Налоговый контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Правила применения ККТ. ККТ — это машины с фискальной памятью, персональные компьютеры и про­граммно-технические комплексы, используемые при осу­ществлении денежных расчетов. 2 типа: электромеханические кассовые машины и электронные контрольно-регистрирующие машины (ЭКРМ).

Разрешается эксплуатация только тех типов ККМ, серийные образ­цы которых прошли испытания в установленном поряд­ке и внесены в Госреестр, который подлежит официальному опубликованию. Изм и доп подл офиц опубл в теч 10 дн со дня принятия. В случае исключения из Гос реестра ранее применявш моделей их дальн эксплуат осущ до истеч нормативного срока их амортизации (средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда – 4 ам гр – от 5 до 7 лет включ).

Ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание, ре­монт и списание кассовых машин должны производиться заводами-изготовителями или специализированными предприятиями, техническими центрами, наделенными соот­ветствующими правами по данному роду деятельности.

Используемая ККТ должна быть зарегистрирована н\п в налоговой инспекции. Нельзя ее применять без наличия в ней фискальной памяти.

При этом ККТ применяемая организациями (за искл кредитных организаций) и ИП, должна:

- быть зарегистрирована в н.о. по месту учета организации или ИП в качестве н\п;

- быть исправна, опломбирована в установленном порядке.

ККТ в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна:

- быть зарегист-ана в н.о. по месту учета н\п с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

- быть исправна, опломбирована в устан-ом порядке;

- иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

- обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение инфы о платежах на контрольной ленте и в накопителях фиск памяти, а также предоставлять инфу для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

- эксплуат-ся в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

- передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистр-ую инфу о платежах в некоррек-ом виде, обеспеч-ем идентичность инфы, зарегист-ой на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;

- иметь паспорт установленного образца.

Порядок применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов утверждается ЦБРФ.

Организации и ИП, на­ходящиеся в отдаленных или труднодоступных местнос­тях (за исклгородов, районных центров, посел­ков городского типа), могут осуществлять наличные денежные рас­четы и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

В ряде сл при оказании услуг населению можно не прим ККТ, а выдавать бланки строгой отчетности: квитанции, билеты, абонементы, путевки, и др. Бытовые усл, ремонт и изг одежды, обуви, мебели, бытовой техники, парикмахерские усл, перевозка пассажиров, грузов, туристич усл, по договорам аренды. такси должны выдавать чек. Реквизиты бланка строгой отчетности утверждены в Постановлении Правительства от 2008 г «О порядке осущ нал ден расч и с примен платеж карт без ККТ». Учет бланков в спец книге. Хранятся в сейфе. Использованные хранятся 5 лет.

2. Обязанности н\п при исп ККТ. 1) регистрировать ККТ в н.о, при этом в фискальную память ККТ вводится информация, при перерегистрации ККТ меняются накопители фискальной памяти, любая регистрация и перерегистрация ККТ осу­ществляется с участием н.о;

2) применять исправную ККТ, которая д.б. опломбирована в уст порядке;

3) выдавать покупателям в момент оплаты за продан­ные товары кассовые чеки, отпечатанные на ККТ;

4) обесп ведение и хранение документации, свя­занной с приобр и рег, вводом в экспл, и материалы проверок, касающиеся ККТ;

5) кредитные организации обязаны проверять у н\п следующие операции:

— порядок совершения кассовой операции должен со­ответствовать требованиям, установленным ЦБ РФ, использование ККТ или других программных продуктов должно соответствовать государственным стандартам;

— применять специальную ККТ, защищенную от не­санкционированного доступа к программным продуктам другим пользователем;

— предоставлять в н.о. по их запросам информацию о соблюдении правил совершения кассовых операций с прим ККТ.

Правила эксплуатации 1.К работе на КМ допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации,заключается договор о матер отв. 2. На каждой КМ имеется свой завод­ской номер (на маркировочной табличке), который обя­зательно указывается во всех документах, относящихся к данной машине (кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, «Книге кассира-операциониста» и др.), а так­же документах, отражающих перемещение кассовой ма­шины (отправку в ремонт, передачу другому предприя­тию и т. п.).3. КМ должна иметь паспорт установлен­ной формы, в который заносятся сведения о вводе маши­ны в эксплуатацию, среднем и капитальном ремонтах. В паспорте указываются реквизит данного клише с обозна­чением наименования предприятия и номера кассы. 4. Перевод показаний счет­чиков на нули (гашение) может производиться при вводе в эксплуат новой машины, при инвент, ав случае ремонта счетчи­ков в мастерских, только по согласованию инспекцией. Оформляется актом в 2 экземплярах, 1- н.о., 2- орг. 5. Передача машины в другое предприятие или мас­терскую для ремонта и обратно производится по наклад­ной и оформляется актом в котором фиксируются показания счетчиков (регистров), не позднее следующего дня сдаются в бухгалтерию предпри­ятия, отметка об этом делается в «Книге кассира-операциониста» в конце записи за день. Вместе с машиной передается и ее паспорт, в котором делается соотв запись. 6. При ремонте счетчиков в предприятиях также составляется акт с записью показаний счетчиков до и после ремонта.

На всех ККМ в обязательном порядке должна применяться контрольная лента, и по каждой ККМ должен вестись журнал кассира-операциониста, заверенный в н.о.

Для подготовки кассовых машин к работе н\п необходимо:

1. Ввод в эксплуатацию новых машин производит ме­ханик из организации, осуществляющей гарантийное и техн обсл и ремонт данного типа машин, должны присутство­вать кассиры как мат отв лица. 2. Механик по ремонту кассовых машин (при необхо­димости программист-электроник) производит проверку исправности, опробование кассовой машины в работе и оформляет передачу ее в эксплуатацию, заполняя все дан­ные в заводском паспорте. Механик обязан опломбировать машину после уста­новки фирменного клише с наим предприятия и номером расчетного узла либо ввести его в программу машины. 3. До включения кассовых машин в действие замок должен быть закрыт, а ключ у директора. Ключи для перевода денежных счетчиков на нули передаются директором - инспекции, где хранятся в сейфах и выдаются по письменному распоряжению руководителя и главного бух­галтера этой организации специалисту, уполномоченно­му лицу для проведения проверки. 4. На кассовую машину администрация заводит «Кни­гу кассира-операциониста» 6. Допускается ведение общей книги на все машины. В таком случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс (№ 1, 2, 3 и т. д.) с указанием в числителе — заводского номера кассовой машины, пока­затели счетчиков недействующих кассовых машин ежед­невно повторяются с указанием причин бездействия (в запасе, в ремонте и т. п.) и заверяются подписью пред­ставителя администрации предприятия.

1. Технический центр обязан: При орг техн обсл рук-ся ГОСТами.Межрем обсл произв кассиром ежедн: 1 направить представителя на предприятие (по его заявке) для вскрытия заводской упаковки и расконсерва­ции приобретенной ККМ;2 обеспечить входной контроль новых КМ, диагностику;3 обеспечить надежное закрепление маркировочной таблички с заводским номером машины, исключающее ее замену;4 опломбировать кассовые машины совместно с нало­говой инспекцией;5 изготовить и установить фирменное клише с наиме­нованием торгового предприятия и номером расчетного узла (кассы) или ввести его программным методом;6 произвести ввод машин в эксплуатацию и принять на техническое обслуживание;7 производить ежегодное техническое обслуживание, технические освидетельствования и все виды ремонтов;8 проводить списание изношенных и морально уста­ревших кассовых машин, их разборку и утилизацию.

2. Обязанности механика по ремонту и ТО кассовых машин.

Механик проводит плановые технические осмотры, включающие проверку состояния механизмов машины, устранение мелких неис­правностей. Механик обязан:

— производить периодически осмотр и профилакти­ческий ремонт

—сделать записи о проведенных работах в спец журнале и паспорте ККМ;

— по окончании ремонта опломбировать (в случае сня­тия пломбы) своей пломбой и сообщить в налоговую инс­пекцию о необходимости пломбировки данной машины (работа на кассовой машине до установки новой пломбы налоговой инспекции запрещается);

— установить и подключить (при необходимости) за­пасную кассовую машину;

— в случае необх ремонта счетчиков указать рук-ву направить машину в ремонт в техн центр (или другую обслуживающую орг).

Ремонт и ТО частными лицами запрещено. Ремонт только после снятия показаний денежных счетчиков. Показания счетчиков по окончании ремонта проверяются, а машина пломбируется. О результатах проверки сост акт. Эл ККМ обсл оператор.

3.Права н.о. при проверке Работа н\п с контрольно-кассовой тех­никой не относится к налог. отношениям, но конт­роль за соблюдением правил по использованию ККТ воз­ложен на н.о в РФ.:1) осуществлять контроль за соблюдением требований закона; 2) осуществлять контроль за полнотой учета и отра­жения операций и выручки предприятия при использо­вании ККТ; 3) проверять приходные и расходные документы, свя­занные с примением ККТ; 4) получать от н\п справки и объяс­нения в случае нарушения установленных требований использования ККТ;5) проводить контрольные проверки выдачи кассовых чеков при использовании н\п ККТ;6) налагать административные штрафы на н\п в соответствии с КоАП при нарушении правил использования ККТ.

Согласно ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ н.о. рассматривают дела об адм п\нар. Расм от имени н.о. вправе рук ФНС и тер орг.

Действие полномочий н.о.не распрос­траняется на кредитные организации. Контроль осуществляет ЦБ.

При проверки ККТ могут привлекаться ОВД.

Порядок проведения н.о. проверок по применению ККМ:

1. Проверка в присутствии должностных лиц и в соответствии с з-вом.

2. Проверки по вопросам соблюдения действующего з-ва:

а). определяется орг-пр форма предп-ия (тор­говой точки), его наименование, осуществляет ли оно ре­ализацию товаров и услуг населению, в т.ч. винно-водочных изделий и других подакцизных товаров, нали­чие ценников на товары и прейскурантов на услуги, применяет ли предприятие при расчетах с населением ККМ, выдается ли при этом на руки покупателю кассо­вый чек или др заменяющий его док, утверж­денный в установленном порядке. С согласия покупате­лей просматриваются выданные им чеки на предмет их четкости и полноты в них соответствующих реквизитов и фирменных знаков. При необходимости в установлен­ном порядке производится контрольная закупка, кото­рая оформляется соотв актом;

б). проверяющие предъявляют руководи­телю или другому должностному лицу предприятия до­к, удостоверяющие их личность и должность и поручение н.о., и приступают к докумен­тальной проверке данного вопроса: лицензия на право торговли, лицензия на право торговли винно-водочными изделиями и другими подак­цизными товарами, документы на право собственности (или аренды) помещения, земельного участка, докумен­ты, удостоверяющие личность работников (продавцов), их принадлежность к данному предприятию, документы, подтверждающие рег предприятия и постанов­ку его на учет в н.о. и др.;

в). отсутствует лицензия -определяется и фиксируют сумму выручки, полученную в рез торговли, для посл взыскания в установленном порядке в бюджет незаконно полученного дохода.

г). при документальной проверке применения ККМ: необходимо установить наличие на предприятии ККМ, зарегистрированы ли они в нало­говых органах, наличие технической документации и ре­гистрационных карточек на ККМ. Сверяются данные предприятия, записанные в книге учета ККМ в налого­вом органе, с документами, представленными предприя­тием. В случае расхождений в записях прове­ряющий выясняет их причину, результаты отражает в акте и предлагает руководству принять меры по устранению этих нарушений.

д). Проверка правильности эксплуатации: осмотр внешнего состояния ККМ (тождествен­ность заводского номера на машине и в документах, на­личие пломб на кожухе машины, работа табло на поку­пателя, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др.). Если в ходе проверки будет установле­но, что машина выдает кассовый чек с нечетким шриф­том и не со всеми реквизитами, проверяющий констати­рует неисправность ККМ и в доказательство этого прила­гает к материалам документальной проверки кассовый чек (в том числе и контрольный), не соответствующий уст правилам.

е). тщательно проверить ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и вре­мени совершения торг опер, к-во гаше­ний счетчиков и все ли они проводились в присутствии предст н.о.

ж). Следует также проверить нулевые чеки: их количе­ство, время пробития, необходимость.

з). Выборочно проверяется соответствие цены на то­вар, указанной в накладной на поступление товаров, цене, указанной на ценнике, а также наличие на ценнике подписи материально ответственного лица, заверенной пе­чатью (штампом) предприятия, и даты составления. На­именование товара, его сортность, марка и т. п., указан­ные на ценнике, должны соотв данным на­кладной.

3. При выявлении ККМ, не зарегистрированной в н.о, необходимо убедиться в том, что эта ма­шина не находится в скрытой эксплуатации. С этой це­лью рекомендуется проверить паспорт на эту машину, документы о ее приобретении, показания суммирующих счетчиков, а также книгу кассира-операциониста и конт­рольные ленты по указанным ККМ.

4. проверить наличие договора с региональным техни­ческим центром по ремонту и обслуживанию. а также ведение записей в журнале вызова технических специа­листов и регистрации выполненных работ

5. При проверке предприятия, которое осуще­ствлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, следует проверить обо­снованность применения форм бланков строгой отчетнос­ти в качестве документов строгой отчетности, организацию учета, хранения и выдачи этих бланков. Использование бланков строгой отчетности по формам, не утвержден­ным Минфином России, не освобождает это предприятие от обязанности применять ККМ.

6. При проверке наличия прейскуранта на оказывае­мые услуги проверяющий обращает внимание на обосно­ванность этого документа (кем утвержден, когда, для ка­кой отрасли, ведомства, предприятия), внешнее оформ­ление (четкость написания, наличие заверяющей подпи­си, печати (штампа) и др.), а также на размещение его в доступном для клиента месте.

Порядок проверки полноты учета выручки, полу­ченной с применением ККМ:

1). Полнота учета выручки проверяется по данным кассовой книги, книги кассира-операциониста, приход­ных кассовых ордеров, контрольной ленты, других рас­четных и платежных документов по учету выручки, кни­ги учета доходов и расходов граждан.

1. взять расписку у проверяемого об отсутствии в кассе его личных денег, о представлении всех квитанций приходных кассовых ор­деров о сданной выручке 2.пересчитать наличные деньги, на­ходящиеся в кассе ККМ. отража­ется в акте снятия остатков. 3Кассовая выручка сверяется с показа­ниями на контрольной ленте. Для этого следует отбить контрольный чек. Разница между показанием контрольного чека в момент провер­ки и показанием на начало рабочей смены, которое оп­ределяется по записи в книге кассира-операциониста, является выручкой, полученной с применением ККМ в день проверки.

могут быть выявлены излишки или недостача денежных средств.

2). Проверка документов первичного бухгалтерского учета позволяет проверяющим определить сумму поступившей выручки с применением ККМ за отчетный пери­од, после чего необходимо сверить данную сумму выруч­ки по кредиту счета 90 Гл книги. При несоответ­ствии полученной суммы выручки с суммой выручки, приведенной по Гл книге, проверяющий обязан выявить причину такого расхождения.

Если будет установлено, что полученная выручка не оприходована, то в акте проверки отмечается занижение прибыли (дохода) и правонарушение следует квалифици­ровать по п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Ответственность за нарушение действующего законодательства о применении ККМ и оформление результатов проверки:

приме­няются штрафные санкции и меры адм ответственности.

При оформлении документов по привлечению к ответственно­сти следует указывать размер штрафа (кратный размер минимальной оплаты труда) и сумму штрафа. В случае повторного нарушения предприятием ука­занного Закона н.о. должен принять меры к приостановлению его деятельности.

Если предприятиепродолжает эту деятель­ность, то на него налагается штраф за осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановле­ния деятельности предприятия в порядке, предусмотрен­ном ст. 6 Закона — 700-кратный МРОТ

3. Результаты проверки оформляются актом и соот­ветствующими приложениями к нему. В акте указыв-ся необх-ые реквизиты и все выявленные в ходе проверки нарушения зак-ва. Отражаются указания по устранению выявл-х нарушений. К акту прикладываются все расчёты, таблицы,необх-ые чеки, акты изъятия док и протоколы об адм правонар. Акт сост-ся в 2-х экземп-х, подписывается всеми проверя-ими и присутст-ми.

4. Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля.

1. Субъекты, объекты и правила проведения налоговых проверок. Н проверка представл собой эф-й инструмент Нк, целью к-го явл контроль за собл н\п,п\с,н\а з-ва о н и с. Для того,чтобы П м.б. определить как налоговую, необх собл неск усл: 1. П д проводиться независимо от вида н и с должностными лицами н.о.в пределах компетенции, опр НК. Однако НК не наделяет ОВД полномочиями по проведению НП. ОВД не м самост проводить НП, а только совместно с представителями н.о. 2. целью НП д явл контроль за собл з-ва о н и с. 3. НП м.б. проведены только в отн н\п,п\с,н\а. В отн др лиц проводятся др мероприятия Нк. При этом одно проверяемое лицо в ходе 1 ВНП м.б. проверено сразу как н\п,п\с,н\а.

Субъектами НП явл: 1.ком предпр 2.совместные предпр 3.гос учреждения 4.негос и НКО 5. граждане РФ,явл резидентами, а также ин граждане и л без гражданства, явл нерез. Объектами НП явл: 1. регистры б и н у. 2. планы,сметы и др норм док. 3. договоры м\д предприятиямию 4. приказы о приеме-увольнении. 5. б,н отч. 6. деловая переписка и др док, связ с н платежами.

Ст 87 НК уст сл правила проведения НП: 1.НП м.б. охвачены только 3 календарных года д-ти н\п,н\а,п\с, предшествующие году проведения проверки. 2. запрещ проведение повторных проверок по одним и тем же н за уже проверенный н период. 3. возможна повт НП по уже проверенным н и срокам в сл случаях: *при контроле вышестоящим н.о. за работой н.о., проводившего проверку. *при реорг, ликвид предпр. 4. м проводиться встречная ВНП в целях получ доп инф о н\п.

2.Виды налоговых проверок и их классификация. 1.По срочности: *Плановые – регламент-ся внутр док нал инспекции ФНС Р. Основанием для установл очередности проверок у того или иного н\п явл вид д-ти, период работы, несвоевр предост отч, наличие задолж по н и тд. *Внеплановые – повторные К и ВНП. Рук или зам рук выносит спец реш о пров повт пров с указанием причин ее провед. 2.По способу контроля: *Сплошные – охватывает вопросы правильности исч и упл всех видов н, к-е обязан платить н\п за опр период вр. *Выборочные – отражает контроль н.о. либо только в перв док, либо только в регистрах б и н уч, либо конкретно к-то н за опр пер д-ти. В сл обнаружения злоупотребления в нарушении н з-ва проверяющий имеет право перейти от выборочного способа проверки к сплошной проверке с обязательным изъятием док. 3. По методу установления достоверности: *Формальные-арифметические – проверяются предоставл док, а также н отч-ть на правильность их заполнения и правильность арифметических рассч. Прим при пров КНП отч-ти. *Встречные – если при проведении К и ВНП у н.о. возникает необх получ инф о д-ти н\п, связ с иными лицами (контрагентами), то н.о. м.б. истребованы у этих лиц док, относящиеся к д-ти проверяемого н\п. 4.По форме проведения: *камеральные *выездные. Делятся на 3 подвида: *1. Комплексная – охватывает все сферы ф-х д орг и проводится по всем н. *2.Тематическая – охватывает отдельные сферы ф-х д орг или отд вопросы правильности исчисл н и др обяз платежей (проверка ККМ). *3. Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Классиф НП для реш вопр о возбужд угол дела. По юрид-правовой природе П делятся: 1.Процессуальные- проводятся по требованию органов дознания, дознавателя, следователя и прокурора на основании сообщ о преступлении. 2.Непроцесс (Служебные)- выполняемые в рамках адм-хоз д-ти должн лицами предпр, учрежд, самостоятельно, без привлечения следственных орг.

НП взаимосвязаны с рядом др проверок: тамож, экологическими, финн-экономич.

В зав-ти от методов и способов проведения П м. подразд-я: 1.Формальные (П по форме). 2.Аналит-е (по содерж-ю). 3. Логич-е (П возможности проведения хоз операции или сущ-я к-л фактов).

3. Приемы организации налоговых проверок. Н.о. исп сл приемы поиска н ошибок у н\п: 1.Технико-экономические расчеты. Осуществляется перерасчет исчисленных н у н\п, полученные результаты сравниваются с фактическими расчетами и определяется закономерность н правонарушений. При этом методе выявляется динамика таких изменений, устанавл причины отрицательных изменений и вытекающие последствия для н\п. 2.Нормативная проверка отчетных показателей работы предприятия. Этот метод закл в сопоставлении факт данных н\п с установленными нормативами, по отраслям и в соотв с действ зак-вом. Любое несоответствие нормативам подлежит анализу с целью выявления причин их возникновения. При этом методе устанавливаются способы устранения выявленных отрицательных результатов с целью достижения положительных результатов, соотв н зак-ву. Полученные рез фиксируются в акте ВНП. 3.Хронологическая проверка движения материальных и денежных средств. Этот метод применяется в том случае, если у н.о. имеются предположения о существовании возможных ошибок у н\п в б и н учете, несоответствующих учетным данным, имеющимся в инф базе н.о. при этом методе сопоставляются остатки товаров на складе и ден средств в кассе и на расчетном счете с ежедневным оприходованием товара и ден наличностисо склада в производство или на продажу или в обслуживающий банк. 4.Проверка объективной возможности фактического выполнения работ и стоимости их документарного оформления или оплаты. Этот метод используется когда возникают сомнения по поводу правильного отражения в отчетах ст-ти факт рез-тов выполненных работ. В этом случае проверяются акты выполненных работ, договора на выполнение работ и факт оплаты работ. В некоторых случаях проверяется сумма произведенных расходов по выполнению работ по контракту, договору, с целью выявления фин рез по выполненным работам и правильности его отражения как в б, так и в н учете. 5.Проверка правильности отражения хоз операций в б и н учете. Этот метод позволяет выявить расхождения между формированием финн рез дох и расх в б и н учете по совершаемым операциям, даже если все док по совершаемым операциям составлены в соотв с законом. При этом методе сравниваются фактические нормативные расходы и выявляются отклонения в б и н учете.

4.Методы организации фактического контроля при организации НП. При проведении НП широко использу­ются следующие методы (процессуальные действия):

1. Получение объяснений н\п, н\а, п\с – право н.о. на вызов н\п (н\а,п\с) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы н\п, н\а или п\с для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов, либо в связи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

2. Проверка данных учета и отчетности - это: *анализ должностным лицом как данных учета самих н\п (иных обязанных лиц), так и данных учета объектов налогообложения (и иных элементов налогообложения, указанных в ст. 17 НК), а также данных бухгалтерского и налогового учета, сведений, представляемых в н.о. в соответствии со ст. 85 НК; *анализ данных отчетности (бухгалтерской и налоговой), периодически (в установленные сроки) представляемых в н.о. (налоговые декларации, налоговые расчеты, всякого рода документы по формам, утвержденным ФНС России, Госкомстатом, Минфином РФ и другими полномочными органами государства).

3. Осмотр помещений и тер проводят в соотв со ст 91 для опр соотв факт данных об объектах с док-ми данными, представленными нал орг. +для целей ЕНВД, и проверки юр адреса. Н.инспектор м.б. допущен к осм помещ при предъявл служ удостов и решения рук н.о. о проведении ВНП этого н\п. В жилое помещ ФЛ инспектор не доп, кроме случ, когда это необходимо по материалам проверки, но лишь по реш суда или по желанию н\п. если н.инспектор не допускается н\п на тер, то рук-м проверяющей гуппы оформл акт, подписываемый им и н\п. на основании этого акта н.о. вправе сам-но опр сумму н, подлеж уплате в бюдж, на основании оценки имеющихся у н.о. сведений о н\п или по аналогичным сведениям подобных орг. Усл провед осмотра: 1.Осмотр док и предм вне рамок ВНП недопуск даже если н\п согдласен и эти док или предметы были получены н.инспекторов в рез ранее провед контроля. 2. осмотр проводится в присутствии понятых, н\п вправе участвовать. 3.Может проводиться фото и видео съемка, копироваться докум. 4. По рез осм обяз сост протокол: а)на рус языке, б)указыв наимен н\п, место и дата проведения осмотра, должность, фамилия и инициалы должностных лиц,сост протокол и фамилия и инициалы присутствующих лиц, подписи. в)протокол д сод-ть сведения о последовательности провед осмотра, а также выявленные факты нарушения и обстоятельства дела, г)подписывается уч-ми пров осм только после его прочтения и внесения сделанных замечаний и предложений, д)прилагаются фотогр,видео и др материалы дела. Треб к присутствию понятых: 1.Не менее 2. 2.Любые не заинт в исходе дела люди. 3. не допускаются должн лица н.о. 4.понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содерж и рез действий, проводимых н.о. в их прис.

4.Истребование документов. п.1 ст93: должн л н.о., проводящее НП, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки док посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении докумен­тов. Требование должно содержать наименование необ­ходимых для проверки документов. Требование подписывается должн л н.о. проводящим проверку, проставляется дата его получения н\п под роспись. Истребуемые документы представляются в виде заверенных про­веряемым лицом копий (подпись рук-ля и печать). Не допускается требование нотариального удостоверения копий. В случае необходимости н.о. вправе ознакомиться с подлинниками док. Документы, которые были истребованы в ходе н провер­ки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня вручения соотв требования. Если лицо предста­вляет док в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет должн лиц н.о. о невозможности представления в указанные сроки док с указанием причин, по которым истребуемые док не м.б. представлены в уст сроки, и о сроках, в течение ко­торых проверяемое лицо может представить док. В течение 2 дней со дня получения такого уведомления рук (зам) н.о. вправе на осн этого уведомления продлить сроки представления док или отказать в продлении сроков, выносится решение. Срок для представления док исчисляется в раб днях. Течение срока начинается на следу­ющий день после вручения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Отказ проверяемого лица от представления док или непредставление их в установленные сроки признаются н п\нар и вле­кут отв-ть, по ст. 126 НК РФ. Ответственность за непредставление документов. п. 1 ст. 126 НК: непредставление в уст срок н\п документов и (или) иных сведений, предусм НК РФ - штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. В случае отказа или непредставления указан­ных док в уст сроки должн л н.о. производит выемку док. В ходе проведения НП н.о. не вправе истребовать у проверяемого лица док, ранее представленные в н.о. при проведении К или ВНП Случаи, в которых н\п не м.б. привлечен к н отв-ти за непредставление док: 1. Истребуемые док не используются при исчислении проверя­емых н. 2.Истребуемые док отсутствуют у н\п. 3. Требование не содержит конкретного наименования запрашивае­мых док и их количества. 4.Требование не получено н\п

Истребование документов у контрагентов. НК не сод-т понятие встречной проверки, но н.о. вправе требовать инф о проверяемом лице у других лиц. Порядку истребования документов - ст. 93.1 НК РФ. Должн лицо н.о. вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располага­ющих док (инф), касающимися д-ти проверяемого н\п эти док или инф. Истребование док может проводиться также при рассмотрении материалов НП на основании решения рук (зам) н.о. при назначении доп меропр Нк. Истребование док может производиться и вне рамок про­ведения НП, т.е. когда у н.о. возникает обоснов необх пол-я инф о конкретной сделке. Порядок истребования документов (информации) На осн письм поручения об истребовании док(инф), направл в н.о. по месту учета лица, к-й д представить док. (*один н.о. дает поручение др н.о.). В поручении указывается, при проведении какого ме­роприятия Нк возникла необходимость в представ­лении док(инф); сведения, по­зв-е идентифицировать эту сделку. В течение 5 рабочих дней со дня получения поручения н.о. по месту учета лица, направляет этому лицу требование о представлении док (инф). К нему прилагается ко­пия поручения об истребовании док. Лицо, получившее требование, исполняет его в течение 5 рабочих дней со дня полу­чения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми док. Если истр док не могут быть пред­ставлены в указанный срок, н.о. по ходатайству лица, у которого истребованы док, вправе продлить срок представ­ления этих док. Док представляются в виде заверенных проверя­емым лицом копий. Какие документы н.о. не вправе истребовать у третьих лиц? п. 1 ст. 93.1 НК должн лицо н.о., проводящее НП, вправе истребовать у контраген­та док\инф о н\п в рамках ВНП. Ответственность за непредставление документов. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении НП документов или непредставление их в установлен­ные сроки признаются н п\нар и влекут ответ­ственность, пред ст. 129.1 НК - штраф 5000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение 1 календарного года – 20 000 руб.

5.Выемка документов и предметов. При наличии у долж­ностных лиц достаточных оснований полагать, что докумен­ты, свидетельствующие о совершении п\нар, мо­гут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, про­изводится их выемка. Выемка производится на основании мотивированного по­становления должностного лица н.о., осу­ществляющего ВНП. Постановление подле­жит утверждению руководителем соответствующего н.о. Не допускается производство выемки документов и пред­метов в ночное время. Выемка документов и предметов про­изводится в присутствии понятых и лиц, у которых произ­водится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Должностное лицо н.о. предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. О производстве выемки, изъятия документов и предме­тов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе либо в прилагае­мых к нему описях с точным указанием наименования, коли­чества и индивидуальных признаков предметов, а по возмож­ности — стоимости предметов. В случаях, если для налогового контроля недостаточно ко­пий документов и у н.о. есть достаточные основа­ния полагать, что подлинники документов могут быть уничто­жены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо н.о. вправе изъять подлинники документов. При изъятии таких документов с них изготавливают ко­пии, которые заверяются должностным лицом н.о. и передаются лицу, у которого они изымаются. При не­возможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов н.о. пере­дает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия.

6.Экспертиза. В необходимых случаях для участия в про­ведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении ВНП, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Экспертиза назначается постановлением н.о., осуществляющего ВНП. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экс­пертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение экс­перта. Должностное лицо н.о. обязано ознакомить с постановлением плательщика и разъяснить его права, о чем составляется протокол.

Плательщик имеет право: *заявить отвод эксперту; *просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; *представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; *присутствовать с разрешения должн л н.о. при производстве экспертизы и давать объяс­нения эксперту; *знакомиться с заключением эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение предъявляется проверяемому лицу, ко­торое имеет право дать свои объяснения и заявить возраже­ния, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экс­пертизы.

Привлечение специалиста. В необходимых случаях для проведения конкретных действий по осуществлению Нк на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыка­ми, не заинтересованный в исходе дела. Участие лица в качестве специалиста не исключает воз­можности его опроса по этим же обстоятельствам как свиде­теля. В отличие от эксперта специалист не проводит исследований и не дает письменных заключений, он может лишь давать устные рекомендации и непосредственно участвовать в контрольных мероприятиях, проводимых н.о., оказывая практическую помощь.

Участие переводчика. В необходимых случаях для уча­стия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Пере­водчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перево­да, а также лицо, понимающее знаки немого или глухого фи­зического лица. Если н.о. все же привлек переводчика, последний обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица н.о. и точно выполнить порученный ему перевод. По итогам произведенного перевода оформляется соответствующий протокол, в котором делается отметка, что переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, удостоверенная подписью переводчика.

Участие понятых. При проведении действий по осу­ществлению Нк в ряде вышеприведенных случаев вызываются понятые. Понятые вызываются в коли­честве не менее 2 человек. Не допускается участие в качестве понятых должност­ных лиц н.о. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, про­изводившихся в их присутствии. Они вправе делать по пово­ду произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.Свидетельствования 1-го понятого яв-ся недостаточным и неправомерным. Понятые должны присутствовать на протяжении всего периода проведения процессуального действия. Понятые вызываются для: осмотра территорий и помещений н\п, а также предметов и документов; выемки предметов и документов.

Участие свидетеля. В качестве свидетеля для дачи пока­заний может быть вызвано любое ФЛ, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления Нк. Показания свидетеля заносятся в протокол допроса. Вызов свидетеля в н.о. производится повест­кой за подписью руководителя н.о., вручаемой под расписку либо заказным письмом с уведомлением о получении. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля: 1)лица, которые в силу малолетнего возраста, своих фи­з или псих недостатков не способны правиль­но воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осу­ществления налогового контроля; 2)лица, которые получили инфу в связи с испол­нением ими своих проф обязанностей, и она от­носится к проф тайне этих лиц (в частности, ад­вокат, аудитор).Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалид­ности не в состоянии явиться в н.о., а по усмот­рению должностного лица н.о. — ив других слу­чаях.

7.Инвентаризация имущества. При необходимости н.о. имеют право проводить инвентаризацию иму­щества плательщика. Обычно инвентаризация проводится в случаях, когда материалы проверки дают основание пред­полагать наличие имущества, не отраженного в бухг уч, или же отсутствие имущества при наличии све­дений в учете.

Инвентаризация производится в соответствии с при­казом Минфина России и МНС России от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39 «Об утверждении Положения о поряд­ке проведения инвентаризации имущества н\п при налоговой проверке».

Распоряжение о проведении инвентаризации имущества, порядке и сроках ее проведения, составе комиссии принима­ет руководитель н.о. по месту нахождения пла­тельщика и принадлежащего ему недвиж имущества и тр ср, а также по каждому материально-ответственному лицу.

К инвентаризируемому имуществу относятся ОС, НМА, финанс вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, про­чие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финанс активы.

Н.о. вправе привлекать для инвентариза­ции экспертов, переводчиков и др специалистов. Провер­ка фактического наличия имущества производится при уча­стии должностных лиц, материально-ответственных лиц, работников бух-ой службы плательщика. При инвен­таризации комиссией заполняются специальные формы.

До начала инвентаризации комиссия получает последние приходные и расходные документы или отчеты о движении ма­териальных ценностей и денежных средств, председатель ко­миссии их визирует, что служит основанием для определения остатков имущества по учетным данным. Материально-ответ­ственные лица дают расписки о том, что к началу инвентариза­ции все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или пере­даны комиссии и все ценности, поступившие на их ответствен­ность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогич­ные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на при­обретение или доверенности на получение имущества.

Фактическое наличие имущества определяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Плательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества, обеспечить рабочей силой для взвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

На последней странице каждой описи делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов комиссии и материально-ответственных лиц. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе членов комиссии должны быть опечатаны.

По результатам инвентаризации составляется ведо­мость, которая подписывается председателем комиссии.

До начала инвентаризации ОС рекоменду­ется проверить: а) наличие и состояние инвентарных карто­чек, инвентарных книг, росписей и других регистров анали­тического учета; б) наличие и состояние технических паспор­тов или другой технической документации; в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые пла­тельщиком в аренду и на хранение. При отсутствии докумен­тов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой не­движимости комиссия проверяет наличие документов, под­тверждающих нахождение объектов в собственности органи­зации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности плательщика.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета от­сутствуют или указаны неправильные данные, характери­зующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Напри­мер, по зданиям — указать их назначение, основные материа­лы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), общую полезную площадь, число этажей (без подвалов, полуподвалов), год постройки; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и от­косов; по мостам — местонахождение, род материалов и ос­новные размеры; по дорогам — тип дороги, протяженность, материалы покрытия, ширину полотна.

Имущество предпринимателя должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов и регистрах учета (ведомо­стях учета) и подтверждаться первичными документами. Опи­си подписывают все члены комиссии и предприниматель. В конце описи предприниматели дают расписку, подтверж­дающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в н.о. расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Суточные не выплачиваются, если у свидетеля, перевод­чика, специалиста, эксперта или понятого имеется возмож­ность ежедневно возвращаться к месту жительства. За сви­детелями за время их отсутствия сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

6.Противоправные действия и составы налоговых нарушений. Все НП предполагают, что н инспектору необх выявить противоправные д-я н\п, к-е м.б. направлены на осущ сл нарушений: 1) Н в системе налогов. 2) Н против использования доходной части бюджета. 3) Н в системе гарантий выполнения обязанностей н\п. 4) Н против конкретных функций н.о. 5) Н порядка ведения учета и составления отч-ти. 6)Н обязанности по уплате н. 7) Н прав и свобод н\п.

После того как н.о. провели проверку, они обязаны опр состав н нарушения, кот м.б.:

1) Сокрытие дохода или объекта н\о. Такое Н выражается в сл: *отсутствие в учете выручки от продаж, *не оприходование поступивших в кассу ден средств, *не включение в н\о прибыль доходов от внереализ операций, *отсутствие первичных док о поступлении на предприятие объектов н\о и тд. 2) Занижение прибыли или дохода. Выражается в *неправильном расчете НБ, *в неправильной организации б и н уч, *в неверном отражении курсовых разниц по валютным операциям, *в неправильном отнесении расходов к обоснованным и документально подтвержденным и т.д. 3) Отсутствие учета объектов н\о. Выражается *в неверных расчетах или в неверном отражении таких расчетов в учетных регистрах, а также *связана с отсутствием сальдо в регистрах бух учета. 4) ведение учета с нарушением уставного порядка. Связано *с отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей, *с отнесением на с\с затрат, не имеющих отношения к произв и реализ продукции, *или с отнесением затрат на с\с не в том отчетном или нал периоде в котором они имели место. 5) Непредставление или несвоевременное представление док в н.о. 6) Задержка уплаты н. 7) Нарушение порядка удержания н. у источника выплаты (возникает у н. агента).

Кроме всех перечисленных нал нарушений м.б. еще и прочие Н, такие как: отказ свидетелей, экспертов, переводчиков или др специалистов от участия в проведении проверок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: