В современной российской практике под внутриведомственным контролем понимается контроль, который осуществляется, во-1, самим ведомством и, во-2, в области его собственной деятельности (его органов, структурных подразделений, среди сотрудников, подведомственными учреждениями и организациями). Он существует в каждой отрасли государственной службы. Внутриведомственный контроль н.о. необходимо класс-ть как мониторинг законности, правомерности и эф-ти решений и действий, структурных подразделений и непосредственно работников ведомства при реализации своих должностных полномочий. Цель внутриведомственного контроля — создание базиса для разработки мер и мероприятий по недопущению, выявлению, устранению незаконных, противоправных и неэффективных решений и (или) действий структурных подразделений и непосредственно работников ведомства при реализации своих полномочий.
В настоящее время получила развитие новая форма внутриведомственного контроля — внутриведомственный налоговый аудит. Это независимое экспертное досудебное рассмотрение специально уполномоченным специалистом н.о. заявленных в уст действующим з-вом порядке возражений по акту н контроля, заявлений и жалоб ФЛ и ЮЛ на действия или бездействие н.о. и др.
|
|
В связи с созданием в структуре тер н.о. подразделения н аудита руководителем ФНС РФ определены след их задачи: 1.Рассмотрение жалоб ФЛ и ЮЛ, связанных с содержанием актов проверок, осущ-х н.о., с действ и бездействдолжн лиц н.о.
2. Подготовка заключения по жалобам по запросу ФНС.
3. Рассмотрение возражений или разногласий н\п возникших по актам повторных ВНП, которые назначаются и проводятся УФНС по субъекту РФ и подготавливаются экспертные заключения об обоснованности необоснованности доводов н\п.
Основные функции подразделения в соответствии с возложенными на него задачами следующие:
1)рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) н.о. и их должностных лиц по вопросам применения з-ва РФ о н и с;
2)рассмотрение возражений (разногласий) н\п (н\а,п\с) по актам повторных ВНП.
3)подготовка экспертных заключений по результатам рассмотрения возражений по актам Повторных ВНП.
4)обобщение практики рассмотрения налоговых споров во внесудебном порядке в н.о. и внесение предложений по ее совершенствованию;
5)анализ практики рассмотрения налоговых споров во внесудебном порядке в н.о. и внесение предложений по изменению методических указаний и рекомендаций ФНС России по данному вопросу;
6)координация работы по рассмотрению возражений и налоговых споров во внесудебном порядке в н.о.;
|
|
7)рассмотрение запросов н.о. по процедуре рассмотрения возражений и налоговых споров во внесудебном порядке;
8)мониторинг по вопросам, относящимся к компетенции Управления налогового аудита;
9)участие в разработке законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления налогового аудита;
10)разработка методических указаний и рекомендаций для н.о. в части вопросов, относящихся к компетенции Управления налогового аудита;
11)участие в обучении работников н.о., проведение совещаний, семинаров, оказание практической помощи террит-ми н.о. по вопросам, входящим в компетенцию Управления налогового аудита.
Подразделения налогового аудита не уполномочены участвовать в налоговых проверках, однако отделы налогового аудита участвуют в аудиторских проверках внутреннего аудита по вопросам внесудебного урегулирования налоговых споров. Следовательно, не являясь субъектами налогового контроля, подразделения налогового аудита выступают субъектами внутриведомственного контроля.
Вертикальная организация управления н.о. обуславливает исполнение функций в налоговых службах всех уровней.
Территориальныен.о. осуществляют налоговый аудит на основе разработанных и утвержденных ими положений. Созданные как структурные подразделения управления н аудита взаимодействуют с другими подразделениями.
Взаимодействие отдела н аудита с подразделениямин.о.:
1) Извещение о месте и времени рассмотрения возражения
2) Возражения по акту
3) Копия возражения
4) Материалы проверки
5) Проект решений
6) Согласование решения
7) Экспертное заключение
8) Протокол
9) Решение по рез н спора
Отдел н аудита в установленной сфере деятельности наделен правами:
1)вносить руководству предложения по управлению
2)запрашивать и получать материалы и сведения, необходимые для принятия решения по вопросам отнесенным к установленной сфере деятельности;
3) привлекать специалистов др структурных подраздупр, а также работников нижестоящих н.о. в подготовке проектов док-ов, инф и др материалов по поручению рук-ва упр.
4) давать разъяснения ЮЛ и ФЛ по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
Отдел н аудита, как и другиеотделы, ведут свою работу на плановой основе. Планы работ утверждаются с разбивкой по кварталам. С введением в действие контроля за урегулированием н споров у руководства появляются новые задачи и обязанности.
Классификационные принципы аудита: конфиденциальность, независимость, в полной мере не могут быть реализованы в системе н.о. при работе с н\п. Изначально урегулирование н спора требует принятия административного решения, след-но принцип независимого аудита применительно к н аудиту получает иное содержание. Независимость необходима при рассмотрении материалов проверки н аудиторами по возражениям н\п. При вынесении проекта решения юристом н.о. и н службы, предположить полную независимость отдела н аудита от руководства управления невозможно. Принцип конфиденциальности. Характер аудиторской работы должен быть внешним. Налоговый аудит является внутренним. Если экспертное заключение по характеру является документом для служебного пользования, то можно говорить о конфиденциальности. Если решение руководителя по экспертному заключению для отдела н аудита готовится для н\п или суда, то решение не конфиденциальное и часть инф становится открытой.
Несмотря на это н аудит явл формой контрольной работы нал служб, которое найдет свое достойное развитие в будущем и д.б. отвечать всем принципам внешнего аудита.