В соответствии с гл. 31 НК РФ земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты земельного налога возлагается на руководителей предприятий. Организации определяют налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.
Основная задача аудита расчетов земельного налога установить, правильно ли показана кадастровая стоимость земельных участков, применены ставки на земельные участки в зависимости от их целевого назначения, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты и своевременно ли уплачены исчисленные платежи налога.
При проверке используются государственный акт на право собственности на землю, где содержатся данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, их количественная характеристика, целевое назначение использования земли и кадастровая стоимость земли (которая может меняться).
Аудитор может использовать в качестве контрольных материалов следующие данные:
- данные статистического отчета формы № 22 "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и собственникам", составляемого комитетами по земельным ресурсам и землеустройству;
- землеотводные дела;
- данные о кадастровой стоимости земли по каждому участку;
- инвентаризационные дела на жилые дома БТИ.
Если объекты обложения проверяемого юридического лица расположены на территории, обслуживаемой разными налоговыми органами, необходимо проверить, представлялись ли им расчеты налога в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.
14. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ