Таблица 000
| Параметры оценки ученических коллективов | Методы и методики изучения ученических коллективов |
| Изучение сплоченности группы (ЦОЕ) | «Что важнее?» «Сколько голов, столько умов?» |
| Коллективистское самоопределение и его изучение | «На радость людям» «У каждого Павла своя правда» |
| Эмоциональное единство в классе | «Эстафета» «Круг» «Урок повторения» |
| Изучение эталонности классного коллектива | «Идеальный класс» «Какой у нас коллектив?» «Наши отношения» |
| Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе | Социометрия Выбор в действии «Отметка другу» |
| Изучение положения школьника в системе межличностных отношений | Выбор одноклассников «Угадай выбор» Референтометрия Игра-задача на психологическую наблюдательность |
Методика № 1. «Что важнее».
Цель: определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ).
Ход выполнения.
Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств, которой характеризуют:
1. отношение к учёбе (1, 6, 16, 18, 25);
2. стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27);
3. качество ума (4, 20, 30, 24, 34);
4. учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26);
5. отношение к товарищам (11, 17, 13, 29, 33);
6. отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).
Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
Таблица 1
| № п/п | Качества личности | № п/п | Качества личности |
| Дисциплинированность | Требовательность к себе | ||
| Эрудированность | Критичность | ||
| Сознание общественного долга | Духовное богатство | ||
| Сообразительность | Умение объяснить задачу | ||
| Начитанность | Честность | ||
| Трудолюбие | Инициативность | ||
| Идейная убежденность | Внимательность | ||
| Умение контролировать работу | Ответственность | ||
| Моральная воспитанность | Принципиальность | ||
| Самокритичность | Самостоятельность | ||
| Отзывчивость | Общительность | ||
| Общественная активность | Рассудительность | ||
| Умение планировать работу | Скромность | ||
| Любознательность | Осведомленность | ||
| Умение работать с книгой | Справедливость | ||
| Целеустремленность | Оригинальность | ||
| Коллективизм | Уверенность в себе | ||
| Прилежание |






