Использование метода наблюдения для изучения ученического коллектива

Наблюдение представляет собой метод сбора фактического материала с обязательным фиксированием актов поведения, их количественного и качественного анализа и интерпретации данных.

Фиксирование может осуществляться в специально заготовленных бланках (протоколах) с помощью пишущих средств, а также по возможности технических средств (видиокамера, магнитофон и т.п.)

В психологии существуют классификации наблюдения по разным критериям. Так, например, по критерию избирательности наблюдение может быть сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении исследователь, как правило, не ограничивает количество наблюдаемых объектов, и в результате использования такого подхода получаются данные, которые трудно обобщить и классифицировать.

По критерию ограничения во времени можно выделить непрерывное и дискретное наблюдение. Непрерывное наблюдение осуществляется по ходу протекания наблюдаемого процесса, а дискретное проводится в четко зафиксированные временные интервалы, на которых наблюдаемый процесс наиболее соответствует цели и задачам исследования.

Чаще всего в психологии классифицируют наблюдение по критерию включенности исследователя в наблюдаемый процесс. Так выделяют внешнее и включенное наблюдение. Под внешним наблюдением понимают такой процесс, при котором исследователь осуществляет наблюдения извне, а включенным наблюдением называют такое, при котором исследователь осуществляет наблюдение как участник наблюдаемого процесса, но об этом никто из испытуемых не подозревает.

По форме организации наблюдение может быть свободным или стандартизированным. При свободном наблюдении исследователь, как правило, фиксирует все доступные для данного метода акты поведения с фиксированием в протоколе.

При стандартизированном наблюдении необходимо четко сформулировать тему и конкретизировать ее в задачах, определить единицы наблюдения, заготовить матрицу наблюдения

Единицами наблюдения могут быть следующие акты поведения:

правильный и полный ответ на вопрос учителя, не полный ответ на вопрос учителя, неправильный ответ на вопрос учителя, отказ ученика отвечать на вопрос учителя, желание ученика отвечать на вопрос учителя с помощью жеста – поднятия руки, обращение к товарищу за подсказкой, подсказка, обращение к учебнику, обращение к конспекту (записям), использование шпаргалки, обращение к учителю за помощью и т.д.

В матрице наблюдения отмечаются соответствующие акты поведения на протяжении фиксированного времени за определенной группой учащихся. Затем данные матрицы наблюдения подвергаются количественному анализу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: