Представленная шкала позволяет оценить деловые и личностные качества учащегося, основываясь на наблюдении. Данную шкалу можно использовать при оценке школьника несколькими экспертами (не менее пяти человек), хорошо знающими его.
| Признаки (качества) | Признаки (качества) | |||||
| 1. «Неживой» способ реагирования. | 1. Импульсивный способ реагирования. | |||||
| 2. Точка зрения без сомнений. | 2. Скептическая точка зрения. | |||||
| 3. Лишенная акцентов манера речи. | 3. Акцентированная манера речи. | |||||
| 4. Необузданная манера поведения. | 4. Строго дисциплинированное поведение. | |||||
| 5. Запинающаяся, отрывистая речь. | 5. Плавное течение речи. | |||||
| 6. Деликатные, мягкие движения. | 6. «Живые» движения. | |||||
| 7. Беспорядочные хаотические движения. | 7. Целесообразные, взаимосвязанные движения. | |||||
| 8. Не скоординированные движения. | 8. Скоординированные движения. | |||||
| 9. Хаотическое построение предложений. | 9. Сложные, корректно построенные предложения. | |||||
| 10. «Ползущая» походка. | 10. Молодцеватая – «стаккато» – походка. | |||||
| 11. Ограниченное пространство движения. | 11. Расширенное пространство движений. | |||||
| 12.Жесткие движения. | 12. Мягкие, округлые движения. | |||||
| 13. Неуверенная манера держаться. | 13. Эффектная манера держать себя, «рисовка». | |||||
| 14. Двусмысленные, уклончивые суждения. | 14. Энергичные, определенные суждения. | |||||
| 15. Плохая дикция. | 15. Четкая дикция. | |||||
| 16. Вялые движения. | 16. Порывистые движения. | |||||
| 17. Неясные понятия. | 17. Четко определенные понятия. | |||||
| 18. Обезличенные формы выражения. | 18. Самодовольная манера выражаться. | |||||
| 19. Конкретные описания. | 19. Абстрактно-формальные описания. | |||||
| 20. Неточные сведения. | 20.Точные и непротиворечивые сведения. | |||||
| 21. Нет подчеркивающих жестов. | 21. Порывистые, подчеркивающие жесты. | |||||
| 22. Небрежная внешность. | 22. Педантично ухоженная внешность. | |||||
| 23. Тревожно-осторожное поведение | 23. Оптимистически свободная тактичность | |||||
| 24. Неясные суждения | 24. Сложные, но ясные суждения. | |||||
| 25. Незавершенные, незаконченные, «оборванные» предложения. | Полностью завершенные предложения. | |||||
| 26. Беспомощное мышление | 26. Искусное связывание мыслей. | |||||
| 27. Медлительная речь. | 27. Торопливая речь. | |||||
| 28. Примитивно-неуклюжая речь. | 28.Привычно-искусная речь. | |||||
| 29. Не связан никакой точкой зрения. | 29. Упрямо утверждает свою точку зрения. | |||||
| 30. Отвлекается. | 30. Не может отвлекаться. | |||||
| 31. Изменчивая манера говорить. | 31. Монотонная манера говорить. | |||||
| 32. Сдержанные, заторможенные движения. | 32. Раскованные движения. | |||||
| 33. Однонаправленное мышление. | 33. Разностороннее, многоаспектное мышление. | |||||
| 34. Осмотрительное поведение. | 34. Активно-динамичное поведение. | |||||
| 35. Неконцентрирован-ное поведение. | 35.Строго концентрированное поведение. | |||||
| 36. Расслабленная поза. | 36. Судорожно-напряженная поза. | |||||
| 37. Шепчущий голос. | 37. Кричащий голос. | |||||
| 38. Немелодичный голос. | 38. Певучий голос. | |||||
| 39. Словоохотливый. | 39. Лаконичный. | |||||
| 40. Холодный, металлический голос. | 40. Теплый, мягкий голос. | |||||
| 41. Инертное, вялое выражение эмоций. | 41. «Излучает» эмоции. | |||||
| 42. Робкий, заторможенный. | 42. Непосредственный, активный. | |||||
| 43. Неуверенная манера держаться. | 43. Уверенная, броская манера держаться. | |||||
| 44. Узкопрофессиональная образованность. | 44. Многосторонняя образованность. | |||||
| 45. Не имеет профессиональных знаний. | 45. Профессиональные знания вузовского уровня. | |||||
| 46. Едва окончил школу. | 46.Полноценное школьное образование. | |||||
| 47. Прошлая деятельность не требовала образования. | 47. деятельность требовала высшего образования. | |||||
| 48. Однообразная деятельность. | 48. Разносторонняя деятельность. | |||||
| 49. Нет профессионального жаргона. | 49. Знает несколько профес-сиональных жаргонов. | |||||
| 50. Производит впечатление малограмотного | Производит впечатление высокообразованного. | |||||
| 51. Узкие профессиональные знания. | 51. Многосторонние профессиональные знания. | |||||
| 52. Никаких общеобразовательных хобби. | 52. Много общеобразовательных хобби. | |||||
| 53. Ограниченные и поверхностные знания. | 53. Широкие фундаментальные знания. | |||||
| 54. Узкопрофессиональ-ная беседа. | 54. Беседа на широкие культурные темы. | |||||
| 55. Не придерживается никаких правил. | 55. Рабски следует правилам. | |||||
| 56. Не приемлет подчинения. | 56. Безусловно готов подчиняться. | |||||
| 57. Упрямый, своенравный | 57. Готов приспосабливаться соразмерно оплате. | |||||
| 58. Обходит молчанием противоположное мнение. | 58. Тот же час принимает противоположное мнение. | |||||
| 59. Понимает только сказанное прямо, «в лоб». | 59. Понимает и недосказанное до конца. | |||||
| 60. Вялая защита своей точки зрения. | 60. Упрямая защита своей точки зрения. | |||||
| 61. Нерешительность. | 61. Энергичное принятие собственных решений. | |||||
| 62. Много рассказывает о своих прежних работодателях. | 62. Ничего не говорит о своих прежних работодателях. |






