Институты Европейского Союза

Европейский Совет

Начиная с 1974 г. главы государств и правительств, а также министры иностранных дел начали периодически встречаться для обсуждения важных вопросов. Со временем эти встречи получили официальный статус, а в 1986 г. были оформлены в постоянно действующий орган сообществ - Европейский Совет, роль которого состоит в определении общих политических ориентиров ЕС. Маастрихтский договор продолжил оформление статуса Европейского Совета. Было закреплено право Председателя Комиссии и одного из членов Комиссии участвовать в его заседаниях. Европейский Совет собирается не реже двух раз в год.

Совет ЕС

Совет ЕС состоит из представителей государств-членов ЕС (по одному от каждого государства). Пост председателя поочередно занимается каждым членом Совета. В обязанности Председателя входит созыв заседаний, выполнение на заседаниях председательских функций, организация голосования и подписание принятых на заседаниях актов, а также общие функции по обеспечению нормальной работы Совета. Государство ЕС, осуществляющее председательские функции, играет роль посредника в отношениях стран ЕС в целях достижения компромисса. В вопросах общей внешней политики оно представляет Европейский Союз. Совет ЕС: обеспечивает координацию общей экономической политики государств ЕС; обладает правом принятия решений; наделяет Комиссию, по актам, принятым Советом, компетенцией исполнять эти нормы. Совет ЕС принимает решения большинством голосов его членов, если Договором не предусмотрено иного. Однако по важным вопросам устанавливаются изъятия из принципа равенства и голоса распределяются следующим образом: Германия, Франция, Италия, Соединенное Королевство - по 10 голосов; Испания - 8 голосов; Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия - по 5 голосов; Австрия, Швеция - по 4; Дания, Ирландия и Финляндия - по 3 голоса; Люксембург - 2 голоса. Общее число голосов - 87. Квалифицированное большинство составляет 62 голоса. В случае принятия решения не по предложению Комиссии существует дополнительное требование, что не менее 8 государств-членов должны проголосовать "за".

Комитет постоянных представителей (КОРЕПЕР)

Важной частью механизма принятия решений Советом является Комитет постоянных представителей. Поскольку министры-члены Совета не могут постоянно находиться в месте заседания Совета (Брюсселе), для обеспечения непрерывности работы Совета был создан Комитет постоянных представителей государств-членов (COREPER). В Комитете предварительно обсуждаются вопросы, подлежащие решению в Совете. Если в рамках Комитета достигается общее согласие, он вносится в повестку дня Совета; затем документ принимается без дискуссии. Постоянными представителями в Комитете являются послы государств в Сообществе. Заседания Комитета проходят на двух уровнях: на уровне заместителей постоянных представителей для решения вопросов технического характера и на уровне самих постоянных представителей для решения политических вопросов. В Комитете действует большое число подкомитетов и рабочих групп, штат которых состоит из служащих государств-членов. В рамках второй опоры ЕС создан Политический Комитет, играющий роль КОРЕПЕР, в рамках третьей опоры действует Комитет К-8.

Европейская Комиссия

Европейская Комиссия является основным "двигателем" европейской интеграции. Она учитывает национальные интересы государств-членов, но ее главная задача - согласование интересов государств и сообщества. В настоящее время Комиссия состоит из 19 граждан государств ЕС. При этом в Комиссии должен быть по крайней мере один гражданин от каждого государства ЕС, но не может быть более двух членов, имеющих гражданство одного государства. Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания имеют в Комиссии по два представителя, остальные государства - по одному. Срок полномочий членов Комиссии - пять лет. Председатель и члены Комиссии представляются правительствами государств-членов Европарламенту. После утверждения их кандидатур Европарламентом Председатель и члены Комиссии назначаются государствами при наличии общего согласия членов Сообщества. Члены Комиссии не являются представителями своих государств и действуют в Комиссии в личном качестве. Должностные лица Комиссии пользуются привилегиями и иммунитетами. Члены Комиссии полностью независимы в выполнении своих обязанностей; они не запрашивают и не получают инструкций от государств своего гражданства. Нарушение принципа независимости может быть причиной отставки члена Комиссии. Члены Комиссии не могут быть отстранены по инициативе правительств государств ЕС, однако Европарламент может выразить Комиссии вотум недоверия. Суд ЕС также может отстранить члена Комиссии от исполнения обязанностей, если он не соответствует требованиям, необходимым для выполнения обязанностей, или если он совершил серьезный проступок. Сферы деятельности в Комиссии распределяются между ее членами. В аппарате Комиссии имеются структурные подразделения - генеральные дирекции. Существует также ряд специализированных служб (например, юридическая служба, которая обеспечивает генеральным дирекциям консультации по правовым вопросам и представляет Комиссию в юридических процедурах).

Европейский парламент

Европарламент состоит из представителей народов государств, объединившихся в сообщества. Он осуществляет функции консультации и контроля. При этом полномочия Европарламента значительно уже традиционных полномочий законодательных органов федеративных государств; в то же время можно отметить тенденцию к расширению полномочий. Члены Европейского парламента долгое время выбирались законодательными органами государств-членов сообществ; прямые выборы начались с 1979 г. Количество депутатов в ЕП закреплено в актах первичного права ЕС и пересматривается в связи с расширением числа государств-членов Сообществ и Союза и численности населения (как это было в связи с объединением Германии). В настоящее время в Европарламенте 567 депутатов. Места в Европарламенте распределяются следующим образом: Германия - 99; Великобритания, Италия, Франция - по 87; Испания - 64; Нидерланды - 31; Бельгия, Греция и Португалия - по 25; Швеция - 22; Австрия - 21; Дания, Финляндия - 16; Ирландия - 15; Люксембург - 6. Таким образом, в настоящее время депутаты избираются прямым всеобщим голосованием в странах ЕС. Члены Европарламента могут быть одновременно членами парламентов государств ЕС. Однако есть должности, с которыми исполнение обязанностей члены Европарламента несовместимо (член правительства государства ЕС; член Комиссии; судья, генеральный адвокат, секретарь Суда ЕС; должностное лицо Сообщества). Европарламент проводит ежегодные сессии, однако он может быть созван на чрезвычайную сессию по требованию большинства своих членов, Совета или Комиссии. Европарламент принимает решения абсолютным большинством поданных голосов. Европарламент обсуждает на открытом заседании ежегодный общий доклад, направленный ему Комиссией. Члены Комиссии могут присутствовать на всех заседаниях Европарламента и могут выступать от ее имени. Комиссия дает устные или письменные ответы на вопросы, поставленные Европарламентом или его членами. Европарламент также заслушивает Совет ЕС.

Омбудсмен

После каждых выборов Европарламент назначает Омбудсмена. Омбудсмен выполняет свои полномочия до следующих выборов Европарламента и может быть назначен повторно. Он независим при выполнении своих обязанностей и может быть освобожден от должности Судом по просьбе Европарламента, если он более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей или виновен в противоправном поведении. Омбудсмен правомочен принимать жалобы от любого гражданина Союза на плохую организацию деятельности институтов и органов Сообщества (за исключением Суда). В случае, если Омбудсмен устанавливает факт плохого управления, он направляет дело в заинтересованное учреждение, которое должно в течение трех месяцев сообщить ему свое мнение. После этого Омбудсмен направляет сообщение в Европейский парламент и заинтересованное учреждение. Лицо, подающее жалобу, информируется о результатах такого расследования.

Комитет регионов

Комитет состоит из представителей региональных и местных органов и осуществляет консультативные функции. Члены Комитета регионов назначаются Советом ЕС.

Счетная палата (Палата аудиторов)

Счетная палата была создана на основании Договора о пересмотре бюджетных постановлений 1975 г. Палата заменила существовавшие в каждом Сообществе контрольные комиссии. В задачи Палаты входит контроль за расходованием финансовых средств Сообществ и Европейского Союза. Палата состоит из 15 членов (по одному от каждого государства-участника), назначаемых Советом ЕС на 6 лет на основе принципа единогласия.

Суд ЕС

Суд ЕС играет важную роль в европейской интеграции. В задачу Суда входит: обеспечение применения европейского права; рассмотрение споров между государствами ЕС и Сообществами, а также между институтами Сообществ; обеспечение единообразного толкования и применения права ЕС Сообществ в государствах ЕС. Суд состоит из 15 судей, назначаемых государствами - участниками сообщества с общего согласия членов ЕС. Судьями могут быть "лица, независимость которых не подлежит сомнению и которые обладают качествами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высших судебных должностях в своих странах, или являются экспертами по вопросам права высокой и общепризнанной квалификации". Сложился обычай, согласно которому в состав суда должны входить по одному судье от каждого государства ЕС. Судьи назначаются на 6 лет. Государства не могут отправить судью в отставку до истечения срока его полномочий, но судья может быть отстранен, если согласно единогласному мнению остальных судей и генеральных адвокатов "он более не выполняет необходимые условия или не отвечает требованиям в связи с выполнением им служебных обязанностей". Судьям запрещено занимать какие-либо политические или административные должности. Судьи на три года выбирают из своего состава председателя, в обязанности которого входит организация работы Суда и ведение заседаний Суда полного состава. В состав Суда входят также 9 генеральных адвокатов, которые назначаются в том же порядке, что и судьи. Генеральные адвокаты изучают дело, готовят его к рассмотрению, представляют Суду свое заключение. Суд работает по палатам; председатель каждой из палат назначается Судом на один год. Кворум Суда полного состава (на пленарном заседании) образует присутствие 8 судей. Суд принимает решения большинством голосов, при этом председатель не участвует в голосовании. Палата состоит из трех - пяти судей. Суд может направить в палату на рассмотрение любую апелляцию в отношении решения Суда первой инстанции, любое обращение о рассмотрении дел в преюдициальном порядке, либо любое иное дело, за исключением дел, возбужденных одним из государств ЕС или одним из институтов Сообщества, "насколько сложность или важность дела или отдельных обстоятельств не требуют рассмотрения их на пленарном заседании". Иски, предъявленные государствами-членами или институтами Сообщества, всегда рассматриваются Судом полного состава; любой другой иск также рассматривается Судом полного состава по ходатайству одного из государств-членов или одного из институтов Сообщества, являющегося стороной или стороной, вступающей в процесс, либо обратившегося с просьбой о рассмотрении дела в преюдициальном порядке. Палата на любой стадии рассмотрения может возвратить дело на рассмотрение Суду полного состава. Созданный в 1988 г. Суд первой инстанции не является самостоятельным институтом Сообществ или Союза. Он дополняет Суд ЕС и ему подчинен. Суд первой инстанции призван разгрузить Суд ЕС от менее важных дел, он играет роль, аналогичную роли мировых судей в российской Федерации. В этом суде также 15 судей, но нет генеральных адвокатов, их роль выполняют судьи-докладчики. Решения Суда первой инстанции могут быть в порядке апелляции обжалованы в Суд ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: