Содержание аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль

На ознакомительном этапе аудита расчетов организации по налогу на прибыль выполняются следующие процедуры:

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели по налогу на прибыль;

- анализ организации документооборота и изучение функ­ций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уп­лату налогов.

Выполнение процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого органи­зацией порядка налогообложения прибыли нормам действующе­го законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление организа­цией следующих основных документов: налоговые декларации по налогу на прибыль (включая все уточненные расчеты), регистры бухгалтерского и налогового учета, необходимая первичная до­кументация и т.д.

При проведении аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль предварительная оценка начинается с общего анализа элементов системы налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели.

При этом необходимо получить информацию по следующим вопросам: как определен порядок исчисления налога на прибыль в учетной политике в целях налогообложения; как организована работа по исчислению налога на прибыль (назначены ли ответ­ственные лица, распределены ли между ними обязанности, име­ются ли в наличии должностные инструкции); каков порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности, отражения облагаемых оборотов в ре­гистрах бухгалтерского и налогового учета, каким образом проис­ходит обобщение этих данных и как определяется налоговая база; при проведении каких операций наиболее велик риск возникно­вения ошибок (как правило, наибольшее количество искажений встречается при включении (невключении) расходов организации в состав тех, что учитываются при налогообложении прибыли); проводится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами должностными лицами (главным бухгалтером или заместителем главного бухгал­тера, начальником отдела) в конце отчетного периода.

Основной этап предполагает проведение углубленной про­верки участков налогового учета, на которых выявлены проблем­ные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполня­ются:

- оценка правильности определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

- проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

- расчет налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодатель­ства.

Аудитору необходимо проверить:

- расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль;

- правильность учета и списания материальных расходов;

- правильность учета и списания расходов по оплате труда;

- правильность включения в состав расходов отчислений на социальные нужды;

- правильность начисления амортизации для целей налогового учета;

- накладные расходы;

- прочие расходы;

- правильность отнесения расходов к прямым и косвенным;

- экономическую оправданность расходов;

- порядок и дату признания выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- полноту отражения в налоговом учете выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- ведение аналитического учета выручки от реализации;

- налоговый учет внереализационных доходов;

- финансовый результат и расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Аудитор проверяет ведение налогового учета в целях форми­рования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлен­ных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) пери­ода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, пол­нотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать порядок формирова­ния суммы доходов и расходов, порядок определения доли расхо­дов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчет­ном) периоде, сумму остатков расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, поря­док формирования сумм создаваемых резервов, а также суммы задолженности по расчетам с бюджетом.

На заключительном этапе оформляются результаты аудита по налогу на прибыль, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений. Результа­ты проверки обобщаются, формулируются выводы аудитора.

В заключение перечислим основные виды нарушений, кото­рые могут быть выявлены в результате проведения аудита налога на прибыль:

а) отражение в аналитическом налоговом учете расходов, не имеющих документального подтверждения, например акта при­емки-передачи результата выполненных работ;

6) отражение в аналитическом налоговом учете расходов, при­знанных на основании первичных документов, форма которых не соответствует установленным требованиям;

в) отражение в аналитическом налоговом учете расходов, ко­торые должны увеличивать стоимость основных средств (затраты на реконструкцию, модернизацию и т.д.);

г) отражение в аналитическом налоговом учете расходов по выполненным для предприятия работам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутс­твие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.);

д) неполное или несвоевременное отражение в аналитическом налоговом учете доходов от реализации.

По результатам проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения по созданию системы внутреннего контроля орга­низации за правильностью исчисления налога на прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: