Контроль - одна из основных функций управления, это процесс обеспечения достижения целей и реализации принятых управленческих решений.
Процесс контроля — процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов, а также процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.
Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями.
Основной инструмент осуществления контроля - обратная связь: позволяет установить наметившиеся отклонения в ходе выполнения работ и принять корректирующие решения.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Важная функция - определяющая роль при реализации функции мотивации, которая осуществляется по результатам контроля.
|
|
Основные составляющие процесса контроля - выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий. Стандарты — это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы.
Следующая составляющая контроля - принятие необходимых корректирующих решений.
При установлении системы контроля целесообразно придерживаться таких принципов, как осмысленность и однозначное восприятие стандартов сотрудниками, двустороннее общение с сотрудниками, отсутствие чрезмерного контроля, установление жестких, но достижимых стандартов, вознаграждение за достижение установленных стандартов и норм.