Известно множество моделей процесса разработки и принятия управленческого решения, т.е. в той или иной степени формализованных представлений о структуре и характере этого процесса.
Исторически первая - рациональная модель, основанная на представлении о неограниченных возможностях и способах разума, разрабатывающего и принимающего решения. Эта модель состоит из четырех блоков.
В рамках рациональной модели строится полное, или исчерпывающее, множество альтернатив и из этого множества выбирается оптимальная.
Разработку управленческого решения (УР) можно разбить на следующие этапы.
1-й этап. Постановка задачи:
1) возникновение новой ситуации;
2) появление проблемы;
3) сбор необходимой информации;
4) описание проблемной ситуации.
2-й этап. Разработка вариантов решения:
1) формулирование требований и ограничений;
2) сбор необходимой информации;
3) разработка возможных вариантов решения.
3-й этап. Выбор варианта, или альтернативы:
1) определение критериев выбора;
2) выбор решения, отвечающего критерию;
|
|
3) оценка возможных последствий;
4) выбор предпочтительного решения.
На практике очень часто выбирают не оптимальное решение, а допустимое, если оно соответствует ограничениям, с одной стороны, а с другой – обеспечивает улучшение проблемной ситуации.
4-й этап. Организация выполнения решения и его оценка:
1) составление плана реализации решения;
2) контроль процесса реализации управленческого решения;
3) оценка решения проблемы.
Основу системы методов, используемых при разработке управленческого решения, составляют общенаучная методология (системный и комплексный подходы к решению проблем), моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, социальное измерение.
Методы разработки управленческого решения делятся на группы:
1) методы постановки проблем;
2) методы решения проблем;
3) методы организации выполнения принятых решений.