Цель, задачи и источники информации для проверки расчетов по налогу на прибыль

Аудит налога на прибыль - это проверка правильности фор­мирования налоговой базы данного налога, применения льгот, состояния расчетов с бюджетом, способов ведения учета и со­ставления налоговой отчетности.

Целью аудита налога на прибыль является установление соот­ветствия порядка исчисления данного налога требованиям нало­гового законодательства.

Перечень задач при проверке исчисления налога на прибыль весьма многообразен. В ходе проверки аудитор должен удостове­риться в:

1. последовательности применения учетной политики в от­ношении принятого метода определения доходов и расходов (метод начисления, кассовый метод);

2. установлении учетной политикой для целей налогообложе­ния порядка ведения налогового учета, форм аналитических регистров налогового учета;

3. полноте и правильности формирования в соответствую­щих регистрах налогового учета следующих видов доходов от реализации:

а) продукции, работ, услуг;

б) товаров;

в) основных средств;

г) ценных бумаг;

д) прочего имущества и имущественных прав;

е) продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хо­зяйств (по видам их деятельности);

ж) внереализационных доходов;

4. обоснованности признания дат получения доходов;

5. экономической оправданности и документальном под­тверждении расходов, принимаемых для целей налогообло­жения;

6. соответствии установленному перечню расходов, не учтен­ных в целях налогообложения (не уменьшивших налоговую базу);

7. полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учета следующих видов расходов на:

а) производство и реализацию продукции, работ, услуг;

б) реализацию товаров;

в) реализацию основных средств;

г) реализацию ценных бумаг;

д) реализацию прочего имущества и имущественных прав;

е) реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих про­изводств и хозяйств (по видам их деятельности);

ж) внереализационные расходы;

8. обоснованности признания дат осуществления расходов;

9. ведении аналитического налогового учета:

а) доходов от реализации продукции, работ, услуг, товаров, имущества, имущественных прав и связанных с ними расходов по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам, и по видам деятельности, для которых установлен особый порядок учета;

б) расходов на производство и реализацию продукции, работ, услуг в разрезе прямых и косвенных расходов;

10. последовательности применения учетной политики в отно­шении материальных расходов при списании сырья и матери­алов (по себестоимости единицы запасов, по средней себесто­имости, ФИФО, ЛИФО);

11. соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров, требовани­ям законодательных и нормативных актов РФ;

12. обоснованности отнесения для целей налогообложения ак­тивов предприятия к амортизируемым;

13. ведении аналитического налогового учета доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества по каждому объекту;

14. последовательности применения учетной политики в отно­шении выбранного метода начисления амортизации;

15. обоснованности применения повышающих и понижающих коэффициентов к нормам амортизации;

16. правильности начисления сумм амортизации по амортизи­руемому имуществу;

17. обоснованности оценки стоимости незавершенного произ­водства и готовой продукции;

18. правильности распределения прямых расходов на реали­зованные товары и остаток товаров на складе для операций торговли;

19. своевременности признания для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств, расходов на научно-ис­следовательские и опытно-конструкторские разработки;

20. ведении аналитического налогового учета расходов на ре­монт основных средств по составу отремонтированных ос­новных средств, моменту возникновения расходов, суммам расхода на ремонт, переносимым на будущие отчетные пе­риоды;

21. обоснованности и правильности отнесения к расходам представительских расходов, расходов на подготовку и пере­подготовку кадров, расходов на рекламу;

22. обоснованности формирования резервов (по сомнитель­ным долгам, по гарантийному ремонту и обслуживанию);

23. обоснованности и правильности уменьшения налоговой базы путем переноса убытков на будущее;

24. своевременности и правильности определения доходов и расходов при кассовом методе;

25. правильности применения налоговой ставки;

26. правильности исчисления и своевременности уплаты аван­совых платежей налога;

27. правильности составления и своевременности представле­ния в налоговый орган налоговой декларации;

28. правильности исчисления и своевременности уплаты нало­га предприятием - налоговым агентом;

29. наличии инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на прибыль с налоговым органом;

30. соответствии отраженной в отчетности задолженности по налогу на прибыль данным учетных регистров и инвентари­зации (сверки).

Источниками информации при проверке расчетов по налогу на прибыль являются:

- положение об учетной политике организации;

- регистры аналитического налогового учета доходов и рас­ходов;

- журнал-ордер № 15 (при журнально-ордерном учете);

- карточка и анализ счетов 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» (при автоматизированном учете);

- главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

- декларации по налогу на прибыль;

- расчеты по авансовым платежам;

- бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

При проверке исчисления и уплаты налога на прибыль могут быть рекомендованы следующие аудиторские процедуры:

- инвентаризация (например, продукции частичной готов­ности, входящей в состав незавершенного производства);

- осмотр и обследование (например, производственных участ­ков, технологических цепочек и т.д.);

- наблюдение (например, за технологическим процессом из­готовления продукции и т.д.);

- контрольные замеры (например, фактического объема из­расходованных материалов, списанных на материальные рас­ходы);

- технологический контроль (например, осуществление кон­трольной операции);

- лабораторный контроль (например, соответствия свойств списанных на материальные расходы материалов установлен­ным нормам);

- аналитические процедуры (например, сравнение отражен­ных в аналитическом налоговом учете материальных расхо­дов с плановыми, нормативными, среднеотраслевыми данны­ми, данными предыдущих периодов);

- опрос;

- подтверждение (например, от налогового органа о факти­ческой задолженности по налогу);

- просмотр документов;

- сравнение документов;

- пересчет арифметических расчетов бухгалтерии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: