Характеристика и организационные принципы налоговой системы РФ на современном этапе

Законодательство РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы Налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

В настоящий момент Налоговым кодексом установлено, что в состав законодательства о налогах и сборах входят: Налоговый кодекс (высший уровень);

федеральные налоговые законы;

законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъетов федерации;

нормативные акты представительных органов местного самоуправления.

Нормативные акты иного уровня в категорию законодательства о налогах и сборах не входят. В частности не входят в состав законодательства о налогах и сборах нормативные акты органов исполнительной власти.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет частьпервая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральнымзаконом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом даноопределение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездныйплатеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налог считается установленным лишь в том случае, когда определеныналогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговый период; - налоговая ставка; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса. В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Система налогов и сборов РФ э то совокупность определеннымобразом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов исборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законно-вом. Структура системы налогов и сборов РФ напрямую связана сбюджетным устройством страны и предопределена еегосударственным устройством. Согласно ст.1 Конституции РФ Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Бюджетная система России включает три уровня:
•федеральный бюджет;
• бюджеты субъектов РФ и
• местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Система налогов и сборов РФ также состоит из трех уровней трех подсистем более низкого порядка: - подсистемы федеральных налогов и сборов; - подсистемы региональных налогов и сборов; - подсистемы местных налогов и сборов.

По критерию принадлежности к одной из этих подсистем на­логи и сборы РФ делятся но три вида: федеральные налоги и сборы; региональные налоги и сборы;местные налоги и сборы.Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на кокой тер­ритории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться НК РФ (установленные до его введения в действие, то есть до 1 января 1999 года - продолжают взиматься, поскольку это не противо­речит части первой НК РФ) и обязательны к уплате на терри­тории всей страны. Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами вла­сти субъекта РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соот­ветствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования. Перечень федеральных, региональных и местных налогов со­держится в статьях 13, 14 и 15 части первой НК РФ. Однако указанные статьи еще не вступили в силу. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О введении в действие части пер­вой НК РФ" от 31.07.99 № 155-ФЗ указанные статьи вступят в действие после полной отмены Закона РФ "Об основах нало­говой системы в Российской Федерации". До этого момента действует перечень налогов и сборов, установленный в статьях Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:объект налогообложения;налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.. 2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. 3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. 4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. 5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. 6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. 8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. Согласно ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов;2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).Понятие организаций и физических лиц установлено в статье 11 НК РФ: организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ; физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ Согласно пункту 1 Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов А в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Законом N 137-ФЗ из круга участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, были исключены: - государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); - органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ из круга участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, исключены Минфин России и финансовые органы субъектов РФ. Цель изменения: исключение из числа участников отношений органов, фактически не имеющих реальных полномочий, целей и задач деятельности в указанной сфере. Последствия изменения: необходимо внесение соответствующих изменений в действующие акты законодательства о налогах и сборах. К примеру, некоторые статьи НК по-прежнему содержат упоминание об органах государственных внебюджетных фондов в качестве участника отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (подп. 2, 5 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 82, п. п. 1 – 3 ст. 102).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: