Основы налогового контроля

Понятие Нк опр в ст82. Нк – д-ть уполномоч орг по контр за собл н\п,п\с,н\а н з-ва.

Нк – это совокупность приемов и методов по орг и проведению проверок за собл н з-ва.

Приоритетность Нк как направления контрольной д-ти обусловлено значимостью н как источников доходов всех видов бюджетов. От уровня Нк и его эф-ти зависит выполнение фискальной и экон ф-ии н. Нк проводится должн. лиц-и н органов в пределах своей компетенции посредством налог. проверок, по­лучения объяснений н\п, н\а и п\с, проверки данных учёта и отч-ти, осмотра помещений терри-ий, использ-ых для извлечения дох.

Для стабилизации финансов гос необходим контрольв сфере н\о и фин ресурсов. Необходимость Нк состоит в актуальности и необходимости проверки соблюдения норм гос н з-ва, в осущ контроля за собл уплаты н, в координации целенаправленного использования н средств в бюджете государства.

Виды: По уровню: 1.гос- н.о.,т.о., ОВД, ОГВФ. Делится *предшеств- пофилакт мероприятия по разъясн н з-ва с целью его правильного практ применения.*тек – предст собой мероприятия, производимые в процессе исполнен н з-ва с целью предотвр н п\нар. *последующий – направлен на выявление н п\нар и применение отв-ти за их сов. 2. негос- внутрихоз к или в виде внешнего аудита.

По срокам проведения: 1.Оперативный – проверка первичной учёт. док-ции в пределах отч пер при условии заверш определ-й хоз цикл операций.2.Периодический – проверяются отч док за опр периоды на собл требований н з-ва и своевр уплаты н. Цель – выявить нарушения правил ведения учета и отч и на осн рез разраб меры по совершенств орг учета и устранению негат явл на предпр.

По источникам: 1.Документальный – проверка соблюдения правил н з-ва при осущ факт расч нал на основании перв док и отч показателей. 2.Фактический – выявление реального состояния объекта н\о на основе его осмотра, обмера, пересчета или взвешения.

Принципы: Основопологающие: 1.гос властный хар. 2.непрерывность. 3.независимость. 4.регламентированность. Специфические: 1.никто не м.б. привлечен к отв-ти иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном НК. 2. Презумпция правоты н\п. 3.презумпция невиновности н\п. 4.Ответственность н.о. за убытки, причиненные н\п вследствие неправомерных действий(бездействия) их должностных лиц. 5.ответственность за разгл. налог. тайны.

Общие: 1.пр ПРАВОМЕРНОСТИ- осущ Нк только уполномоченными гос орг, к-е действуют в пределах своих полномочий и в соотв с ур компетенции, установл ФЗ. 2.пр ПОЛНОТЫ Нк – охвачены системой контроля д.б. все виды з\д уст н и с независимо от суммы платежей. 3.пр НЕДОПУЩЕНИЯ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА- Нк д осуществляться с учетом обеспечения оптимального взаимод фиск и эк ф-ии н сист. 4.пр ВСЕОБЩНОСТИ Нк- все хоз субъекты(Ю и ФЛ) должны быть охвачены системой контроля в той или иной форме. 5.РЕГУЛЯРНОСТЬ Нк- контрольная д-ть носит систематический х-р и в опр случаях зак-но установлены огран сроки для проведения к. 6.пр ПРОФЕССИОНАЛИЗМА- осущ К лицами, обл необх ур подготовкой. 7.пр ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРЕДМЕТА к- только проверка обязательных требований(прав ведения БУ и НУ, исчисл н и с). 8.КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГ К- в случае проведения совместной д-ти. н.о.и ОВД треб, чтобы каждый уч выполнял в необх объёме только непоср возлож на него задачи и не выходил за рамки своей компетенции. 9.пр ПРЕВЕНТИВНОСТИ Нк- предупреждение о н п\нар. 10.ЕДИНСТВО – единообр-е осущ Нк на всей тер РФ,т.е. единство форм, методов и порядка проведения. 11.пр СОБЛЮДЕНИЯ Н ТАЙНЫ- н тайну составл любые полученные н.о,т.о,ОВД,ОГВФ сведения о н\п. 12.пр ОБЪЕКТИВНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ- проведение Нк д искл какую-либо предвзятость со ст н.о.

Цели: 1.Выявл н п\нар и предупреждение их совершения в буд. 2.Обеспеч неотвратимости наступления н отв-ти с уч срока исковой давности. Главной целью Нк явл созд соверш с-мы н\о и достижение такого уровня исполнительности н\п,н\а и иных лиц, при которых искл-ся наруш н з-ва или их число незначительно. Задачи: 1.Неотвратимое наказание нарушителей з-ва о н и с. 2.Обесп правильного исч, полноты и своеврем упл н и с в бюджет. 3.Предуедупреждение нарушения з-ва о н и с, а также возмещение ущерба, причин гос-ву в рез неисполнения н\п,н\а и иными лицами своих обязанностей. Предмет: своевременность и полнота исп н\п своих н обяз по отн к гос. Объект: разновидность ден отн публичного хар-ра, возн в процессе взимания н и с и привлечения нарушителей н з-ва к отв. (Н отн-я). Состав субъектов: н.о,т.о,ОВД, ОГВФ. Подконтрольные суб: н\п, н\а, н\с и банки.

Способы обеспечения налогового контроля. Нк проводят должностные лица н.о. сл СП-ми: 1. Получение объяснений отн\п, н\а и п\с – право н.о на вызов н\п (н\а и п\с) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговые органы н\п, н\а или п\с для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими н, либо в связи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими закон-ва о н и с. 2. Проверка данных учета и отчетности - это:*анализ должностным лицом как данных учета самих н\п (иных обязанных лиц), так и данных учета объектов налогообложения, а также данных БУ и НУ, сведений, представляемых в н.о.;*анализ данных отчетности (БО и НО), периодически (в установленные сроки) представляемых в н.о. (НД, налоговые расчеты, всякого рода документы по формам, утвержденным ФНС России, Минфином РФ и другими полномочными органами государства).3. Осмотр помещений и тер проводят для опр соотв факт данных об объектах с док-ми данными, представленными нал орг. +для целей ЕНВД, и проверки юр адреса. Н.инспектор м.б. допущен к осм помещ при предъявл служ удостов и решения рук н.о. о проведении ВНП этого н\п. В жилое помещ ФЛ инспектор не доп, кроме случ, когда это необходимо по материалам проверки, но лишь по реш суда или по желанию н\п. если н.инспектор не допускается н\п на тер, то рук-м проверяющей гуппы оформл акт, подписываемый им и н\п. на основании этого акта н.о. вправе сам-но опр сумму н, подлеж уплате в бюдж, на основании оценки имеющихся у н.о. сведений о н\п или по аналогичным сведениям подобных орг. Усл провед осмотра: 1.Осмотр док и предм вне рамок ВНП недопуск даже если н\п согдласен и эти док или предметы были получены н.инспекторов в рез ранее провед контроля. 2. осмотр проводится в присутствии понятых, н\п вправе участвовать. 3.Может проводиться фото и видео съемка, копироваться докум. 4. По рез осм обяз сост протокол: а)на рус языке, б)указыв наимен н\п, место и дата проведения осмотра, должность, фамилия и инициалы должностных лиц,сост протокол и фамилия и инициалы присутствующих лиц, подписи. в)протокол д сод-ть сведения о последовательности провед осмотра, а также выявленные факты нарушения и обстоятельства дела, г)подписывается уч-ми пров осм только после его прочтения и внесения сделанных замечаний и предложений, д)прилагаются фотогр,видео и др материалы дела. Треб к присутствию понятых: 1.Не менее 2. 2.Любые не заинт в исходе дела люди. 3. не допускаются должн лица н.о. 4.понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содерж и рез действий, проводимых н.о. в их прис.

Формы Нк- это комплекс определ мероприятий, осущ н.о. на постоянной основе. 1. Гос нал уч направлен на реш задач, связ с учетом лиц,на которых м возлагаться н.обязательства, а также иных значимых для целей н\о элементов. Осн методы гос ну ч: *постановка н\п на уч, *внесение изм в уч данные, *снятие с учета. Учет н\п обеспечивает формирование единой БД-ЕГРН обо всех подл Нк объектах и субъектах. В целях проведения Нк орг и ФЛ подл пост на уч по месту… Ведение уч н\п возлог на н.о. Отлич особенностью учета н\п как формы Нк явл постоянность,непрерывность,всеобщность и процедурная обеспеченность. Учет отн к пассивной ф Нк. 2.Осн задачей мониторинга и опер н контроля явл получение объективной инф о тек финн-хоз д-ти н\п и контроль н поступл. Контроль текущ хоз деят-ти н\п и их поступл-ий проводиться в пасс и акт формах. *Пасс к проходит в виде набл за д-ми н\п в виде хронометражного обследования и созд н постов. Хрон обсл пров н.о. с целью уст факт дох н\п и факт затрат, связ с получением дох.осущ в рамках как камер так и выезд Нк. Н мониторинг нал пост в РФ сводится к учету н поступл в бюджет. *Акт форма -\- предусм прим сл методов: контр закупка, рейдовая пров и инвент(можно прим на тер РФ и только в рамках ВНП). Выявл при пров этих методов факты явл поводом к возбужд дела об адм п\нар. Опер Нк предполагает контроль и анализ погашения н обязат. 3. Н проверки – законод-но устан-ая форма Нкза полнотой и своевр уплаты н\п обязат-х платежей в бюджет,осущ путем сопоставления факт данных полученных в рез Нк с данными н.декл и иных отч док,предст н\п. Осн ф Нк. м.б.выезд и камер. 4. Надзор - предполагает осущ системного набл за д-тью н\обязанных субъектов на предмет соблюдения ими н.з-ва. 5. Ревизия – охватывает почти все 100% ф-х д-ти субъекта предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий. 6. Адм Нк – контроль за уполномоч-ми орган-ми по вопросам правильности исчисления,полноты взимания н и др. платежей. Так же это к за участ-ми н отн, наделенных полномочиями в обл НАдм (банки,н\а).

Методы Нк – сов-ть приемов,методов или средств, использ н.о. в процессе контрольной д-ти. Все методы делятся на 3 гр: 1. Общенаучные м исследования объектов Нк(анализ, сравнение,моделир и т.д.). 2. Специальные (инвентариз, проверка перв док, выемка предм и док, экспертиза, осмотр пом и тер и т.д.) 3.Методы получ доп инф (допрос свидетелей, письм и устный опрос должн лиц и т.д). Методы разл в зав от того, явл ли контроль док или факт. Для док Нк исп: 1.формальная проверка док. 2.арифметич счет. 3.анализ,сравнение. 4.юр оценка ф-х д. и т.д. Для факт: 1.учет н\п. 2.осмотр пом и предм. 3.допрос свид. 4. инвент. 5.экспертиза и т.д.

Государственные органы, осуществляющие Нк. Состав субъектов Н копр ст82. Прежде всего это н.о. т.о., ОГВФ. Проверки н\п в отд-х случ-х м также осущ ОВД, Счетная Палата, контрольно-счетные орг субъектов РФ, и др орг вл. ОВД ф-ии: 1.Изучение и анализ состояния преступности в сфере н\о, разработка предложений по защите сферы эк от преступных посягательств, связ с уклон от упл н; 2.Организация и непосредственное осущ оперативно-розыскной д. 3.Профилактика н преступлений. 4.Уч в ВНП по запросу н.о. 4.Возбуждение уголовных дел за н правонар и их дальнейшее сопровожд; 5.Обеспеч безоп сотрудн н.о. 6.Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в н.о. В НК закреплен принцип разгранич компетенции: ОВД при выявл обстоятельств, треб осущ д-ий, отнес к компет н.о. в теч 10 дн со дня выявл таких обст направл материалы в соотв н.о. для принятия по ним решения. Н.о. и иные органы, осущ-ие Нк, действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с актами н закон-тва, иными ФЗ.Систему органов налоговой службы(н.с.) образуют Гос налог служба РФ, гос налог-е инспекции по субъектам РФ и муниципальным образованиям.Органы н.с. осущ-ют контроль за соблюдением н закон-ва (кроме налогооб-ия в связи с перемещением товаров через таможнюРФ).

Систему т.о. образуют Гос тамож-ый комитет РФ и иные т.о.РФ.Т.о. осущ-ют контроль за соблюдением нал-ого и тамож-ого закон-ва при перемещении товаров через тамож границу РФ.

Права и обязанности экспертов при осуществлении Нк. Эксп признаются Ф лицаобл спец познаниями в науке,искусстве,технике, к-е необх для разъясн вопросов, возник в процессе осущ Нк(ВНП). Э должен иметь диплом или лицензию, подтв его квалиф. Объем и усл выполн работ Э устан при закл дог.Назначается постанов-м должн-ого лица н.о. осцщ-его ВНП.Э назначается при необх-ти: 1.устан-е подлинности или восстан-ия док; 2.устан рын-ой ст-ти Т.Р.У или имущ; 3. определ-ие видов и колич списа-х на с/с Т.Р.У; 4. Определ-ия объёма и хар-ра выполнен-х работ. Э м предост н.о. заключ по сл вопросам: 1.Оценка ТМЦ и ОС. 2.Оценка работ,выполненных по долгоср контрактам. 3.Юр консульт относительно закл дог и действующих норм актов. 4.Оценка рез суд процессов с юр т.з. Обязанности: 1.Давать обоснованное закл по пост вопр на осн-ии объективной оценки рез-в экспертных исследований. 2.Давать разъяснения или дополнения по факту Нк. 3.Заявлять самоотвод при наличии оснований,уст н зак-м. 4.Не разглашать данных предварительного следствия по делу. 5.обесп сохранность материалов иссл. 6.Устранять обст, способствующие совершению или сокрытию п\нар. Права: 1.Заявл ходатайство о предоставл доп материалов для сост экспертизы. 2. Присутствовать при производстве допросов и др следственных судебных д-й и задавать вопр, отн к делу. 3.Указывать в закл на устан-е в ходе Э обст, по поводу к-х ему не были предост материаль. 4.Обжаловать в уст пор д-я лица н.о., нарушающие права и интересы Э. Не имеет права: 1.Исследовать материалы дела, не указанные в постановлении о назначении экспертизы. 2.Самост собирать и использовать данные, не предоставл ему в уст порядке. 3. Решать вопросы, не выходящие за пределы его компетенции. 4.Привлекать др лиц к участию в проведении порученной ему Э. 5.Проводить ревизии, учавствовать в инвентаризации предприятия, в котором он состоял или состоит на службе. 6. Хранить материалы дела, по к-му проводилась Э вне служебного помещения. После рез-в Э м.б. назначена доп или повт Э, но с собл сл треб: 1.Доп Э назн в сл недостаточной ясности или полноты закл и поруч тому же или др Э. 2. Повт Э назн в сл необоснованности закл Э или в сл сомнения в его правильности и поруч др Э. ответственность Э, переводчика или спец за отказ от уч в проведении н пров (500 руб), за дачу заведомо ложного закл или перевода(штраф 1000 р).

2. Учет н\п как одна из форм налогового контроля.

1.Понятие и основные цели учета н\п. учёт организ и ФЛ яв-ся отдельной формой Нк возложенной на н.о. В целях осуществления действенного Нк вве­дена обязательная для н\п постановка на учет в н.о. по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства ФЛ, а также по месту нахождения принадлежащего н\п недвижимого имущества и трансп средств, подлежащих н\о. Если в состав орг входят филиалы, представи­тельства или у нее на праве собственности имеется недвижимое иму­щество, подлежащее н\о, организация должна встать на учет в н.о. не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого филиала или представительства и месту нахождения объекта недвижимого имущества и транспортных средств.

На осн сведений, поступающих из разл органов, н.о. должны самостоятельно, не дожидаясь подачи заявления н\п, принимать меры к постановке их на учет. Без постановки на н учет н.о. не имеют реальной возможности осущест­влять в отношении такого н\п мероприятия Нк.

Основы н регулирования постановки на налоговый учет определены в ст. 83—86 НК РФ и в постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. «О порядке ведения ЕГРН». Это постановление регулирует отношения, возникающие в связи с гос рег орг и ФЛ, явл ИП при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изм в их учредит док, а также в связи с введением гос реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

В случае изменения содержащихся в гос реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Записи вносятся в гос реестры на основании док, представленных при гос рег. Каж­дой записи присваивается гос рег №, и при каждой записи указывается дата внесения ее в соответ­ствующий гос реестр.

В регистрационном деле ЮЛ или ИП, сведения о гос рег которых внесены в соответствии гос реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистри­рующий орган в соответствии. Рег дела ЮЛ и ИП явл частью соотв ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и докумен­ты являются открытыми и общедоступными, за исключением све­дений, доступ к которым ограничен.

Сведения о №, дате выдачи и об органе, выдавшем доку­мент, удостоверяющий личность ФЛ, сведения о банковских счетах ЮЛ и ИП могут быть предоставлены исключительно органам го­сударственной власти, органам государственных внеб фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правитель­ством РФ. Данное ограничение не применяется при предоставле­нии содержащих указанные сведения копий учредительных доку­ментов ЮЛ, а также сведений о месте жительства ИП.

Содержащиеся в гос реестрах сведения и докумен­ты о конкретном ЮЛ или ИП предоставляются в виде: 1)выписки из соотв гос реестра; 2)копии документа (документов), содержащегося в соответ­ствующем гос реестре; 3)справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в гос реестрах сведений и документов устанавливается Правительством РФ и не может составлять более 5 дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных ре­естрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкрет­ного ИП могут быть предоставле­ны рег органом только на основании запроса, пред­ставленного непосредственно в регистрирующий орган ФЛ, предъявившим документ, удостоверяющий ею личность.

Регистрирующий орган по запросу ИП обязан предоставить ему информацию о лицах, получив­ших сведения о его месте жительства. По представленному непосредственно в рег орган запросу любого ФЛ, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, рег орган вправе сопоставить содержащиеся в гос реестрах сведения о персональных данных кон­кретного ФЛ с изложенными в указанном запросе сведениями. В этом случае регистрирующим органом предостав­ляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в государственных реестрах.

Постановка на учет орг или ИП не зависит от того, имеются ли у данного н\п подлежащие н\о доходы. Учет н\п является основой для ведения ЕГРН и осущ-я документооборота но уплате н и с. При постановке на учет н\п присваивается ИНН и его вносят в ЕГРН. Порядок и условия присвоения ИНН утвер­ждены приказом ГНС России от 27 но­ября 1998 г., в соотв с которым присваиваемый ИНН является единым на территории всей страны при уплате всех видов н и с. Этот номер указывается на всех отчетных документах, деклара­циях, которые представляются н\п н.о. ИНН не явл н тайной.

Также не явл н тайной сведения, разглашенные н\п самост, сведения о нарушении з-ва о н и с и о мерах отв-ти за эти п\нар, сведения, предоставл нал или правоохр орг др гос в соответствии с м\народн договорами о сотруднич. Вновь создаваемые предприятия в момент рег-ии открывают в банках расчетные и иные счета. Банки обязаны сообщ об открытии или закрытии р\с в н.о. по месту учета н\п в 5 дн срок со дня откр или закр.

За наруш-я порядка постановки на нал уч для н\п уст нал и адм отв.

Постановка на учет орг и ФЛ осущ независимо от обстоятельств, с которыми з-во связ возникновение обяз-ти по упл н и с.

Н\п орг и ИП обязаны письм сообщ в н.о. по м нахожд орг или по м жит ИП сл инф: 1)об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение 7 дней со дня открытия (закрытия). ИП - о счетах, используемых ими в предпр д-ти; 2)обо всех случаях участия в рос и иностр орга­низациях — в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия; 3)обо всех обособл подразд, созданных на тер РФ, — в течение 1 месяца со дня создания ОП или прекращения деятель­ности орг через ОП (за­крытия ОП). Указанное сообще­ние представляется в н.о. по месту нахождения организации;4)о реорг или ликвид орг – в теч 3 дней со дня принятия такого реш.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщ в н.о. по месту своего жит об откр(закр) счетов, предназначенных для осущ ими проф д-ти.

2.Постановка на учет н\п – ЮЛ. Пост на уч орг в н.о. осущ на осн сведений из ЕГРЮЛ. Согл п1 ст83 НК для орг определены сл критерии постановки на учет: *по месту нахождения орг; *по месту нахождения ее обособл подразделений; *по месту нахождения принадл им недвижимого имущества и тр средств; *по иным основаниям. Местом нахождения ЮЛ явл место постоянно действ исполн орг, а в случае отсутствия постоянно действующего исполн орг – место нахожд иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности.

Д\пост на уч в н.о. орг-ии и внесения сведений в ЕГРН примен выписка из ЕГРЮЛ по форме согл приложению №5 к правилам ведения ЕГРЮЛ и предоставл содержащихся в нем сведений, утвержд пост Прав РФ от 19.06.02. Н.о. на осн этой выписки обязан осущ пост на уч ЮЛ с присвоением ИНН, а также КПП и внести сведения в ЕГРН не позднее 5 раб дн со дня представления док для гос рег и выдать или направить по почте заявителю Свид о постановке на учет в н.о. одноврем со Свид о гос рег ЮЛ.

Н.о. осущ пост на уч вновь созд орг, д выдать ему свид о пост на уч, форма к-го утв ФНС. Для отд ЮЛ определен особый порядок гос рег: полит партии, общ объединения, профсоюзы, кредитные орг, торгово-промышленные палаты, религ орг. Порядок пост на уч этих ЮЛ опр в ст10 ФЗ №129-фз от 08.08.01г. «О гос рег ЮЛ и ИП».

3. Постановка на учет ФЛ, не являющихся ИП. ФЛ встают на учет по месту жительства, месту на­хождения принадлежащего им недвижимого имущества и транс­портных средств и иным основаниям.Если для орг и ИП постановка на учет является обязанностью, то в отношении граж­дан, не являющихся ИП, по­становка их на учет возложена прежде всего на н.о. и другие органы, обязанные представлять в установленном поряд­ке сведения. В отношении граждан, не являющихся ИП, постановка на учет связана с наличием обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налогов.

Место жительства ФЛ — адрес, по которому ФЛ зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном з-вом.

Постановка на учет в н.о. ФЛ, не относящихся к ИП, осуществляется н.о.по месту жительства ФЛ на основе инф, представляемой органами, указанными в ст. 85 НК:

- о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

- о фактах подачи гражданином в эти органы заявле­ния об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ, в случае постановки на учет в н.о. ФЛ, не являющегося ИП, н.о. обязан незамедлительно уведомить ФЛ о постановке его на учет. В состав сведений об физических лицах включаются их персональные данные (п. 1 ст. 84 НК РФ):

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства;

• данные паспорта или иного удостоверяющего лич­ность н\п документа;

• данные о гражданстве.

Изменения в сведениях о ФЛ, не отно­сящихся к ИП, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету н.о. по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, в порядке, установленном Министерством РФ по налогам и сборам (п. 3 ст. 84 НК РФ).

Если н\п изменил место жительства, снятие с учета н\п осуществляется н.о., в котором н\п состоял на учете ст. 84 НК РФ:

• физического лица, не относящегося к индивидуаль­ным предпринимателям, в течение 5 дней со дня полу­чения сведений о факте регистрации от органов, осуще­ствляющих регистрацию физических лиц по месту жи­тельства, в порядке, установленном ФНС.

Постановка на учет н\п в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от н.о. по прежнему месту жительства н\п.

4. Постановка на учет крупнейших н\п. Особенности постановки на учет КН определяются Минфином России. КН подлежит поста­новке на учет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию по КН — МРИ ФНС России. Поста­новка на учет КН по месту нахожде­ния ОП, недвижимого имущества и тр ср производится в общеустановленном поряд­ке по месту их нахождения. В настоящее время функционируют 18 МРИ ФНС России: 1 по централизованной обработке дан­ных; 10 по КН, и по 7 ФО.

На указанные инспекции возложено н адм орг, осуществляющих деятельность в сферах:

• разведки, добычи, переработки, транспортировки и реали­зации нефти (МРИ ФНС Р № 1);

• разведки, добычи, переработки, транспортировки и реали­зации газа (МРИ ФНС Р № 2);

• основных видов обрабатывающих производств, строитель­ства, торговли и других видов деятельности (МРИ ФНС Р № 3);

• производства и реал электрической энергии (МРИ ФНС Р №4);

• производства и реал продукции металлургической промышленности (МРИ ФНС Р № 5);

• оказания транспортных услуг (МРИ ФНС России № 6);

• реализации и (или) предоставления в пользование техниче­ских средств, обеспечивающих оказание услуг связи (МРИ ФНС России №7);

• машиностроения (МРИ ФНС России № 8);

• финансово-кредитной (МРИ ФНС России № 9);

• оборонно-промышленного комплекса (МРИ ФНС России № 10).

Отнесение н\п, осуществляющих деятельность в указанных сферах, к крупнейшим осуществляется на основе по­казателей фин-эк д-ти за отчетный год по данным БОи степени взаимозависимости между организациями.

В зависимости от величины этих показателей КН подлежат н адм на Фед или Рег уровне.

Так, на федеральном уровне подлежат н адм КН, у которых один из перечисленных ниже показателей фин-эк д-ти за отчетный год имеет следующее значение:

• суммарный объем начислений Фед н. со­гласно данным н отчетности свыше 1 млрд руб.;

• для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предо­ставлению в пользование технических средств, обеспечива­ющих оказание услуг связи, — свыше 300 млн руб.;

• для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — свыше 50 млн руб.;

• суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой БО, код показате­ля 010) и операционных доходов превышает 20 млрд руб.;

• активы орг по годовой б отчетности превышают 20 млрд руб.

Так же к организациям, подлежащим н адм на Ф уровне, добавлены организа­ции оборонно-промышленного комплекса, у которых один из пе­речисленных ниже показателей имеет следующие значения:

• сумма по заключенным контрактам по экспортным постав­кам стратегической продукции которых составляет более 27 млн руб. в год;

• сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% общей суммы выручки;

• среднесписочная численность работающих свыше 100 чел.;

• доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

Дополнительно ФНС России установило, что к указанным ор­ганизациям может быть отнесена и организация, включенная в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционер­ных обществ, у которых один из аналогичных показателей имеет такое же значение, как для предприятия ОПК.

К кредитным и страховым орг, подлежащим н адм на фед уровне, относятся орг, у которых один из перечисленных ниже показателей фин-эк д-ти имеет следующее значе­ние:

• суммарный объем начислений фед н и с согласно данным н отч свыше 300 млн руб.;

• объем чистых активов на конец года составляет не менее 25 млрд руб.;

• сумма страховых премий за отчетный период составляет не менее 2 млрд руб. (форма № 2).

На региональном уровне подлежат н адм плательщики, у которых хотя бы один из указанных показа­телей за год имеет следующее значение:

• суммарный объем начислений федеральных налогов и сбо­ров согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. включительно;

• для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, — от 75 млн руб. до 300 млн руб. включительно;

• для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, — от 30 млн руб. до 50 млн руб. включительно;

• суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, код показате­ля 010) и операционных доходов (форма № 2 «Отчет о при­былях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателей 060, 080, 090, 120) находится в пределах от 1 млрд руб. до 20 млрд руб. включительно;

• активы находятся в пределах от 1 млрд руб. до 20 млрд руб. включительно.

ФНС России установила также общее правило, по которому организация относится к категории КН по показателям ф-эк д-ти за любой год из предшествующих 3 лет, не считая последнего от­четного года, и сохраняет данный статус в течение 3 лет, следу­ющих за годом, в котором она перестала удовлетворять установ­ленным критериям. При реорганизации КН организация (организации), образовавшаяся в результате реорганизации, сохраняет статус КН в течение 3 лет, включая год реорганизации.

В соотв с приказом Минфина России № 85н определен порядок по­становки на учет КН:

*постановка осу­ществляется в межрег (межрай) инспек­ции ФНС России по КН, к компетенции которой отнесен Нк за со­блюдением данным КН з-ва о н и с;

*процедура постановки начинается с запроса МРИ ФНС России по КН у инспекции ФНС России, в ко­торой КН состоит на учете по месту своего нахождения, заверенных в установленном по­рядке копий док-ов, содержащихся в учетном деле КН, а также док-ов по Нк и лицевых счетов; инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую МРИ ФНС Рос­сии по КН в 5-дневный срок после получения запроса;

*МРИ ФНС России по КН в 3-дневный срок по­сле получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным пись­мом с уведомлением КН-у уве­домление о постановке на учет в н.о. в каче­стве КН по форме, установ­ленной ФНС;

*при постановке на учет КН в МРИ, ИНН присвоенный в ИФНС России по месту нахождения организации, не из­меняется;

*МРИ ФНС Рос­сии каждому КН присваивает новый КПП, первые четыре знака которого — код МРИ ФНС России по КН. Признак отнесения организации к КН содержится в пятом и шестом знаках КПП, имеющих значение 50. В случае, если на территории субъ­екта РФ не предусмотрено создание МРИ по КН, н.о. по месту нахождения КН направляет КН уведомление о постановке на учет в н.о.в качестве КН, в котором указывается КПП, содержащий значение 50;

*постановка на учет КН в слу­чае создания им своего ОП и(или) регистрации принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям осуществляется в порядке, установленном Н К РФ. МРИ, осуществившая постановку на учет КН по указанным основаниям, не позднее сл раб дня после выдачи соответствующего уведомления о постановке на учет направляет сведения об этом в ИФНС России по месту нахождения организации. ИФНС России по месту нахождения организации не позд­нее сл раб дня после получения сведений, направляет указанные сведения в МРИ по КН. Передача сведений осуществляется в электронном виде по ка­налам связи с использованием электронной цифровой подписи(ЭЦП). Сведения о постановке на учет КН включаются в ЕГРН.

5.Постановка организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений.

Орг, в состав которой входят ОП, располож-е на тер РФ, обязана встать на учет в н.о. по месту нахождения каждого своего ОП. В соответствии со ст. 11 НК РФ местом на­хождения ОПроссийской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое ОП. ОП организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. ОП организации признается тако­вым независимо от того, отражено ли его создание в учредитель­ных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

При осущ д-ти в РФ через ОП заявление о постановке на уч орг по месту нахождения подразделения подается в теч мес со дня создания ОП. Одновременно с заявлением подаются в одном экземпляре заверенные копии сл док: 1.Свид о пост на уч в н.о. головной орг. 2.Док, подтверждающие создание ОП.

НК разделяет обязанность орг по сообщ-ю в н.о. сведений о создании ОП и обязанность по постановке на уч по месту нахождения ОП.

Н.о. обязан осуществить постановку на учет по месту нахождения ОП в течение 5 дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее уведомление.

Н.о., осущ пост на уч орг по месту нахожд ее ОП обязан сообщить в н.о. по месту нахожд самой орг, о постановке ее на учет и присвоении соотв КПП.

Снятие с учета производится в сл: 1.Изменения места нахождения орг. 2.Ликвид орг. 3.Реорганизации (кроме выделения). 4.Принятия решения о закрытии своего филиала или ОП. 5.Прекращения д-ти через постоянное представительство. 6.Прекращение права собств на недвиж им или тр средство.

Если орг изменила свое место нахождения, то снятие с учета производится н.о. на осн сведений из ЕГРЮЛ (на осн предоставл выписки). Эта выписка д содержать сведения об изменении места нахождения ЮЛ и д.б. выдана не позднее раб дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Снятие с учета орг в сл прекращения д-ти в форме слияния, преобразования и т.д. осущ также на осн выписки из ЕГРЮЛ. ИНН н\п, реорг в форме выделения и присоединения не изменяется. Орг, выделившиеся из состава реорг орг, присваивается новый ИНН. ИНН присоединяемой орг признается недейств-м в связи с прекращ д-ти этой орг и снятием ее с уч.

Постановка н\п на уч в новом н.о. осущ на осн док, полученных из старого н.о. по прежнему месту нахождения. Постановка н\п на уч в новом н.о. осущ не позднее 1 раб дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Снятие с уч орг в связи с ликвидацией или реорг осущ также на осн выписки из ЕГРЮЛ не позднее 1 раб дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. ИНН призн недейств.

6. Постановка н\п на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Согласно ст. 130 ГК РФ, к недвижимому иму­ществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания,сооружения.

В соотв с НК РФ местом нахождения недвижимого иму­щества для целей н\о признается:

• в отношении морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государствен­ной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахож­дения (жительства) собственника имущества;

• для прочих транспортных средств — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахожде­ния (жительства) собственника имущества;

• для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Постановка на учет (снятие с учета) по месту нахождения при­надлежащих организации недвижимости и транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых:

• органами, осуществляющими государственную регистра­цию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в на­стоящее время — Федеральная регистрационная служба Минюста России);

• органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (ГИБДД МВД России).

Указанные органы обязаны в течение 10 дней со дня регистра­ции недвижимого имущества и транспортных средств сообщать сведения в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. В течение 5 дней со дня получения сведений от этих органов н.о. выдает организации уведомление о постановке на учет по месту нахождения недвижимости и транспортных средств, при­надлежащих организации. Процедура постановки на учет осуще­ствляется без участия организации.

В соответствии с п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях об организации подлежат учету н.о. по месту нахож­дения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и вносятся в ЕГРН не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

7. Постановка на учет ИП. На основании ст. 11 НК РФ к ИП относятся лица, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования ЮЛ, а также частные нота­риусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Подл уч по м жит, по м нахожд принадл им недвиж имущ и тр средств.

Постановка на учет ИП в н.о. по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации ФЛ в качестве ИП. Согл п2 ст83 НК пост на учет в кач н\п ИП осущ независимо от обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанностей по упл н и с. Для постановки на учет ИП и внесения сведений в ЕГРН используется выписка из ЕГРИП.

Согл п2 ст84 н.о. осущ постановку на учет ИП обязан выдать ему сл документы: 1)свидетельство о постановке на учет в н.о. по месту жительства на территории РФ; 2)уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о гос рег ФЛ в качестве ИП.

Свидетельство о постановке на учет ФЛ в н.о. по месту жительства на территории РФ является до­кументом, подтверждающим присвоение ИНН. Уведомление яв­ляется документом, подтверждающим постановку на учет ФЛ в н.о. по месту жительства в качестве н\п — ИП. Согл п1 ст84 НК при постановке на учет ИП в состав сведений об этих лицах вкл их сл персон данные: ФИО, дата и место рождения, место жит, данные паспорта или иного док, удост личность, данные о гражданстве. Изменения в сведениях об ИП подлежат учету н.о. по м его жит на основании сведений, содерж в ЕГРИП в порядке, уст ст84 НК. Согл п4 ст84 если н\п изменил м жит, то снятие с учета ИП осущ на осн выписки из ЕГРИП, содерд сведения об изм м жит, не позднее раб дня, сл за днем внесения записи в ЕГРИП. Датой снятия с уч ИП явл внесение записи в ЕГРИП.

Постановка на уч ИП в н.о. по новому месту жит, осущ на основании док, получ-х из н.о. по старому м жит не позднее 1 раб дня, след за днем получения док из н.о. по прежнему месту жит. В случае прекращения деятельности в качестве ИП снятие с учета осуществляется на основании сведений из ЕГРИП (выписки), не позднее рабочего дня, сл за днем внесения записи в ЕГРИП о прекр д-ти, с последующим уве­домлением ФЛ о снятии его с учета. Снятие с уч ИП в сл его смерти осущ на основ выписки из ЕГРИП не позднее раб дня, след за днем внесения соот записи в ЕГРИП.

Частные (занимающиеся частной практикой) нотариусы, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, отнесены к ИП. Постановка на учет этих лиц осущ н.о. по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами юстиции, выдающими лицензии на право осуществления нотариальной деятельности, и советами адвокатских палат субъектов РФ в течение 5 дней со дня поступления сведений в н.о. Н.о. по месту жительства частного нотариуса или адвоката в теч 5 дн выдает свидетельство о постановке на учет ФЛ в н.о. по месту жительства на территории РФ и уве­домление о постановке на учет.

Снятие с учета частного нотариуса и адвоката также осуще­ствляется на основании сведений от указанных органов о прекра­щении полномочий частного нотариуса, статуса адвоката путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: