Прилежащая зона и исключительная экономическая зона – это не территория государства

Все они отсчитываются от одних исходных линий!

Международные реки. Их правовой режим.

Международными считаются реки, протекающие по территории двух или более государств или разделяющие их территории.

Согласно устоявшийся классификации международные реки подразделяются на:

 судоходные (или соответственно международные имеющие выход к морю)

 трансграничные (протекающие по территории нескольких государств и не имеющие выхода к морю, как правило, несудоходные или судоходство по которым имеет местное значение)

 пограничные (по которым проходит граница между прибрежными государствами.

Но классификация не абсолютна, т.к. любая река м.б. и трансграничной, а через 1000 км.пограничной.

Как общее правило, режим судоходства по международным рекам устанавливается прибрежными государствами, каждое из которых ipso facto (в силу того, что является прибрежным) имеет право на свободный проход своих судов, через участки реки, входящие в состав территории другого прибрежного государства. Указанное правило включает в себя не только плавание по рекам, но также заход в порты, погрузку и выгрузку, посадку и высадку пассажиров. При этом, разумеется, суда, находящиеся в пределах участков реки другого государства, соблюдают законы и правила, установленные этим государством.

Не прибрежные государства не обладают таким изначальным правом, но очень часто на международных реках, занимающих важное значение для многих государств географическое положение, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага. Но распространение этого принципа на прибрежные государства – это право, а не обязанность прибрежных государств.

Прибрежные государства имеют также равные права между собой на использование вод международной реки в промышленных и сельскохозяйственных целях (несудоходное использование) как то: строительство гидроэлектростанций, ирригационных плотин, сброс промышленных отходов, рыболовство, лесосплав и т.д.

Каждое государство обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным государствам. Исходя из принципа справедливого использования вод, каждое прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которые причинили бы существенный ущерб другому государству. Несудоходное использование международных водотоков может оказывать вредное воздействие на нерест рыб и на рыбные ресурсы в целом. В целях разрешения возникающих противоречий между прибрежными государствами заключаются соответствующие соглашения между ними.

Основные международно-правовые документы, определяющие статус и правовой режим международных рек:

1. Заключительный акт Венского конгресса 1815 г. (установил принцип свободы судоходства по международным рекам Европы и установил юрисдикцию прибрежных государств над соответствующими участками такой реки).

2. Парижский мирный договор 1856 года (установил свободу судоходства по Дунаю и учредил Европейско-дунайскую комиссию).

3. Барселонская конвенция и статус о режиме судоходных путей международного значения 1921 года.

4. Женевская конвенция 1929 года. О гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств.

5. Конвенция о режиме судоходства по Дунаю 1948 года.

6. В 1961 г. Институтом международного права была принята резолюция, в которой отмечалось, что право государств ис­пользовать воды международных рек «ограничено правом использо­вания других государств, имеющих интерес к тому же водотоку или гидрографическому бассейну», а в случае возникновения разногласий «урегулирование будет осуществляться на основе справедливости, сособым учетом их соответствующих потребностей, а также и других относящихся к делу обстоятельств».

7. Также большую роль играют принятые Ассоциацией МП в 1966 году Хельсинские правила использования вод международного значения, не относящиеся к числу международных договоров, но отражающие концептуальный подход к признанию за каждым прибрежным государством права на свободу судоходства на всем протяжении международной реки и представлению такого права прибрежными государствами не прибрежным государствам на основе специального договора (конвенции, соглашения).

8. 21 мая 1997 г. Конвенции о праве несудоходного использования вод международных водотоков. В ст. 5 «Справедливое и разумное использование и участие» Комиссия зафиксировала, посуществу, сложившуюся к тому времени практику государств, свиде­тельствующую о наличии общей нормы международного права, опре­деляющей права и обязанности государств в этой области.Конвенция 1997 г. не только зафиксировала обязанность государ­ства исходить из принципов разумности и справедливости, но и обя­занность сотрудничать с заинтересованными государствами по во­просам водопользования. Особое значение принцип сотрудничества имеет на пограничных реках, где обязанность сторон консультирова­ться в случае возникновения разногласий обычно фиксируется в пог­раничных договорах.

31. Этапы развития международного воздушного права.

Международное воздушное право - это самостоятельная отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.

В предмет правового регулирования международного воздушного права входят следующие блоки общественных отношений:

1) отношения по поводу организации международной аэронавигации;

2) отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий;

3) отношения по поводу обеспечения безопасности международных полетов воздушных судов государств.

В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.

Первый период (до первой, мировой войны) характеризовался формированием теорий воздушного права. В указанный период было выдвинуто две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством над своей сухопутной и водной территорией. Однако ни одна теория не стала основной.

Второй период (с начала первой мировой войны до 1944 г.) характеризовался поражением теории «свободы воздуха» и выходом на международно-правовую арену теории суверенитета государств над воздушным пространством. Указанная теория нашла закрепление в Парижском (1919 г.), Мадридском (1926 г.), Гаванском (1928 г.) договорах о воздушной навигации.

Третий период (с 1944 г. по настоящее время) - характеризуется рождением новых разделов воздушного права: права международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, права международной воздушной безопасности. Важной вехой в развитии воздушного права стала принятая в 1944 г. в г. Чикаго конвенция о международной гражданской авиации. Указанная конвенция является кодифицированным актом отрасли, положившей основу для дальнейшего ее развития.

Принципами международного воздушного права являются:

1. Принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей сухопутной территорией.

2. Принцип «свободы открытого воздуха» над территориями с международным режимом (над открытым морем и Антарктикой).

3. Принцип безопасности гражданской авиации.

4. Принцип недискриминации при осуществлении коммерческой деятельности авиакомпаний.

Основными источниками международного воздушного права являются: Парижская (1919 г.), Мадридская (1926 г.), Гаванская (1928 г.) конвенции о воздушной навигации, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (1952 г.) и др.

32. Правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве над государственной и международной территорией.

Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположен­ного над его государственной территорией (сухопутной и водной). Это положение отражено в воздушных кодексах многих государств и подтверждено в ст. l Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.

Суверенитет над воздушным пространством - составная часть государственного суверенитета, поэтому его общие свойства — верховенство на всей территории и независимость в МО — распространяются и на воздушное пространство над государственной территорией. В силу этого воздушное пространство над государственной территорией суверенно, т.е. оно не подчиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над террито­рией которого оно расположено.

Осуществление государством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной в пределах национального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством в своем законодательстве.

Суверенитет над воздушным пространством проявляется в раз­ных формах, но чаще всего в форме юрисдикции, осуществляемой как в отношении собственно самого воздушного пространства, так и воздушных судов, выполняющих в нем полеты.

Государство создает по своему усмотрению национальное зако­нодательство, регулирующее авиационную деятельность как наци­ональных, так и иностранных лиц и организаций. Национальное регулирование распространяется на внутренние и международные авиаперевозки, а также на национальных и иностранных авиапере­возчиков.

Осуществляя юрисдикцию, государство устанавливает законы и правила, касающиеся:

а) порядка выполнения международных и внутренних полетов в пределах государственной территории;

б) регулирования коммерческой деятельности авиапредприятий;

в) функций и компетенции полномочного органа государства по воздушному транспорту.

Принцип суверенитета над воздушным про­странством является исходным при определении многих положе­ний двусторонних соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вылет воздушных судов, совершающих международ­ные полеты, прибытия и отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов.

Государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства.

Принцип разрешительного порядка международных полетов и перевозок в суверенном воздушном пространстве является производ­ным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты и авиаперевозки иностранных предприя­тий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государ­ства. Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства в отношении правового регулирования международных полетов в пределах его территории.

В законодательной области государство по своему усмотрению определяет: а) основания законности выполнения международных полетов (международный договор и т.п.); б) требования, которые обязательны при выполнении международных полетов в пределах государственной территории; в) меры контроля за между­народными полетами над государственной территорией; д) меры по недопущению и пресечению полетов в суверенном воздушном про­странстве без согласия территориального суверена.

В исполнительной сфере государство назначает полномочные органы по воздушному транспорту, которые отве­чают за регулирование всех аспектов гражданского воздушного транспорта. В области аэронавигации функции конт­роля за соблюдением разрешительного порядка выполняют органы управления воздушного движения (УВД), которые следят за всеми международными полетами национальных и иностранных воздуш­ных судов, начиная со времени пересечения ими государственной границы и следования по установленной международной трассе до посадки в аэропорту назначения. Органы УВД не занимаются охраной воздушных гра­ниц. Эти функции осуществляют органы ПВО.

*В соответствии с Чикагской конвенцией государство может устанавливать запретные воздушные зоны в пределах своей территории, при условии, что их режим будет одинаково действовать в отношении воздушных судов, занятых в регулярных воздушных сообщениях данного государства и аналогичных воздушных судов других государств - участников Конвенции.

* Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии разрешительным порядком (разрешение в форме договора или разовое). Государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами (предоставление маршрутов и аэропортов для международных полетов).

Под принципом обеспечения безопасности международной гражданской авиации понимается суверенное право государства прини­мать меры технического, эксплуатационного, аэронавигационного и информационного характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов без угрозы для жизни и здоровья людей.

Во внутреннем плане обеспечение высокого уровня безопасности полетов в суверенном воздушном пространстве входит в функ­ции государства. Обеспечение безопасности между­народной гражданской авиации входит в задачи национального воздушного права.

*Государство может немедленно при исключительных обстоятельствах или в период ЧП или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии применения указанного запрета к воздушным судам всех других государств - участников Конвенции.

*Государство должно использовать свое воздушное пространство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб правомерным интересам другого государства (например, недопустимы полеты в приграничной полосе с прохождением сверхзвукового барьера).

*Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории иностранного государства обязано строго соблюдать действующие там законы и правила, касающиеся производства полетов.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в отношении воздушного пространства, расположенногонад исключительной экономической зоной и открытым морем. Такое воздушное пространство принято считать международным или открытым.

В соответствии с принципом свободы полётов любые воздушные суда (военные и невоенные) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под власти какого-либо государства.

Все суда во время своего пребывания в открытом воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Все государства имеют право осуществлять юрисдикцию над своими воздушными судами, обеспечивать безопасность полётов за пределами суверенного воздушного пространства, использовать воздушные суда для преследования иностранных морских судов в открытом море за нарушение законов и правил прибрежного государства, борьбы с пиратством и работорговлей.

Однако свобода полетов в открытом воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или регламентах ИКАО. Все государства должны придерживаться этих правили принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем (предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не допускать полеты своих воздушных судов без опознавательных знаков).

ИКАО даёт рекомендации, которые носят необязательный характер: консультативные, контролирующие (по каким направлениям лететь), обозначает зоны, которые опасны для полётов.

В силу свободы открытого пространства, воздушные суда не связаны обязательством придерживаться каких-либо маршрутов. Но в интересах безопасности полетов сложилась устойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам ОВД (обслуживания воздушного движения), основные из которых устанавливаются или пересматриваются на совещаниях в рамках ИКАО.

Многие государства возле своих берегов устанавливают воздушные зоны безопасности (ВЗБ), протяженностью 200-300 морских миль для идентификации воздушных судов (США, Канада, Испания, Италия и др.).

Международные полёты полёты из одного государства в другое, полёты над открытым морем.

«Свободы воздуха» - права, предоставляемые назначенному перевозчику для выполнения перевозок пассажиров, багажа и груза по установленным международным маршрутам в соответствии с двусторонними соглашениями о воздушном сообщении). Применяются в отношении регулярных перевозок.

1. Первая «свобода воздуха» – право перевозчика осуществлять транзитный полёт без посадки через иностранное воздушное пространство.

2. Вторая – право перевозчика осуществлять транзитный полёт через иностранное воздушное пространство с посадкой для технических, а не для коммерческих целей.

3. Третья – право перевозчика доставлять вылетающих из своего государства пассажиров, включая груз, в иностранное государство и выгружать их в пункте назначения на его территории.

4. Четвёртая – право перевозчика принимать убывающих с иностранной территории пассажиров, груз и почту и доставлять их в своё государство.

5. Пятая – право перевозчика высаживать и принимать на борт на территории страны – партнера по соглашению пассажиров, грузы, следующие из третьего государства и в него.

6. Шестая - право перевозчика осуществлять перевозки пассажиров, груза с территории страны-партнера транзитом через воздушное пространство своей страны в третье государство.

7. Седьмая - право перевозчика осуществлять перевозки пассажиров, груза между третьими странами, минуя территорию государства – регистрации своей национальности.

8. Восьмая – право осуществлять каботажные перевозки между двумя государствами на территории предоставляющего право государства по маршруту, который начинается или заканчивается на территории государства регистрации иностранного перевозчика или вне территории предоставившего право государства.

9. Девятая – право осуществлять каботажные перевозки по маршруту, проходящему полностью по территории предоставляющего это право государства («автономный каботаж»).

33. Порядок возмещения ущерба, причиненного воздушными средствами третьим лицам на поверхности.

Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует).

Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрированным в другом государстве-участнике.

Право на возмещение ущерба возникает только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.

Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.

Обязанность возместить ущерб, возлагается на эксплуатанта воздушного судна — лицо, которое использует воздушное судно в момент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.

Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуатантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.

Лицо не несет ответственности, если:

а) ущерб является прямым следствием вооруженного конфликта или гражданских волнений либо если такое лицо было лишено возможности использовать воздушное судно в силу акта государственной власти;

б) докажет, что данный ущерб был причинен исключительно в результате вины лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов.

Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причинению ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.

Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при условии, что служащий или агент действовал при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах своих полномочий.

Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует его, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.

34. Правовой режим небесных тел и космического пространства.

Они открыты для исследования и использования всеми гос-вами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с МП, при свободном доступе во все районы небесных тел; они свободны для научных исследований. Это означает признание космоса территорией общего пользования.

Космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем оккупации ни любыми другими средствами.

Космос является частично демилитаризированной зоной в силу того, что гос-ва обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. В космосе запрещено производить любые испытательные взрывы ядерного оружия.

Деятельность неправительственных юр.лиц в космосе может осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего гос-ва. Разрешается деятельность в космосе м/у организаций.

Правовой режим Луны и других небесных тел в дополнение к общим элементам правового режима космоса включает их полную нейтрализацию – они могут использоваться исключительно в мирных целях. Это означает, что небесные тела не могут использоваться для военных действий даже в неагрессивных военных целях (самооборона).

Еще одним специфическим элементом правового режима является провозглашение Луны и др.небесных тел, включая природные ресурсы, «общим наследием человечества». Такой м/у режим включает упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов, их рациональное регулирование, расширение возможностей в деле их использования и справедливое распределение благ, получаемых от этих ресурсов, «с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».

Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:

1) внесения его в национальный регистр и далее - в Реестр Генерального секретаря ООН;

2) нанесения маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику

Договором по космосу 1967 г. и Соглашением о спасании космонавтов 1968 г., в последние годы пополнился обычно-правовыми нормами о статусе интернациональных экипажей и космических туристов. На одной только орбитальной станции «Мир» побывал 61 иностранец.

Космонавтом - членом космического экипажа считается:

1) гражданин одного из участвующих в запуске государств;

2) выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на управляемом космическом объекте как в космическом пространстве, так и на небесном теле.

!!!

Космичаскоа пространство - пространство, нахо- дящееся за пределами воздушного пространства, т. е. на высоте свыше 100 км над уровнем Мирового океана и до пределов лунной орбиты - ближний космос, и за пределами лунной орбиты - дальний космос. Правовой режим космического пространства заключается в том, что космическое пространство изъято из оборота и не находится ни в чьей собственности, т. е. на космическое пространство не распространяется у суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство нельзя присвоить никакими способами:

ни путем провозглашения собственности, ни путем оккупации. В соответствии с нормами международного космического права космическое пространство и небесные тела открыты для использования и исследования всеми государствами на благо и в интересах всех

стран на основе равенства и являются достоянием всего человечества.

Особое значение имеет геостационная орбита. Геостационная орбита представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. км в плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, т. е. он как бы зависает над определенной точкой. Такие особенности создают определенные условия для некоторых видов использования таких спутников, применяемых для

различных целей. Исследование и использование космического пространства осуществляется с использованием космических объектов. Космические объекты - это созданные человеком пилотируемые и автоматические ракеты и станции, включая средства доставки, искусственные спутники земли. Данные объекты считаются космическими, если они были запущены,

а также после возвращения их на Землю.Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной

регистрации в соответствии с Конвенцией 1975 г. Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями.

35. Правовой режим космических объектов.

Космический объект - это искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные и сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или

использования в мирных целях. Право собственности на космические объекты и их составные части ос-

тается за ними во время их нахождения в космическом пространстве, а также и по возвращении их на

Землю. Те космические объекты, которые были обнаружены по их возвращении вне пределов территории

запустившего их государства, должны быть возвращены этому государству. Расходы, понесенные при

проведении поиска космического объекта и по обнаружению его или его составных частей, покрываются О1 государством - владельцем космического объекта. ≪^j Космонавтом - членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт находится под юрисдикцией государства

регистрации космического объекта. В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, государство, на территории которого произошла посадка или авария, получив об этом сведения, информирует власти, осуществляющие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает меры по спасению космонавтов. Космонавты, которые совершили вынужденную по- садку, а также космический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены госу- дарству, в регистр которого занесен космический корабль.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств. Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекат и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, а точнее - в полете, имея в виду также нахождение его над территорией другого государства. Права собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, иные ценности могут принадлежать не- скольким государствам или международной организации. Государства имеют право выводить космические

объекты на околоземные и другие орбиты, размещать 00 космические аппараты, оборудование, установки, "* орбитальные и неорбитальные станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, осуществ- лять посадку на небесных телах, запуск с них. Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности. Государства также обязаны информировать Генерального секретаря ООН о случаях обнаружения космических объектов и в кратчайшие сроки возвращать их государству - владельцу космических объектов. Части объектов, а также сами объекты, которые не имеют опознавательных знаков и которые не зарегистрированы должным образом, возврату не подлежат.

!!!

Под космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеками запускаются в космос. К таким объектам относятся их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космическое пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных процессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международ­ной межправительственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участников является обязательной. Государство, запустившее космический объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствующий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его ведения.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляемая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

!!!!!

Космическое пространство – пространство, находящееся на высоте 100-110 км над уровнем моря.

Небесные тела – объекты естественного происхождения, находящиеся в воздушном пространстве.

Космическое пространство и небесные тела считаются достоянием всего человечества. Поэтому все государства могут на равных основаниях использовать и исследовать эти объекты.

Космическое пространство и небесные тела не могут находиться в чьей-либо собственности или быть объектом купли-продажи.

Небесные тела и космическое пространство может быть объектом научных исследований.

Государства должны использовать те средства, которые наносят наименьший вред окружающей среде, небесным телам и космическому пространству.

Государства несут ответственность за нанесение ущерба космическому пространству или небесным телам.

Государства несут ответственность за причинение ущерба их космическими объектами на земле.

Небесные тела и космическое пространство не могут использоваться в военных целях, т.е. запрещается применение оружия массового поражения, запрещается ведение боевых действий.

Государства могут создавать различные искусственные объекты на небесных телах. Эти объекты являются собственностью государства, но в случае необходимости могут использоваться иностранными космонавтами.

Космические объекты – объекты искусственного происхождения, которые создаются государствами и используются ими для исследования космического пространства.

Объекты:

- искусственные спутники земли,

- космические корабли,

- средства их транспортировки,

- составные части объектов.

Космические объекты находятся в собственности одного или нескольких государств. На космические объекты, находящиеся в космическом пространстве или на небесных телах, распространяется юрисдикция этого государства, которому они принадлежат.

Если космический объект находится в совместной собственности государств, то все вопросы регулируются м/н договорами.

Государства должны регистрировать все принадлежащие им космические объекты.

Государства передают сведения о своих космических объектах ООН, которые также осуществляют их регистрацию.

Государства должны следить за техническим состоянием своих космических объектов.

Основной документ в МП – соглашение о спасании космонавтов 1968 г.

Космонавты обладают иммунитетом, который носит функциональный характер.

Космонавты могут использовать любые искусственные объекты на небесных телах в случае необходимости.

Космонавты должны получить помощь от того государства, на территории которого они приземлились. Пересечение космонавтом воздушной границы иностранного государства не является нарушением МП и внутригосударственного права. Государство, на чью территорию высадился космонавт, должно предоставить ему одежду, питание, временное жилище и способствовать его возвращению на родину.

Находясь на борту космического судна, космонавт подчиняется юрисдикции того государства, которому принадлежит это судно.

36. Правовой статус космонавтов (астронавтов).

Космонавтом - членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт находится под юрисдикцией государства

регистрации космического объекта. В случае аварии или вынужденной посадки космического корабля, зарегистрированного в другом государстве, государство, на территории которого произошла посадка или авария, получив об этом сведения, информирует власти, осуществляющие запуск, и Генерального секретаря ООН и принимает меры по спасению космонавтов. Космонавты, которые совершили вынужденную по- садку, а также космический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены госу- дарству, в регистр которого занесен космический корабль.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств. Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекат и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, а точнее - в полете, имея в виду также нахождение его над территорией другого государства. Космонавты обладают иммунитетом, который носит функциональный характер.

Космонавты могут использовать любые искусственные объекты на небесных телах в случае необходимости.

Космонавты должны получить помощь от того государства, на территории которого они приземлились. Пересечение космонавтом воздушной границы иностранного государства не является нарушением МП и внутригосударственного права. Государство, на чью территорию высадился космонавт, должно предоставить ему одежду, питание, временное жилище и способствовать его возвращению на родину.

Находясь на борту космического судна, космонавт подчиняется юрисдикции того государства, которому принадлежит это судно.

37. Порядок возмещения ущерба, причиненного космическими объектами.

Понятие «ущерб, причиненный космическим объектом» включает в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц, явившиеся следствием запуска (попытки запуска). Термином «космический объект» охватывается как сам объект, так и средства его доставки.

В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен космическому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в случае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.

Если запуск объекта производится двумя или более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска.

Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего государства, а также иностранным гражданам, участвующим в операциях, связанных с запуском, производится согласно правилам законодательства запускающего государства.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется государством, которому либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, запускающему государству по дипломатическим каналам либо, если дипломатические отношения между этими государствами не поддерживаются, через Генерального секретаря ООН или третье государство. Таким образом, сами физические и юридические лица, которым причинен ущерб, права на предъявление «международной претензии» к запускающему государству не имеют, что, однако, не является препятствием для предъявления гражданского иска в судах запускающего государства.

Для предъявления «международной претензии» не требуется, чтобы государство-истец или его физические и юридические лица исчерпали все местные средства правовой защиты. Срок предъявления претензии — не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства.

Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется в соответствии с нормами международного права и принципами справедливости с тем, чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее до его причинения Если государства в течение года с момента направления претензии не пришли к согласию о возмещении ущерба, создается комиссия по рассмотрению претензий, решение которой является окончательным.

В случае, если ущерб причинен межправительственной организацией, осуществляющей космическую деятельность, государства-участники принимают все меры к обеспечению возмещения ущерба этой организацией.

По закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. ответственность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда (см. ст. 931 ГК РФ).

38. Территориальные проблемы современной России (на примере Каспия и «Малой Курильской гряды»)

В открывающемся 18 ноября Третьем каспийском саммите в Баку принимают участие главы пяти государств — России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана. Главный вопрос в повестке дня встречи - морские границы. Если Азербайджан, Казахстан и Россия уже договорились, то Иран и Туркменистан с предложениями партнеров пока не согласны.

Дело в том, что на дне Каспия залегают огромные запасы нефти (около 5 миллиардов тонн) и газа (8 триллионов кубометров). Некоторые эксперты прогнозируют, что на саммите может быть объявлено о создании Организации каспийского экономического сотрудничества, которая поможет привлечь инвестиции в совместные проекты, хотя уже сейчас совокупные вложения только в нефтяной сектор достигают 100 миллиардов долларов.

Вопрос определения юридического статуса Каспийского моря возник после распада СССР. До 1991 года этот статус фиксировался договорами между прибрежными государствами - Ираном и Советским Союзом. Поскольку Каспийское море находится под суверенитетом прикаспийских государств, какие-либо односторонние либо двухсторонние соглашения, направленные на осуществление особых прав, должны приниматься только с их общего согласия. Именно поэтому между прикаспийскими государствами достигнута договоренность о том, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря может быть принята только консенсусом. Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор. Проблема, по которой консенсус так и не достигнут - вопрос использования акватории. Иран предлагает разделить море на пять равных частей - по 20 процентов каждому прибрежному государству. Против этого выступает Азербайджан, так как в этом случае третья часть его нынешних каспийских владений перешла бы под юрисдикцию Тегерана. Существенным является и уточнение координат срединной линии моря, по которым будет определяться граница национальных секторов на Каспии Туркменистана и Азербайджана. Проблема в том, что некоторые прикаспийские страны предлагают распространить национальную юрисдикцию на прибрежную зону такой протяженности, которая практически не оставит свободного моря в Каспии. Территориальная проблема - не единственный вопрос, который обсудят участники саммита, большое внимание будет уделено экологии, поскольку западные нефтяные компании сильно загрязняют акваторию Каспия.

Уже прибывший в Баку президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выразил уверенность в том, что саммит окажется результативным и его итогом станет подписание «важного документа». Он подчеркнул, что Каспий является «морем мира, дружбы и сотрудничества». «Ресурсами Каспийского моря должны пользоваться все прибрежные страны, и разделение должно быть справедливым», – сказал президент Ирана.

Между тем, гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев усомнился в том, что на этом саммите удастся достичь заметного прорыва в решении проблемы статуса моря. Среди новых проблем, вставших перед прикаспийскими странами, он назвал идущую быстрыми темпами милитаризацию Каспия. В случае вероятного вторжения США в Иран море станет театром военных действий, отметил С. Михеев. По его словам, Запад решает собственные проблемы, в том числе и продавливая создание разнообразных трубопроводных проектов в каспийском регионе, а на нитки этих трубопроводов американцы собираются нанизать лояльные режимы». С. Михеев предостерег пятерку прикаспийских государств, отметив, что «известны предложения американцев по поводу возможного военного присутствия на Каспии», а также другие их маневры, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что США не отказались от возможности нанесения удара по Ирану. План нападения, возможно, сохраняется и, учитывая, что «следующим президентом, скорее всего, будет республиканец, американцы могли бы воспользоваться этим планом», добавил он.

Константин Сыроежкин из Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан отметил, что серьезные сложности создает жесткая позиция Ирана. Сегодня эксперт не видит возможности для решения проблемы статуса Каспия из-за больших отличий в позициях стран, однако считает, что для начала между собой должна была бы договориться «постсоветская четверка» и потом «выходить со своими предложениями к Ирану». Пока же, уверен К. Сыроежкин, следует закрепить принцип, в соответствии с которым невозможно строительство никаких трубопроводов по дну Каспия, поскольку это угрожает масштабной экологической катастрофой.

Встреча в Баку вряд ли сможет решить проблему статуса моря - такой точки зрения придерживается большинство экспертов, принявших участие в дискуссии «Каспийская повестка накануне третьего саммита прикаспийских государств». статья написана 18.10.2010

!!!!

Ма́лая Кури́льская гряда́ — группа островов в Тихом океане, входящая в Курильские острова. От Большой Курильской гряды отделена Южно-Курильским проливом. Протяжённость — около 100 км. Общая площадь — 360,85 км². Включает 6 больших и ряд мелких островов.

Малая Курильская гряда входит в состав Южно-Курильского городского округа Сахалинской области России. Оспаривается Японией, которая включает их в округ Немуро губернаторства Хоккайдо[1][2][3].

Поверхность большей частью равнинная или полого-холмистая. Леса практически отсутствуют[4]. Максимальная высота — 412 м (г. Шикотан). Судя по наблюдением за периодом размножения некоторых грызунов, который здесь длится до ноября, климат Хабомаев ещё более мягок чем на Кунашире[4]

На островах Малой Курильской гряды расположены государственный природный заказник федерального значения «Малые Курилы» и государственный природный заповедник «Курильский» (частично).

!!!!

Русские люди появились на Курильских островах еще в первой половине XVIIвека. Как русские острова они изображены на карте голландца Н.Витсона, изданной в 1687г.

В течение XVIIIвека на Курильские острова не раз направлялись русские экспедиции, которые описывали их, изучали природные ресурсы, растительность, животный мир, налаживали контакты с местным населением. В 1738-1739гг. экспедиция М.Шпанберга подробно исследовала Курильские острова.

А к середине XVIIIвека Россия фактически установила над этими островами права владения. Эти и другие факты признают многие современные японские исследователи.

Японцы же впервые узнали о существовании южного острова Курильской гряды Кунашира лишь в 1754г. продвижение японцев на Курилы осуществлялось как захват территории. С.Накамура пишет: «Высадившись 28июля 1798г. на южном конце острова Итуруп, японцы опрокинули указательные столбы русских и поставили столбы с надписью: «Эторофу – владение Великой Японии»».[2]

Попытки Японии силой отторгнуть Курилы вызывали протесты со стороны российского правительства. Прибывший в 1805г. в Японию для установления торговых отношений Н.П.Резанов, заявил японцам, что “на север от Матсмая (Хоккайдо) все земли и воды принадлежат российскому императору и чтобы японцы не распространяли далее своих владений”. Однако захватнические действия японцев продолжались. При этом кроме Курил они стали претендовать и на Сахалин, принимая попытки уничтожить на южной части острова знаки, указывающие на принадлежность этой территории России.

Следует также отметить, что за годы войны СССР с Германией японская армия 779 раз нарушила границу, японская авиация 433 раза вторгалась в воздушное пространство Советского союза, военно-морской флот незаконно задержал 178 и потопил 18 советских торговых судов.[3]

Россия стремилась к дружественным отношениям с Японией, к развитию с нею взаимовыгодной торговли. Однако, японские правители, продолжая политику самоизоляции, отвергали предложения о налаживании межгосударственных связей.

В 1853 году представитель российского правительства генерал-адъютант Е.В.Путятин вел переговоры о заключении торгового соглашения.

Наряду с задачей установления дипломатических и торговых отношений миссия Путятина должна была оформить договором границу между Россией и Японией.

После Крымской войны в 1855году Путятин подписал Симодский трактат, по которому устанавливалось, что «границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итуруп и Уруп», а Сахалин объявлен «неразделенным» между Россией и Японией.[4]В результате к Японии отходили острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Эта уступка была оговорена согласием Японии на торговлю с Россией, которая, однако, и после этого развивалась вяло.

В 1875г.царское правительство Александра II пошло на очередную уступку Японии - подписан так называемый Петербургский трактат, согласно которому все Курильские острова вплоть до Камчатки в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии.

Факт нападения Японии не Россия в русско-японской войне 1904-1905гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. В Портсмутском договорепрекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г.

Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференцииглав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственностью СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время А.Н.Косыгин: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

На этом можно было бы поставить точку, но хотелось бы напомнить, что всего 6 лет назад М.С.Горбачев при встрече с делегацией СПЯ также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные".

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Современное состояние проблемы

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях, прилегающих к островам;

неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона;

необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Кроме того, на Южных Курилах существует мощная система ПВО и радиолокационные комплексы, топливные склады для дозаправки самолетов. Курильские острова и прилегающая к ним акватория – единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Достигнутые на сегодня шаги

Россия и Япония подписали программу хозяйственного совместного освоения Южно-Курильских островов. Программа была подписана в Токио в2000 году в ходе официального визита в Японию президента России Владимира Путина.

17 декабря 1993г принята Федеральная целевая программа

«Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)» в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития этого региона как особой экономической зоны.

Основные цели и задачи Программы:

создание условий для устойчивого развития Курильских островов с учетом гео-стратегических интересов Российской Федерации;

формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики и стимулирования реализации программ и проектов международного сотрудничества на территории Курильских островов;

развитие социальной сферы и достижение экономических и социальных показателей, обеспечивающих стабильное развитие Курильских островов.

Бюджетные расходы на программу социально-экономического развития Курильских островов в 2002 году, заложенные в государственный бюджет, будут увеличены по сравнению с уровнем текущего года в три раза и составят 309,6 млн. рублей. Об этом сообщила сегодня журналистам председатель комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. По ее словам, Госдуме РФ удалось добиться увеличения финансирования и других программ.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских ресурсов от 2 февраля 1998г. предусмотрен промысел японских рыбаков в территориальном море Российской Федерации в районе островов Кунашир, Итуруп и Малой Курильской гряды.

В настоящее время в стадии подготовки находится целый ряд соглашений. В 1999 году продлен срок действия Соглашения о промысле морской капусты японскими рыбаками в районе о. Сигнальный (Малая Курильская гряда) от 25 августа 1998г. между Министерством рыбного хозяйства СССР и Хоккайдской ассоциацией рыбопромышленников.

Министры иностранных дел Японии и России Йорико Кавагути и Игорь Иванов в Москве 12-14 октября обсудят перспективы мирного договора между Россией и Японией. Об этом сообщает японская газета "The Japan Times". Напомним, что договор так и не был заключен после Второй Мировой войны из-за существующих разногласий по Курильским островам.[5]

Япония считает, что заключение мирного договора с Россией невозможно без определения принадлежности четырех южно-Курильских островов. Об этом заявила глава МИД этой страны Йорико Кавагути, выступая перед общественностью Саппоро с речью о российско-японских отношениях.

Кавагути отметила, что Россия и Япония имеют общую точку зрения на необходимость признать совместную советско-японскую декларацию 1956 года основным юридическим документом, установившем отправную точку процесса переговоров о заключении мирного договора, и на этой основе заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности четырех спорных островов на базе Токийской декларации.

Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми посетит Москву в январе 2003 года, а Вице-премьер РФ России Виктор Христенко будет сопредседателем на открывающемся в Москве 14 октября российско-японском форуме по торговле и экономическим вопросам.[6]

Российская сторона намерена соблюдать межправительственную договоренность от 14 октября 1991 года о взаимных безвизовых поездках японских граждан на южные Курильские острова и россиян - жителей островов в Японию, и исходит из того, что такие поездки способствуют сближению наших народов. Россия и Япония договорились о взаимных визовых уступках, хотя раньше Японская сторона отказывалась это делать, как признание принадлежности курил России(7октября).

22 августа в МИД Японии в этом году будет ликвидирован комитет по оказанию помощи, который занимался осуществлением программ помощи России в целом и Южным Курилам в частности. Об этом сообщила в четверг министр иностранных дел Японии Иорико Кавагути на встрече с общественностью в Саппоро. Однако, по ее словам, действующие в России 7 японских центров будут сохранены, и их деятельность, которую, по оценке министра, позитивно оценивают и в России, и в Японии будет продолжаться.

Заявление экс-премьера Японии Иосиро Мори о том, что якобы во время его встречи с Владимиром Путиным была достигнута договоренность о передаче двух островов Южно-Курильской гряды (Шикотан и Хабомаи) Японии.

Глава МИД Игорь Иванов напомнил депутатам, что у России и Японии до сих пор нет государственной границы, которая была бы зафиксирована в международно-правовом порядке. Также не существует и мирного договора между нашими странами. Именно этими причинами высокопоставленный дипломат объяснил необходимость переговоров, которые Россия ведет с Японией. По словам Иванова, позиция России по проблеме Курильских островов зафиксирована в совместном российско-японском заявлении от 25 марта 2001 года, которое было сделано после завершения переговоров президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Иосиро Мори в Иркутске. Игорь Иванов сделал официальное заявление, что Россия не ведет и не собирается вести никакого торга о передаче каких-либо своих территорий. По его словам все переговоры, которые Москва ведет с Токио, идут по проблеме как будет зафиксирована государственная граница в случае заключения мирного договора.

На данный момент существует масса разнообразных мнений по поводу данной проблемы. Кто-то заявляет, что острова нельзя отдавать ни в коем случае, геологи утверждают, что, потеряв Курилы, Россия потеряет богатейшие природные запасы. А вице-спикер Госдумы ВладимирЖириновский недавно призывал потребовать от Японии заплатить за ост


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: