Для практического изучения ученических коллективов важен вопрос о классификации методов исследования. Удобная классификация будет способствовать быстрому и правильному выбору соответствующего метода и методик изучения ученического коллектива.
Для использования учителем методов исследования в условиях учебно-воспитательного процесса нам представляется наиболее подходящей следующая классификация. Методы изучения личности учащихся и ученических коллективов подразделяются в зависимости:
· от характера участия школьников в их проведении на пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др.) и активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения, проективные методы и др.);
· от времени проведения на одномоментные (анкетирование и др.)и длительные целенаправленное наблюдение, биографический метод и др.);
· от места проведения на школьные (классные и внеклассные) и лабораторные.