double arrow

Понятие, сущность государства и права

Признаки государства и права. Государственная власть и её легитимность. Публичный характер государственной власти. Государственный суверенитет и суверенитет народа. Общеобязательный характер велений государства. Сущность государства и права. Факторы (социальные, экономические, идеологические, культурные, нравственные, религиозные и др.), определяющие сущность государства и права. Государство, экономика и политика. Способы воздействия государства на экономику и политику. Механизм государства и его роль в осуществлении функций и задач государства. Соотношение механизма государства и его аппарата. Структура государственного аппарата.

Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Признаки государства:

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институты законодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций.

В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти — это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство — единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность.

Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы — гимн, герб, флаг.

Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих волю общества, направленных на урегулирование общественных отношений, установленных государством.

Признаки права:

1. Нормативность (формально нормативность выражена в позитивном праве, т е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде)

2. Системность (деление права на три элемента, на естественное (социально-правовые притязания, содержание которых обусловлено природой человека и общества), позитивное (законодательство и другие источники юридических норм) и субъективное (индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересам и потребностям его обладателя) право)

3. Обязательность

4. Формальная определенность (нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию)

5. Волевой характер (право — проявление воли и сознания людей)

6. Процедурность (принятие и исполнение права сопровождается процедурой)

Государственная власть – система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального слоя, воплощенное в государственно-правовых институтах.

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Это степень доверия и поддержки гос. власти населением, признание её способности управлять страной, готовность ей подчиняться. Легитимность повышает авторитет и эффективность гос. власти.

Публичная власть иначе называется влас­тью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государ­ственных органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполни­тельные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

Суверенитет - это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверени­тет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Суверени­тет находит проявление в обладании государством рядом исключительных прав. Внутренний суверенитет означает, что государ­ственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населе­ния. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятель­но строить свои взаимоотношения с другими государствами, ос­новываясь на своих интересах. В международных отношениях су­веренитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Вся деятельность государства, его органов и должностных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина - основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность - российский народ, население РФ.

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству, определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства – является инструментом общества.

При диалектическом подходе общество можно представить как:

1. Единый организм;

2. Совокупность классов, социальных групп, с несовпадающими интересами;

Следовательно, сущность государства носит двоякий характер при котором одна сторона – общесоциальная, другая - классово-групповая. Говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.

Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход, так называемый классовый, состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью и в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.

Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества. Главное предназначение государства – служить обществу.

В идеале назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек, есть высшая из всех ценностей на Земле.

Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью - какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса и быть правовым по форме.

Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, необходимо сочетать подходы, тогда можно говорить о сущности государства, при этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить.

В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами.

В политической – в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли.

Видеологической – навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и её распространение.

Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе.

Сущность права определяется при ответе на вопрос – кто создает право и кому оно должно служить. Право создают люди для удовлетворения потребностей в регулировании социальных процессов. Совместная деятельность требует принятия четких правил. Право создает стабильность и способствует гуманизму. В то же время право обслуживает интересы одних групп населения за счет других. Общая социальная сущность права состоит в выражении общей воли населения как компромисс. Право также выражает волю правящего класса. Нормативная сущность права заключена в государстве как источнике прав.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началом нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные. Государство не может существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимаются система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Исторический опыт показывает, что оптимальной экономической основой современного государства может служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на многообразие форм собственности (смешанная экономика), которые на равных должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества. Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. В своей деятельности гос-во именно на них и опирается. Духовная основа гос-ва – это совокупность идеологических, психологических, научных, религиозных компонентов. Государству необходимо доверие к власти, а народу – надежда на справедливость и защиту со стороны гос. власти.

Государство и право неотделимы от экономики, политики и политической жизни общества. Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между государством и народом. Термин "политика" в переводе с греческого — "искусство управления государством". Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государством и правом. У любого общества имеются многочисленные объективные потребности. Если политика государства соответствует этим потребностям, то ее результаты будут обществом одобрены. Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Гос-во обеспечивает внешние условия функционирования экономики: 1. государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны. 2. оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность. 3. государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны (денежное обращение, бюджет, финансирование образования). 4. государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике.

Механизм (аппарат) государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения - вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. В учебной литературе понятия " механизм " и " аппарат " государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность

Единый и целостный механизм государства дифференцируется на составные части — органы, подсистемы

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В структуру аппарата государства входят органы государственной власти:
а) органы исполнительной власти (органы государственно­го управления – министерства, службы, агентства) – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государствен­ному управлению социальными процессами в интересах обще­ства или его части (политических сил, стоящих у власти);
б) правоохранительные органы (министерства, службы) обеспечивают и поддержи­вают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуж­дения (прокуратура, полиция, милиция, разведка, службы безопасно­сти),
в) органы обороны (министерство, генеральный штаб), управляющие воинскими частями и соединениями.

Исполнительные органы государственной власти (органы государственного управления) осуществляют испол­нительно-распорядительную деятельность, а так же нормотворче­ство, однако последнее подчинено только исполнению требований законов и реализуется как принятие (издание) подзаконных актов (постановления и распоряжения правительства, имеющие нормативный характер, приказы министерств и ведомств, утверждающие правила, инструкции, положения, списки, перечни, кадастры и т.п. Издание, принятие подзаконных актов имеет очень важное значение, т.к. многие законы не могут содержать в себе законченные элементы правового регулирования и реализации права. Подзаконный акт конкретизирует положения закона, и тогда последний начинает реально действовать. Но бывают случаи, когда подзаконный акт начинает выходить за рамки предписаний закона или даже подменять его, что свидетельствует, что государственный орган вышел за рамки своей функции.

Среди этой группы органов выделяются отдельно те, которые выполняют правоохранитель­ные функции (органы внутренних дел, безопасности, по чрезвычайным ситуациям, таможенные, по борьбе с наркотиками, налоговые). Правоохранительные органы в процессе реализации своей основной деятельности также прибегают к управлению и правотворчеству, но они подчинены достижению главной цели – охране правопорядка и обеспечению безопасности страны. Та­ким образом, использование каждым органом всех форм правовой деятельности обеспечивает эффективное выполнение аппаратом в целом функций государства.

Все эти органы располагают:
а) аппаратом управления в узком смысле слова, т. е. организационным и материаль­ным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управ­ления);
б) территориальными органами управления;
в) также учреждениями и предприятиями, многочисленными хозяйственными предприятиями осуществляющими локальные, относительно самостоятельные функции исполнения. Государст­венные учреждения и предприятия – организации, осуще­ствляющие непосредственную, практическую деятельность по вы­полнению функций государства в различных сферах; они не могут принимать нормативные документы и властные решения, обязательные для каких-либо других органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: