Зарубежный опыт организации налогового консультирования

Требования, предъявляемые к налоговому консультанту.
Основные требования, предъявляемые к кандидатам:

· Высшее / неоконченное высшее экономическое, юридическое или техническое образование

· Знание английского языка на уровне не ниже среднего

· Коммуникабельность и умение бесконфликтно разрешать проблемные ситуации

· Аналитический склад ума

Немаловажным при устройстве на работу является вопрос об опыте работы кандидата. Конечно же, у каждой компании свои критерии отбора будущих сотрудников. Таким образом, опыт работы в соответствующей области, практические навыки применения знаний по налоговому законодательству не являются обязательными на стартовых позициях для большинства компаний, но может оказаться серьезным плюсом.

Образование

Стоит отметить, что специалисты как с техническим, так и с гуманитарным образованием преуспевают в области налогового консалтинга.

В настоящее время существует отдельная специальность: «Налоги и налогообложение», которую предлагают многие ведущие финансово-экономические вузы.

Однако, даже при отсутствии узкой специализации в налоговой области, хорошее экономическое образование будет ценно, если во время обучения студент активно интересовался сферой налогообложения, писал курсовые, дипломные работы по этой теме, участвовал в тематических конференциях. Нередко специалисты в области налогообложения имеют второе высшее образование, например, юридическое. Это связано с тем, что понимание правовых аспектов бизнеса позволяет сократить временные и трудовые затраты на оказание услуг, а также предлагать клиентам более гибкие и качественные решения. Вот как прокомментировали специалисты компании «Делойт» вопрос о втором высшем образовании: «Получение любого дополнительного образования способствует активному и всестороннему развитию наших сотрудников.

Однако это вовсе не является обязательным условием успешной карьеры,поэтому решение о получении дополнительного образования сотрудники обычно принимают по собственному желанию». Возможно также получение дополнительной квалификации «налоговый консультант», предусмотренной Палатой налоговых консультантов. Приобретение данной квалификации специалистом другого направления (например, бухгалтером, юристом, адвокатом, аудитором, финансовым менеджером и так далее) существенно повышает его профессиональный уровень.

Сертификаты

Во многих компаниях наличие у кандидата сертификата международного образца ACCA (Association of Chartered Accountants) является обязательным условием при приеме на работу. Данный сертификат свидетельствует о высоком профессиональном уровне кандидата в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Стоит отметить, что данный сертификат может быть получен, в основном, специалистами, уже имеющими некоторый опыт работы в сфере налогообложения. Это обусловлено тем, что опыт непосредственной работы в налоговой сфере является залогом успешного прохождения обучения на получение профессиональных сертификатов. 9

Большинство компаний заинтересовано в повышении профессионального уровня сотрудников, поэтому внутренней политикой компании может быть предусмотрено получение соответствующих сертификатов.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту

РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве налоговых консультантов и налоговых консультаций одного субъекта Российской Федерации. На территории субъекта РФ может быть образовано только одно профессиональное объединение налоговых консультантов, которое не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных

профессиональных объединений налоговых консультантов не допускается.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту

РФ действует на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого оно образовано и действует.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ создается в целях обеспечения оказания квалифицированных услуг по налоговому консультированию, их доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, представительства и защиты интересов налоговых консультантов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, аттестации, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению деятельности по налоговому консультированию, повышения квалификации налоговых консультантов и соблюдения налоговыми консультантами кодекса профессиональной этики

налогового консультанта. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту

РФ является органом самоуправления налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации. Решения органов профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ не вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ образуется учредительным собранием налоговых

консультантов. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской

Федерации, на территории которого оно образовано. Налоговые консультанты не отвечают по обязательствам профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту

Российской Федерации, а профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ не отвечает по обязательствам налоговых консультантов. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ подлежит государственной регистрации, которая

осуществляется на основании решения учредительного собрания налоговых консультантов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту РФ не подлежит реорганизации. Ликвидация профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту РФ может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Сравнивая системы правового регулирования и организации налогового консультирования в разных странах Европы, можно увидеть, что они могут более или менее различаться. Порезультатам научных исследований в этой области, проводимых Научно-исследовательским институтом права профессиональных объединений свободных профессии при Университете им. Мартина Лютера г.Галле (Германия), можно выделить два основных критерия сравнения национальных структур.

Первый критерий состоит в порядке допуска желающих на рынок налогового консультирования. В качестве регламентирующих признаков сюда относятся требования к личным качествам и уровню квалификации претендента, степень исключительности права на оказание услуг как по кругу допускаемых лиц, так и по видам услуг, а также роль и место профессиональных организаций и условия членства в них.

Второй критерий охватывает правила поведения субъектов налогового консультирования на рынке. Такими правилами являются права и обязанности и профессиональная этика налоговых консультантов, положения о страховании профессиональной ответственности и о повышении квалификации. В правила зачастую включаются ограничительные предписания относительно места ведения деятельности и допустимых организационных форм, а также прочих правил, например, содержание договоренности с клиентами, размер вознаграждения за услуги и допустимый объём рекламы.

Рассматривая на нормативную базу для налогового консультирования в отдельных европейских странах, выделяются две существенно отличающиеся друг от друга системы регулирования правовых отношений. Это, во-первых, система «государственного регулирования», когда нормативная база налогового консультирования в основном кодифицирована законом и адресатами этого закона, и она при необходимости лишь уточняется или дополняется и, во-вторых, система «саморегулирования», когда нормативная база установлена исключительно самими действующими лицами.

В зависимости от существующих в отдельных странах систем регулирования правовых отношений создаются разные профессиональные объединения налоговых консультантов.

Система «государственного регулирования» означает, что в данной стране имеется специальный закон о налоговом консультировании и существует профессиональное объединение, созданное и действующее на основе этого закона, поддерживая его осуществление и контролируя его выполнение. Членство в этой организации является обязательным, т.е. в соответствии с законом изданные объединением нормативные положения обязательны для всех субъектов налогового консультирования страны.

Странами-представителями этой системы в Европе выступают, например: Австрия, Венгрия, Германия, Италия, Польша, Словакия, Франция, Хорватия и Чешская Республика. Люксембург и Португалия тоже относятся к этой группе, однако, членство в профессиональной организации там добровольное.

В странах с явно выраженной системой «саморегулирования» обычно нет специального закона, регулирующего налоговое консультирование. Профессиональное объединение при этом (а в некоторых странах может быть более одного), как правило, созданное на частноправовой базе, действует на основе правил и норм, установленных для самих себя. Членами профорганизации становятся лица, отвечающие требованиям для вступления в неё, но на добровольных началах. Таким образом, собственные нормативные положения, изданные объединением, обязывают только его членов. С членством связано право нести профессиональный титул, указывающий потенциальному клиенту на ожидаемый квалификационный уровень предлагающего услуги в области налогового консультирования.

К странам, имеющим систему «саморегулирования», относятся, например: Бельгия, Великобритания, Голландия, Ирландия, Испания, Финляндия и Швейцария.

2.2. Специфика стран Восточной Европы.

Правовое регулирование и организация налогового консультирования в ряде стран Восточной и Центральной Европы, перестроивших своё народное хозяйство вначале 90-х гг. на рыночных началах, построены именно на принципах «государственного регулирования», правда, с более или менее частичными моментами «саморегулирования» на втором плане. Польша, Чешская Республика и Словакия (как представители этой группы стран) вскоре после начала трансформационного процесса взялись за урегулирование рынка так называемых «свободных» профессий, в том числе налогового консультирования, и при этом воспользовались опытом соседних с ними стран Австрии и Германии. Сегодня в этих странах имеется 10-15-летний опыт применения законов, регулирующих налоговое консультирование, и такой же опыт работы профессиональных объединений.

Правовое регулирование и организация налогового консультирования, а также работа профессиональных объединений в рассматриваемых странах, в общем, совпадают и отличия имеются лишь в нюансах. Основным нормативным положением для деятельности налоговых консультантов в каждой из этих стран является специальный закон о налоговом консультировании. Эти законы регламентируют условия и порядок допуска к профессии налогового консультанта, его права и обязанности по отношению к клиенту и государству, а также предписывают условия создания, задачи и принципы действия профессиональных объединений налоговых консультантов. В Чехии и Словакии соответственный закон имеется уже с 1992-го года, а в Польше он действует с 1997-го года.

Субъектами налогового консультирования в качестве физических лиц по толкованию чешского и словацкого закона являются исключительно налоговые консультанты. В Польше дополнительно применяется закон в случае, когда адвокаты и аудиторы занимаются консультированием по налоговым делам своих клиентов. Польша отличается ещё и тем, что лицами, занимающимися налоговым консультированием, могут быть юридические лица в виде общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества с условием, что больше половины их членов представлены налоговыми консультантами. В Польше и в Словакии налоговое консультирование разрешается, кроме того, и товариществам налоговых консультантов, в состав которых в Польше должны входить только представители соответствующей профессии, а в Словакии - больше трех четвертей. В законе Чешской Республики право юридических лиц на налоговое консультирование отсутствует, о чём чешские коллеги очень сожалеют. Это, однако, не означает, что они для совместного осуществления деятельности не объединяются. Но надо учесть, что носителями прав и обязанностей по налоговому консультированию при этом не является сама компания, а лишь её члены. Конфликты в случае спора с клиентом неизбежны. Соответствующие поправки в закон намечается произвести примерно через два года.

Суть налогового консультирования во всех трёх странах определяется одинаковым образом. Она состоит в оказании клиентам услуг по их налоговым делам в виде соответственных консультаций, куда при желании включено выполнение всех сопутствующих работ, например, ведение бухучёта и налоговой документации, составление необходимых деклараций. На практике не исключено и оказание консалтинговых услуг по разным вопросам предпринимательской деятельности, прямо не связанных с налогообложением клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: