Международные налоговые отношения и проблема двойного налогообложения

Международные налоговые отношения основываются на международном налоговом праве. Международное налоговое право представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих налоговые отношения (международные налоговые отношения). Нормы международного налогового права содержатся в актах налогового законодательства отдельных государств, а также в международных договорах. Международный договор по вопросам налогообложения представляет собой соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в сфере международных налоговых отношений. Международные договоры представляют собой основной источник международного налогового права. В международных налоговых отношениях могут применяться различные наименования: договор, соглашение, конвенция, пакт, декларация и др.Международные договоры могут быть многосторонними или двусторонними. В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на:а) соглашения о взаимных налоговых льготах (таможенные конвенции, налоговые статьи Ломейских конвенций и др.);б) соглашения об устранении международного двойного налогообложения; в) соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах (Нордическая конвенция 1972 г., соглашения США с Канадой, Великобританией, ФРГ).Особую группу составляют многосторонние соглашения по таможенным пошлинам и сборам (Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

К международным налоговым соглашениям относятся также соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Общее число действующих в современных условиях соглашений по вопросам налогообложения превышает три тысячи. К многосторонним региональным международным налоговым соглашениям относятся Соглашение стран Бенилюкса, Налоговая конвенция стран Андского пакта, директивы Совета ЕС по налоговым вопросам, имеющие обязательную силу для членов этой организации. Многосторонними были соглашения стран -- членов Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц. Международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества можно подразделить на три группы. Первую группу составляют соглашения с государствами -- участниками Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 г. Во вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством РФ Постановления от 28 мая 1992 г. № 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества". В третью группу выделяются соглашения, подписанные до указанного постановления, а также продолжающие действовать соглашения, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп. Основной документ, регламентирующий взаимоотношения государств -- участников СНГ в сфере налогообложения, -- Соглашение от 13 марта 1992 г. между правительствами государств-участников "О согласованных принципах налоговой политики". В соответствии с этим документом для обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была закреплена в Протоколе от 15 мая 1992 г. "Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества". Этот документ был подписан представителями 11 правительств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Принятое Типовое соглашение -- приложение к указанному Протоколу. К концу 1999 г. Правительством РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества с Правительствами: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Узбекистан и Украины. Международные соглашения об устранении двойного налогообложения доходов всегда отличают прибыль от коммерческой деятельности и особые виды доходов, для которых устанавливаются специальные режимы налогообложения. Применение специальных режимов обусловлено особенностями отдельных видов деятельности в сфере международных экономических отношений. К видам деятельности, которым присуща выраженная специфика, относятся:а) международные пассажирские и грузовые перевозки; б) инвестиционная деятельность;в) международные кредитные отношения; г) операции, связанные с извлечением доходов от владения и реализации недвижимого и движимого имущества, расположенного на территории иностранных государств;д) реализация авторских прав, патентов и лицензий; е) отдельные виды деятельности физических лиц, осуществляемые за пределами страны постоянного местопребывания. Выделение некоторых видов деятельности в особые группы и создание для них специальных режимов налогообложения осуществляются по разным причинам. Для международных перевозок особый режим вводится не только для того, чтобы двойное и многократное налогообложение доходов перевозчиков не приводило к завышению цен на их услуги, но и, в значительной степени, в силу того, что национальным налоговым службам чрезвычайно сложно было бы определить долю тех доходов перевозчика, которые связаны с источниками, расположенными на территории отдельных государств.

Особые режимы для кредитной и инвестиционной деятельности, для доходов от недвижимого имущества, авторских прав и лицензий устанавливаются как для стимулирования международной активности в этой сфере, являющейся по сути и сферой обслуживания международных торговых отношений, так и в силу того, что эти виды деятельности в.соответствии с законодательством практически всех развитых стран относятся к так называемым "пассивным видам деятельности" и,,в соответствии с национальными законодательствами, уже имеют особые режимы налогообложения. Применение к этим видам деятельности универсального режима, используемого в отношении прибыли от коммерческой деятельности, могло бы привести к тому, что, с одной стороны, увеличилась бы себестоимость услуг лиц, осуществляющих эти виды деятельности, а с другой стороны, национальные режимы налогообложения доходов от этих видов деятельности не соответствовали бы режимам, применяемым для деятельности иностранных юридических лиц в тех же сферах. Это приводило бы как к дискриминации иностранных кредиторов, инвесторов, владельцев имущественных и неимущественных прав по сравнению с национальными участниками рынка, так и к серьезному усложнению процедур определения налоговых обязательств, применению различного рода льгот и потребовало бы значительного увеличения издержек налоговых органов по контролю за доходами от таких видов деятельности. Правительством РФ международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства были заключены с Правительствами: Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Молдова, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, Украины, Республики Узбекистан. Все указанные соглашения вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями для обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства договаривающиеся стороны обязаны оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушения налогового законодательства в предоставлении информации об изменениях в национальных налоговых системах, обучении кадров и других областях, требующих совместных действий. Структура этой группы международных соглашений является типовой, эти соглашения относятся к разряду межправительственных. Основная задача этих соглашений -- определение сферы деятельности и важнейших принципов взаимодействия налоговых органов договаривающихся государств.

Большую роль в развитии налогового законодательства играют конвенционные нормы. Конвенция - одно из наименований международного договора. Заключается на уровне правительства по специальным вопросам сотрудничества. В финансово- экономический области регулирует взимание налогов, пошлин, уровень цен, и т.д.

На внешнеэкономические отношения между странами в рамках всемирного хозяйства существенное влияние оказывала и оказывает Всемирная торговая организация(ВТО). Основная ее цель -- ускорение процесса либерализации внешней торговли. В эту международную организацию входит 96 государств.

Ослабление протекционизма осуществляется постепенно, в рамках многосторонних переговоров.

В принципах ВТО закреплен мировой экономический порядок, основанный на либерализме и сотрудни-честве между государствами.

Один из основных принципов -- принцип недискриминации. Положение о режиме наибольшего благоприятствования обязывает каждое государство распространять на совокупность поставщиков товара льготы, которые оно представило бы одному из них. При этом возможны два отступления: учреждение тарифных предпочтений в пользу развивающихся стран и возможность создания таможенного союза, если при этом уровень протекционизма не превышает его среднего значения, которым прежде пользовались страны, участвующие в союзе.

Некоторые принципы направлены на установление справедливых условий конкуренции между производителями независимо от их происхождения. Это одинаковые фискальные правила для товаров национального производства или импортированных; запрет демпинга и разрешение антидемпинговых пошлин в случае несоблюдения этого запрета; возможность нейтрализации экспортных премий или субсидий и др.

ВТО предусматривает устранение количественных ограничений, т.е. контингентирование импорта. При всяком отклонении от этого должен соблюдаться принцип недискриминации, и такое отклонение может применяться лишь по отношению к испытывающим острый дефицит платежного баланса или в отдельных случаях по отношению к развивающимся странам.

Однако, если одним или нескольким товарам слишком угрожает иностранная конкуренция, возможно введение элементов протекционизма при согласии ВТО.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: