Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования

Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективного производства. Различают совершенную и несовершенную форму конкуренции.

1) Совершенная конкуренция - соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара;

- возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секторам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

2) Существует несколько моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей - монополия, для которой характерны:

- единственный продавец;

- отсутствие близких продуктов-заменителей;

- диктуемая цена;

- вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Монополия в широком смысле - это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара; Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

- существует достаточно большое количество фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

- экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является относительно легким.

- тип продукта дифференцированный;

- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торгов. марки

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:

- наличие нескольких фирм;

- тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);

- контроль над ценой;

- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Дуополия - простейший случай олигополии, где участвуют два производителя определенного вида продукции, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос.

Также существуют след. виды конкуренции:

1. Недобросовестная: испол-ние нерыночных форм конкур борьбы (недоброкачест реклама, распростр-ние ложных сведений о конк-тах, незакон испол-ние товарного знака).

2. Неценовая: м-ды, к-рые исп-ют конкурирующие фирмы, отличные от измен-ия продажных цен на их продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: