Налоговая нагрузка организации и методики расчета её уровня

1) Основные положения и методики расчета налоговой нагрузки.

НН – обобщённая количественная и качественная характеристика влияния обязат платежей в бюдж систему РФ на финанс положение Пр-й – налогоплательщиков. Зависимость между НН и суммой поступивших в гос казну Н выявил Лаффер в 20 веке. Он доказал, что необоснованное увеличение налогового бремени является первопричиной развития теневого сектора экономики. И только уменьшение НН стимулирует предпринимат деятельность и развитие экономики. Мир опыт показывает, что изъятие у налогоплательщика 30-40% дохода – предел, в результате превышения которого начинается процесс сокращения сбережений и инвестиций в экономику. НН на экономику в целом – доля Н в ВВП.

Цель любой методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для Пр-й, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для Пр-й, находящихся в разных н системах. Она должна дать Пр-ю возможность сравнения вариантов и изменения величины НН через выбор совокупности факторов, влияющих на неё, и добиваясь её оптимал значения.

Методика МинФина – НН оценивает как отношение всех уплаченных Н к выработке от реализации. Она не характеризует влияние Н на фин состояние эк субъекта, так как не учитывает структуру Н в выручке.

Методика Крейниной – сопоставление Н и источника его выплаты. Каж группа Н в зависимости от источника имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. НН может опрр-ся по формулам: НН=(В-Ср-Пч)/(В-Ср)*100% или НБр=(В-Ср-Пч)/Пч*100%, где: В – выручка от реализации, Ср – затраты на производство реал продукции за вычетом косв Н, Пч – факт чистая прибыль. Эта методика является средством анализа воздействия прямых Н на фин состояние Пр-я, но не дооценивает влияние на него косвенных Н.

Методика Кировой – различает абсол и относит НН. Абс НН – Н и страх взносы, подлежащие перечислению. Относит НН – отношение абсол НН к вновь созданной стоимости. Источником уплаты признаётся доб стоимость. Вновь созданная стоимость определяетсяпутём вычета из доб стоимости амортизации. Относит НН=(НП+СО)/(ОТ+СО+П+НП)*100%, где НП – вся сумма Н с НДС, СО – отчисления во внебюдж фонды, ОТ – оплата труда, П – прибыль до н/о. Однако эта методика не учитывает показателей фондоёмкости и материалоёмкости. Достоинство – позволяет сравнить НН на конкр орг-ии, ИП независимо от отрасл принад-ти

Методика Литвина – НН связана с числом Н и обяз платежей, со структурой Н на Пр-ии и с механизмом взимания Н. НН определяетсякак отношение суммы всех упл Н и С к сумме источников средств для уплат. Источник – выручка за минусом мат затрат.

Методика Михайловой и Кадушина предлагает оценивать налоговое бремя как долю отдаваемой в бюджет добав стоимости, создаваемой отд экономич субъектом. НН определяетсякак отношение доли всех Н в чистых активах к доле чистой прибыли в чистых активах, то есть показывает долю всех Н в фин результате. Недостатки – не входят транспорт Н, амортизация, Н на имущество, Н на игор бизнес и т.д., так как автор считает, что эти Н на финанс состояние влияют незначительно.

2) Система показателей результативности налогового планирования.

Система показателей:

1) показ-ли, позволяющие получить обобщённую характеристику эф-ти налоговой политики

- коэф-т эффект-ти н/о – как соотносятся между собой показ-ли чист прибыли и суммы налог платежей

Кэн=ЧП/Н

- налогоёмкость реализации продукции – сумма налоговых платежей на единицу реализ продукции

Не=Н/Vр

2)част пок-ли, характер-е долю групп налоговых платежей в с/с, в Ц продукции и в баланс прибыли

- коэф-т н/о издержек (затрат) Кнз=НП, относ на затраты/сумма затрат производства за опр период

- коэффициент н/о цены Кнц=НП, входящие в Ц/средняя цена продукции за опр период

- коэффициент н/о прибыли Кнп=НП, относ на прибыль/прибыль

Показатели этих двух групп используются в зарубеж практике, а в отечест – редко, так как их недостаточно, чтобы оценить эф-ть использования льгот.

3)показатели эф-ти использования налоговых льгот (т-ца)

- коэффициент льгот н/о – отношение суммы налоговой экономии, получ-й от НЛ, к сумме всех налоговых обязательств без учёта НЛ. Позволяет оценить степень влияния НЛ на величину Н.

- коэффициент эф-ти льготирования – доля дополнит-но получ-х фин средств относительно выручки или др базы

- коэффициент льгот инвестирования – доля инвестиций, осуществляемых за счёт налоговой экономии.

4)прочие част пок-ли, характеризующие использование любого элемента налогового планирования

- коэффициент налоговой эф-ти региона Кэр=совокуп величина налог обязательств в регионе/объём выручки орг

Поконтроль объём выручки может меняться на вал Д, объём т/оборота, доб стоимость и т.д. Чем меньше коэффициент, тем более привлекательна орг-я с т.з. её функц-я в данном регионе.

- коэффициент реал доходности – характеризует Д, полученные орг-ей, с т.з. порядка их н/о. Всвязи с тем, что по разн Н разл нал ставки, то орг-я при составлении плана Д должна производить налог корректир-ки.

Крд=сумма Д с налог корректировкой/сумма Д=1-ставка Н на доходы

Дн=сумма Д от вложений-сумма Н к упл в бюджет с данного вида Д

Н=Д*ставка Н на Д

Коэффициент должен стремиться к 1. Чем ближе, тем выше доходность орг-ии в результате р-ты и инвестиций.

Все показатели всех 4 групп можно применять как в процессе налогового планирования, так и при оценке альт вариантов и выборе оптим вар-та налоговой политики, а также при подведении итогов планирования и определения его результатов.

3) Оптимизация налогообложения: сущность, приемы и методы.

Налоговая оптимизация – уменьшение размера налоговых обязательств путём целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех льгот, освобождений и др законных приёмов и способов.

Способы: приказ об учётной и налоговой политике, через договор, спец методы налоговой оптимизации, применение льгот и освобождений. Оптимизация м.б. долгосрочная и текущая.

Методы: общие и специальные. Общие:

- текущий фин контроль - контроль за налоговыми платежами при пе­риодическом составлении прогнозов их изме­нения и наблюдении за соответствием прогно­зов реальным платежам налогов;

- метод предвари­тельной налого­вой экспертизы - предварительная налоговая экспертиза новых проектов и важнейших управленческих реше­ний;

- метод вариационно-сравнительного анализа - сравнение различных вариантов деятельно­сти организации на предмет определения их «налоговой эффективности»: на короткий пе­риод деятельности (при постоянных значениях налоговых ставок и тарифов) и на длительные периоды (при различных вариантах ожи­даемых изменений в налоговых законах);

- имитационный - определение величины отдельных налогов при имитации варианта экономической поли­тики предприятия;

- метод текущего налогового планирования - разрабатываются различные ситуации, охва­тывающие разнообразные стороны экономи­ческой жизни в нескольких сравнительных ва­риантах, выбираются оптимальные варианты, которые оформляются в виде блоков бухгал­терских и налоговых проводок;

- метод микробалансов: простых и замкнутых - простые микробалансы рассчитывают на ос­нове блоков бухгалтерских проводок, описы­вающих содержание и экономический смысл хозяйственной ситуации и достаточно строго отражающих форму реализации данной ситуа­ции. При составлении замкнутых микроба­лансов блок бухгалтерских проводок дораба­тывают до системы хозяйственных операций, которая носит замкнутый характер и имеет четкий вход в виде поступления выручки и четкий выход в виде остатка денег на расчет­ном счете после завершения данного варианта ситуации;

- метод графо­аналитических зависимостей - определяется влияние на финансовый ре­зультат деятельности организации одного из экономических параметров, выделяется круп­ный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Путем ряда последовательных расчетов микробалансов для замк­нутого блока хозяйственных операций при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра;

- матрично-балансовый метод - бухгалтерский баланс организации формали­зуется с помощью матричного уравнения. Ко­эффициенты матрицы являются составляю­щими оборотов по дебету и по кредиту, свя­занных бухгалтерскими проводками хозяйст­венных операций по счетам. Методы исследования матриц позволяют устанавли­вать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными опе­рациями;

- статистический балансовый метод - на основе балансов ряда коммерческих орга­низаций определяют осредненные величины параметров, которые могут быть использова­ны для сравнения или для построения расчет­ной экономической модели;

- комбинированный балансовый метод - заключается в одновременном использова­нии всех (или большинства) рассмотренных методов.

К специальным методам относятся: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налоговых платежей, метод прямого сокращения объекта Н и метод оффшора.

Этапы налоговой оптимизации: определение наиболее выгодного места нахождения орг-ии; выбор правовой формы орг-ии, её структуры с учётом специфики деятельности; наиболее эффективное использование возможностей законодательства, налоговых льгот при оценке облаг Д и исчисления налоговых обязательств; выявление путей разумного использования оборотных средств, размещ прибыли и др накоплений.

Существует несколоко групп Н:

- Н, находящиеся внутри себестоимости (зем Н, платежи во внебюдж фонды) – уменьшение ведёт к ¯ себестоимости и ­ Н на прибыль;

- Н вне себестоимости (НДС) – важно уменьшить разницу, подлеж уплате в бюджет;

- Н над себестоимостью (Н на прибыль) – необходимо уменьшить НБ;

- Н, выплач за счёт чистой прибыли – надо стремиться к уменьшению налог ставки и НБ.

Наиболее сильно уменьшают фин ресурсы Н 3-й и 4-й групп.

Оптимизация отд Н может осущ-ся по направлениям:

- изменение места (изменение места гос регистрации, созд-е дочерней орг-ии для перевода активов, изменение места нахождения активов);

- изменение момента возникновения н обязательств (изменение положений УП в части признания Д и определения даты реализации, изменение положений договоров, перенос сроков опл Н);

- изменение его размера (изменение хоз операций с целью исключения объектов н/о, изм-е ХО с целью уменьшения НБ, изм-е ХО с целью увеличения налоговых вычетов).

Методы, направленные на уменьшение налоговой нагрузки:

1) без изменения структуры упл Н

- ¯ НБ (мунип цен, затрат, изм-е формы и усл договор отнош, УП);

- ¯ налоговой ставки (раздельный учёт, создание условий для пониж ставок)

- использование льгот (изменение видов деятельности для использования льгот)

- изменение порядка и сроков упл Н (условия договоров, создание резервов)

2) путём изменения структуры упл Н – сокращение перечня упл Н (изменение ОПФ, использование СНР, изменение места регистрации налогоплательщика).

9. Налоговое планирование и налоговый и финансовый менеджменты.

1) Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента организаций.

Целью финансового менеджмента является изучение лучшего направления использования во временных ограничениях фин ресурсов. Так как Н составляют одно из сущ направлений оттока ДС, то фин мен-т рассматривает налоговое планирование как один из основных моментов управления финансами организации.

Поскольку Д, Р, фин результаты и капитал имеются у всех хоз субъектов, то они являются основными объектами налогового планирования и управления финансами.

Налоговое планирование в рамках управления Р рассматривается исходя из целей деятельности хоз субъекта и классификации его Р:

- если целью является получение прибыли и максимизация чистой прибыли, то управление Р должно быть направлено в сторону уменьшения Н. Планирование должно осуществляться в направлении уменьшения суммы Н, относимых на себестоимость и за счёт прибыли.

- если целью является минимизация прибыли и Н на прибыль, то управление Р должно быть направлено на увеличение Р. Для этого хоз субъект должен в учётной политике закрепить варианты учёта, максимизирующие Р. Кроме того, организации, стремящиеся минимизировать Н на прибыль, не должны стремиться минимизировать Н, относимые на с/с.

Налоговое регулирование Р оказывает влияние на конечный фин результат, формир-й в бух учёте, но Р для н/о не совпадают с Р по БУ. Поэтому организации должны управлять не просто Р, а Р, учит-ми для н/о прибыли.

В рамках управления чистой прибылью и капиталом рассчитывается показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собст-й капитал при различной доли заёмных средств, - эффект фин левериджа или фин рычаг:

Эфл=(1-Нс)*(Rа-С%)*ЗК/СК, где:

Нс – ставка Н на прибыль в долях; Rа – рентабельность активов в %; С% - средняя ставка по займам и кредитам, упл орг-й в отчёт периоде;

1-Нс – налоговый корректор

ЗК/СК – фин леверидж

Rа-С% - диф-л фин левериджа

В налоговом планировании возможна диф-я налогового корректора в следующих случаях:

- если по разл видам деятельности установлены разл ставки Н на прибыль

- если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли

- если отдельные структурные подразделения осущ-т деятельность в свободных эконом зонах, где действует льготный режим н/о

- если осущ-т деятельность в других государствах, где льготный режим н/о прибыли.

Налоговый корректор оказывает влияние на фин леверидж. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заёмных средств уменьшается, то есть в этих условиях лучше формировать свои средства за счёт собственного капитала.

Налоговое планирование оказывает влияние на диф-л ФЛ, так как увеличение прибыли в результате налогового планирования позволит увеличить рентабельность активов, следовательно, эффект ФЛ.

Планирование чистой прибыли осущ-ся предприятием исходя из особенностей орг-прав формы и возможности получения кредита в банке. Предприятия должны учитывать:

- уровень рентабельности активов, которые должны быть больше средней %-й ставки

- предельная ставка по кредиту.

Эф-т ФЛ показывает предел, до которого Пр-е, имея прибыль, может привлекать кредитные ресурсы, и отдача будет положительная.

Если целью не является получение максимал-й прибыли, то то в рамках налогового планирования организация может заниматься управлением инвестиц-й деятельностью. Принимаются решения по осущ-ю реал и финанс инвестиций и по управлению оборотным капиталом.

По реал инвестициям налоговое планирование позволяет увеличить след источники финанс-я кап вложений: амортизац отчисления и чистая прибыль.

Управление фин инвестициями производится с помощью налогового планирования, так как оно оказывает влияние на чистый денежный поток.

Управление обор капиталом предполагает в качестве одного из решений снижение деб задолженности (предоставление скидок при досрочной оплате). В этом случае влияние налогового планирования на ценовую политику возможно путём оптимизации НДС.

Налоговое план-е также оказывает влияние на разработку фин планов, так как при разработке прогнозного варианта баланса и ф№2 необходимо отразить в расчётах результаты изменения разл Д, Р, изм прибыли, полученной при налоговом планировании.

План-е косв Н оказывает влияние на величину выручки, которая влияет на размер ден потока.

В получении положит ден потока значит роль отводится налоговому план-ю, так как Н занимают сущ удел вес в выплатах орг-ии.

2) Налоговый менеджмент и его эффективность.

Налоговый менеджмент – решение задач по минимизации н/о любыми легальными средствами. Сущность состоит в управлении Н Пр-я и в регулировании его фин отношений с государством. Предметом НМ является налоговая политика и её практическая реализация. Объект – налогоплательщик-хоз субъект. Информационная база формируется в системе фин, налогового и управ-го учёта. Этим характеризуется взаимосвязь НМ с фин менеджментом, с налоговым учётом и налоговым планир-м.

Особенности отеч НМ:

- в большинстве компаний недавно стал формироваться налоговый учёт, следовательно, заруб опыт

- неразвитость НМ связана с постоянным развитием и молодостью отеч налоговой системы

- НМ постоянно измен-ся с измен-ми НЗ

- вариабельность НМ, так как у хоз субъектов различ цели формирования прибыли

- НМ исходит из взаимосвязи Н между собой (уменьшение одних приводит к увеличению других)

- неразвитость налоговой культуры налогопл-в приводит к ошибкам в НМ, нарушениям НЗ

- отсутствие нормативов показателей эф-ти НМ, применяемых независимо от вида деятел-ти.

Эф-ть НМ определяется с помощью ряда коэффициентов, общ схема расчёта которых представляет отношение совокупности налог-х издержек или отдельных сост-х к продажам, с/с, прибыли и т.д. Эти показатели, представленные в таблице, могут рассчитываться в долях и %. По ним нет унифицир-х норм.

На эф-ть НМ влияет система н/о орг-ии и разработанная учётная политика.

3) Учетная политика как фактор оптимизации налогового менеджмента.

В мировой практике известны 3 варианта налоговой политики:

- нелегальная – использование уголовно наказуемых методов БУ и намерен искажения Б и НО

- легальная – приёмы и способы, предусмотренные законодательством

- полулегальная – используются противоречия и недоработки в законах и подзак актах (не зпрещ).

В рамках второго варианта выделяют внешние и внутр факторы оптимизации НМ (схема).

В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное снижение Н, налоговую оптимизацию делят на перспективную и текущую. Перспективная предполагает правильную постановку в организации Б и НУ, а также грамотное применение налоговых льгот и освобождений. Текущая предполагает применение опред совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя в каждом конкретном случае в отдельном налоговом периоде и для конкретного хоз субъекта.

Принятие УП является основным этапом тек налогового планирования и налоговой оптимизации. К приказу об УП прилагается: план счетов; формы первич документов для оформления хоз операций, по которым нет типовых форм; формы документов для внутр Б и УО; правила и график документооборота; утвержд-й перечень лиц, имеющих право подписи; пол-я о бух службе; договор с аудиторской организацией для внешнего аудита; пол-я о филиале или обособленном подразделении; перечень БСО, их учёт и хран-е.

В соответствии с главой 25 НК в УП для н/о указывается: таблица. Кроме этого д.б. отражены разработанные налогоплательщиком формы регистров НУ и порядок отражения в них аналитических данных НУ и данных первичных учётных документов. Также, согласно п.10 ст. 167 НК, организация закрепляет в УП моменты, связанные с НДС:

- порядок определения суммы НДС, относящихся к Т,Р,У, которые облаг-ся по ставке 0%

- порядок определения пропорции для распределения НДС по приобретённым Т, Р, У и имущ правам при осуществлении налогоплат-м операций как облаг-х, так и освобож-х от НДС.

Также в УП необходимо закрепить выбор прямого или косвенного метода определения количества добытого ПИ. При выполнении соглашений о разделе продукции налогопл-к должен закрепить в УП порядок ведения такого учёта.

Влияние УП на финанс показатели организации связано с функциональной зависимостью с/с реал продукции, Р, У, расходов, прибыли, чистой прибыли и Н на прибыль. Оценка влияния УП на финанс показатели проводится в 4 этапа:

- подготовка Приказа по УП создаваемого Пр-я или Приказа об изменении УП

- проводится пересмотр содержащихся в УП элементов с целью внесения изменений на предст год

- проводится план-е фин показателей и анализ фин деятельности с учётом изменений отд элем-в

- составляется прогнозный баланс и отчёт о прибылях и убытках на предст год с учётом изменений в УП и проводится сравнит анализ текущей отчётности и прогнозной.

На каждом этапе проводится оценка возможных последствий в результате изменения УП.

Кроме оценки влияния УП на фин показатели необходимо оценить отдельно влияние изменений по каждому элементу УП на фин результаты с последующим суммированием результатов изменения. В отдельных случаях оценка 1-го элемента УП м.б. незначительной при влиянии на фин результаты и не учитываться.

Формирование оптимальной УП для н/о является основным элементом налогового планирования, а тпкже фактором оптимизации НМ и оказывает влияние на фин положение организации.

4)Организация корпоративного налогового планирования.

1) Налоговый бюджет.

Бюджетирование – процесс опр-я важ эк параметров, механизм планирования движения ресурсов в орг-ии на будущий период. Бюджет – фин документ, создаваемый до начала выполнения пр деятельности (фин план). В конеч виде бюджет – сумма планируемых затрат и результатов, Д и Р, рас-х и скоор-х в соответствии с буд планом и прогноз оц-ми деятельности. Преимущества бюдж планирования:

- ежемес пл-е бюджетов, которое даёт точ показатели размеров и структуры затрат стр подраздел-й

- больше самостоятельности у стр подразделений в расходовании средств (заинтерес-ть персонала)

- минимизация количества конт параметров бюджетов

- режим экономии ден средств.

Бюджеты Пр-я: ФОТ, мат затрат, потреб-я энергии, амортизации, проч Р, погаш-я кредитов, налог-й.

Фин план строится на год, а налоговый план-ся в зависимости от налоговых периодов. Год налоговый бюджет состоит из 3 текущих: месячный (сост-ся до 10-20 числа м-ца, который предшест-т план-му периоду), квартал-й (до 10 числа), годовой (до 1 декабря).

Последовательность расчёта н бюджета, сост-я из 4 эт:

- систематизация информации о Н и НП за пред год, оценка НП в отч году в сопостав условиях

- определяетсякоэф-т элласт-ти Н – как изм-ся величина Н при изменении НБ или ставки Н. Определяетсякак отношение прироста н поступлений, дел-я на нач уровне н поступлений, к приросту опред-го, анализ-го фактора (Д), дел-му на нач ур-нь этого фактора. Коэффициент показ-т на ск-ко % изм-ся н Д при измен фактора на 1%

- осуществляется оптимизация налоговых платежей

- сост-ся н календарь и на основе показ-лей пред этапа осущ-ся расчёт эк эффективности предполаг оптимизации с учётом издержек на её осуществление и составление налогового бюджета.

2) Создание налоговых групп и организация документооборота налогового планирования.

В процессе НП эф-м является создание 3 налог групп: составление плана, реализация П и контроль.

Первая НГ включает специалистов, занимаемых формированием фин части программы развития Пр-я, эк-в ПЭО, бухгалтеров, финансистов, сот-в налогового отдела, юристов и консультантов. Рук-во – сот-к ПЭО. Во вторую группу включаются юристы, бухгалтера и сотрудники НО. Рук-во – сот-к НО. В третью НГ входят сот-ки службы внутр аудита, ПЭО, внеш аудитор и ревизор.

Эф-ть контроля и оценки мероприятий по н опт-ии зависит от наличия рац орг-го документооборота налогового планирования. Чётко оформленный ДО позволит осущ-ть объектив контроль со стороны рук-ва. ДО – важ составляющая управления, обеспеч-я стабильность хоз-производ связей. При ДО вся док-я должна регистрироваться ответственным секретарём группы налогового планирования либо в конц-ии Пр-я, а также визир-ся сот-м, осущ-м руководство НГ. Осн док источники сдаются в архив Пр-я, где хранятся 5 лет.

3) Использование матрицы принятия решений.

Для распределения обязанностей составляется лин карта распределения об-тей, при построении которой применяется матр метод. М-ца показ-т кто и в какой степени принимает участие в решении и его выполнении. Она отр-т объём и характер полномочий, реал-х каж ДЛ, при совм участии в НП. Этот метод представляет собой таблицу, в верх части которой дан перечень стр подразделений и м.б. должностей. По строкам – перечень задач и функций. На пересечении указ-ся действия, с помощью которых реализ-ся права и обязанности субъектов планирования. Условные обознач-я: Р – принятые решения, П – компл подготовка решения с привлечением указ подразд-й и ДЛ, У – уч-е в подготовке решения, С – об соглас-е на стадии подготовки решения, И – исполнение, К – контроль испол-я. Преимущества метода:

- ликвидация дублирования функций и задач

- достигается наглядность процедур подготовки, принятия и реал-ии решений в области НП

- выявляются элементы системы НП, работающие с перегрузкой или недогрузкой

- простота реализации данного метода

- признание полученного распределения З,П и О в системе НП при утверждении рез-тов метода

- лёгкость составления по результатам полномочий и долж инструкций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: