. Обеспечивают концентрацию и хранение запасов. Концентрация и хранение запасов позволяет выравнивать разницу между производством (выпуском) продукции и ее потреблением а также осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.

Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.

1. Сглаживают асинхронности производственного процесса. Обеспечивает выравнивание расхождений между технологическими и организационными процессами, а также между отдельными рабочими операциями производственного процесса.

2. Унитизируют партии отгрузки. Унитизация партии отгрузки связана с сокращением транспортных расходов посредством консолидации (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

3. Предоставляют услуги. Благодаря услугам склада обеспечивается предпродажный и послепродажный логистический сервис, особенно в распределительной логистике, что повышает его конкурентоспособность. Среди основных услуг склада можно выделить четыре группы:

- материальные – связаны с выполнением операций по повышению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей;

- организационно-коммерческие – направлены на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена, включают реализацию излишних материальных ценностей путем;

- складские –связаны с выполнением различных складских операций;

- транспортно-экспедиторские – связаны с доставкой грузов клиентам.

Современный крупный склад (например, склад тарных и штучных грузов) представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (комплекса зданий, совокупности перерабатываемых грузов, системы информационного обеспечения и т.д.) и элементов определенной структуры, объединенных для выполнения конкретных функций преобразования материальных потоков.

Классификация складов в логистике. Разнообразие видов складов в ЛС и выполняемых ими функций и задач, особенности перерабатываемых грузов и т.д. требуют систематизации складов. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении признаков систематизации складского объекта как элемента ЛС, влияющего на особенности продвижения материального потока.

Классификация складов в логистике по основным признакам:

- функциональным областям логистики: снабжения, производства, распределения (дистрибьюции);

- виду продукции: сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, тары, инструментов;

- форме собственности: собственные, коммерческие, арендуемые, государственные, муниципальные;

- функциональному назначению: подсортировочные, распределительные, транзитно-перевалочные (грузовые терминалы) и т.д.;

- отношению к участникам ЛС: производителей, торговых компаний, торгово-посреднических компаний, транспортных компаний, экспедиторских компаний, логистических посредников;

- товарной специализации: специализированные, неспециализированные, универсальные, смешанные;

- технической оснащенности: частично механизированные, механизированные, автоматизированные, автоматические;

- виду складских зданий и сооружений:

а) техническому устройству: открытые площадки, площадки под навесом, полузакрытые площадки; закрытые сооружения,

б) этажности здания: одноэтажные, многоэтажные, высотой до 6-и метров, высотные, высотно-стеллажные, с перепадом высот.

- наличию внешних транспортных связей: с причалами и рельсами, подъездными путями, с рельсовыми подъездными путями, с автодорожным подъездом.

Наибольший интерес представляют склады в функциональных областях логистики: снабженческой, производственной, распределительной. В каждой области тип и функции склада связаны с определенной специализацией и назначением, а также местом склада в ЛС. Эти особенности отражаются в функциях и задачах склада и оказывают прямое влияние на направленность технического оснащения склада.

Склады логистики снабжения специализируются на хранении МР (сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения) и снабжают, прежде всего, производственных потребителей. По особенностям переработки грузопотоков, можно выделить:

а) склады сырья и материалов;

б) склады продукции производственного назначения.

Склады производственной логистики входят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения производственного процесса.

Склады логистики распределения служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их назначение – преобразовывать производственный ассортимент в торговый и бесперебойно обеспечивать различных потребителей, включая розничную сеть. В распределительной логистике склады подразделяются на:

а) склады готовой продукции и распределительные склады производителей;

б) склады оптовой торговли товарами широкого потребления;

в) склады розничной торговли.

Можно выделить склады транспортных и экспедиторских предприятий, предназначенные для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда же относятся склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно-перевалочным.

Грузовой терминал. Грузовой терминалспециальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в уни-, мульти-, интермодальных и прочих перевозках.

Различают универсальные и специализированные терминалы и терминальные комплексы.Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Функциями этих терминалов являются сбор, завоз, развоз, грузопереработка в основном мелких отправок, хранение грузов и другие логистические операции/функции.

Основными операциями универсальных терминалов являются:

- маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

- оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

- сбор и развоз грузов;

- краткосрочное хранение;

- консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и др. операции грузопереработки;

- межтерминальная перевозка, перевалка грузов на другой вид транспорта (транспортное средство) и доставка грузов конечному потребителю;

- информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала;

- расчеты за транспортно-логистические услуги.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов, бумаги и т.п., что позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов и, следовательно, повысить эффективность логистического менеджмента и качество сервиса, снизить логистические издержки.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:

1) завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

2) грузопереработка на терминале;

3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

При международных перевозках на терминалы завозят грузы, требующие выполнения таможенных формальностей, подгруппировки и хранения. Зарубежными фирмами в грузовых терминалах широко применяются операции сортировки грузов и комплектования отправок для розничной торговли с помощью высокомеханизированных (автоматизированных) сортировочных линий с автоматическим сканированием штрих-кодов на коробках, пакетах, контейнерах.

Линейные (магистральные) перевозки между терминалами могут осуществляться различными видами транспорта и по разным схемам. Загрузка на терминале производится, как правило, в вечернее время, а движение автопоезда осуществляется ночью, чтобы утром прибыть в пункт (терминал) назначения под разгрузку.

Основными условиями эффективного функционирования склада, как элемента/звена ЛС, вытекающими из общих принципов проектирования последней, можно считать следующие:

1. Склад рассматривается не изолированно, а как элемент ЛС. Эффективность работы склада отвечает эффективному функционированию ЛС в целом.

2. Учитываются взаимодействия и взаимоотношения склада как на уровне всей ЛС (внешней среды окружения), так и внутри субъекта Л С.

3. Увязываются технические и технологические возможности движения материального потока, проходящего через склад, с внешним транспортом, а также непосредственными поставщиками и покупателями.

4. Снижение затрат на складскую обработку грузов не влечет за собой снижения уровня обслуживания клиентов.

5. Комплекс логистических услуг, предоставляемых складами, отвечает политике обслуживания клиентов на фирме.

6. Технические и технологические решения на складе исходят из логистической необходимости и экономической целесообразности.

7. Применяется автоматизированная система управления информационными потоками, независимо от уровня технической оснащенности самого склада.

8. Предусматривается единый подход к документообороту между всеми участниками ЛС.

9. Внедряется штриховое кодирование груза на предприятиях-изготовителях.

9.3. Логистический процесс на складе

Логистический процесс на складе можно рассматривать как управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координацию смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада (рис. 9.2).

Логистический процесс на складе можно разделить на:

а) операции, связанные с функцией логистической координации снабжения (закупки) и продаж;

б) операции, связанные с переработкой груза и соответствующим документооборотом.


Рис. 9.2. Схема логистического процесса на складе

Таким образом логистический процесс на складе охватывает взаимосвязанные и взаимозависимые сферы складской системы – оперативное управление грузопереработкой и логистическую координацию.

Оперативная логистика связана с непосредственным управлением интенсивностью потока (грузопотока) на складе для чего складдолжен планировать:

1) графики поставки заказов клиентам;

2) маршруты движения при централизованной доставке груза, что позволяет повысить оборачиваемость запасов, а значит, добиться сокращения страховых запасов;

3) оптимизацию управления имеющимися трудовыми и материальными ресурсами;

4) выполнение заказов и их доставку (в частности, по технологии «точно в срок»);

5) минимальное время подготовительных работ для проведения грузопереработки;

6) полное соответствие скомплектованного заказа заявке клиента;

7) оптимизацию партии отправки с целью максимального использования грузовместимости транспортного средства;

8) рациональную структуру парка транспортных средств и контроль за их использованием;

9) рациональное использование имеющихся площадей и объемов склада и т.д.

Логистическая координация занимается оптимальным совмещением интенсивности входящих и выходящих со склада грузопотоков, ориентированных на спрос клиентов, при максимальном использовании складских мощностей и минимальных логистических издержках. Логистический подход к управлению материальными потоками на складе основывается на управлении всем процессом грузопереработки в рамках единой организационно-управленческой системы.

Координация логистической службы сослужбой продаж и маркетинга позволяет согласованно решать следующие задачи:

1) совместная выработка политики обслуживания клиентов;

2) разработка стандарта услуг, обеспечивающего гибкую дифференцированную систему обслуживания;

3) диверсификация товаров и услуг;

4) анализ потребителей с целью определения приоритета при их обслуживании;

5) анализ конкурентов на данном рынке продаж и т.д.

Аналогичным образом координация со службой закупки обеспечивает эффективное решение следующих задач:

1) рациональный выбор поставщиков;

2) оптимальный выбор транспортных средств и маршрутов доставки;

3) разработку политики управления закупками и размещение заказов;

4) выбор систем управления запасами;

5) анализ и выбор соответствующей тары и товароносителя при поставках товара и т.д.

Результатами логистической координации являются:

- механизация разгрузочных работ, которая обеспечит сокращение издержек обращения;

- решение проблемы формирования складской грузовой единицы за счет возможности использования внешнего товароносителя в качестве складской тары;

- сокращение времени на комплектацию заказа, благодаря «сквозной грузовой единице» с соответствующим ассортиментным перечнем;

- максимальное использование складских мощностей за счет рациональной системы управления запасами;

- обеспечение сокращения перевалок и количества технологических операций при работе со стандартными товароносителями и тарой и т.д.

Логистический процесс должен обеспечить упорядоченность во времени всего цикла грузопереработки для удовлетворения потребностей покупателя в необходимом ассортименте в требуемом количестве и в назначенное время.

Эффективность логистического процесса на складе можно оценить в соответствии с ключевыми факторами логистики: удовлетворение потребителей; инвестиции; логистические издержки; качество; продолжительность логистических циклов; производительность.

Эффективная система управления логистическим процессом на складе предполагает быструю адаптацию функционирования склада к изменениям спроса потребителей.Эффективность работы склада в ЛС зависит от оптимального использования материально-технической базы (т.е. складских мощностей) и управления логистическим процессом.

9.4. Логистический процесс грузопереработки на складе

В логистике главное – движение товарно-материальных потоков, а не хранение запасов. Склад выполняет две основные функцииперемещение грузов и их хранение. Перемещение – это главное, хранение вторично. Следовательно, главное в складском хозяйстве – это грузопереработка.

Грузопереработка является ключевым фактором производительности складских операций по ряду причин:

1. Из-за высокой трудоемкости складские операции более чувствительны к уровню производительности, чем производственные процессы, а потому любое снижение производительности ведет к значительным потерям.

2. Складские операции малочувствительны к внедрению информационных технологий.

3. На грузопереработку поздно распространялись принципы интегрированного управления общим комплексом логистических операций.

4. Запоздалое внедрения автоматизированных технологий грузопереработки.

Главная задача грузопереработкиразукрупнение поступающих партий грузов и подборка отправок в точном соответствии с требованиями потребителей. Основные операции грузопереработки на складе:

- приемка и разгрузка;

- перемещение грузов внутри склада (внутрискладская грузопереработка):

а) перемещение грузов включает: завоз товаров в склад, их размещение в зоне хранения, перемещение в зону комплектования/подборки по ассортиментной спецификации заказчика и перемещение готовой подборки из склада в зону отгрузки/отправки.

б) подборка –это основная функция склада. В результате подборки из затребованных заказчиком материалов, деталей и готовой продукции формируется отправка.

- отправка.Отправка (отгрузка) заключается в проверке подготовленных к отправке товаров на соответствие требованиям заказчика и в их загрузке на транспортное средство. В целях экономии времени на загрузку необходимо использовать укрупненные грузовые единицы.

Основные логистические принципы переработки груза на складе:

- планирование – разделение склада на основные рабочие зоны и определение последовательности похождения груза через эти зоны;

- рациональность – планирование движения материального потока при сокращении числа операций до минимально необходимых и ликвидация возвратных грузопотоков;

- системный подход – разработка прохождения грузов через склад должна быть увязана с особенностями входящих и исходящих протоков с учетом всех их характеристик;

- эффективность использования складских мощностей – хранение груза на складе должно обеспечивать максимальное использование площади склада и его высоты;

- оптимальный уровень технической оснащенности – выбор технической оснащенности должен быть продиктован особенностями самого склада, перерабатываемого груза и экономической целесообразностью;

- универсализация оборудования – подъемно-транспортное оборудование должно быть многофункциональным, чтобы сократить парк ПТО на складе до минимума и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow