Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективного производства. Различают совершенную и несовершенную форму конкуренции.
1) Совершенная конкуренция - соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:
- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара;
- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секторам;
- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.
2) Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей - монополия, для которой характерны:
- единственный продавец;
- отсутствие близких продуктов-заменителей;
- диктуемая цена;
- вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Монополия в широком смысле - это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара; Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:
- существует достаточно большое количество фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
- экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
- вступление в отрасль является относительно легким.
- тип продукта дифференцированный;
- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торгов. марки
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:
- наличие нескольких фирм;
- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
- контроль над ценой;
- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Дуополия - простейший случай олигополии, где участвуют два производителя определенного вида продукции, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос.
Также существуют след. виды конкуренции:
1. Недобросовестная: испол-ние нерыночных форм конкур борьбы (недоброкачест реклама, распростр-ние ложных сведений о конк-тах, незакон испол-ние товарного знака).
2. Неценовая: м-ды, к-рые исп-ют конкурирующие фирмы, отличные от измен-ия продажных цен на их продукцию.