Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества

По опред-ю м\днародн. орг-ции по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деят-ти в опред областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достиж-я всеобщей оптимальной экономии при соблюдении фкцион-ых усл-й и треб-й техники безоп-сти.

Стандарты введены для того, чтобы опред-ть для фирмы ряд усл-й, кот фирма д. соот-ть, чтобы иметь право назыв-ся фирмой. Стандартизация предс.с. нормативный способ управл-я. Ее возд-е на объект осущ-ся путем установл-я норм и правил, оформленных в виде нормативного док-та и имеющих юрид. силу. Стандартизация – нормотворческая деят-сть, кот находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных док-тах типа стандарта, инструкции, методики и треб-й к разработке продукции, т.е. это комплекс ср-в, устанавливающих соот-вие стандартам. стандартизация устанавл-т некие нормативы для однотипных объектов, кот признаются минимально достаточные. Стандартизация устан-т границы допустимого. Осн рез-ми деят-сти по стандартизации д.б. повыш-е степени соот-вия продукта (услуги), пр-ссов их фцион-му назначению, устранению технических барьеров в м/днарод. товарообмене, содействию НТП и сотрудничеству в разл областях.Стандарт – это нормативно-технический док-т по стандар­тизации, устанавл-щий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Это также осн ед-цы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д. Цель стандартов: обеспеч-е кач-ва продукции кажд ед-цы товара. Стандарты – документы, которые устанавливают правила для однотипных объектов.Сист-а управл-я кач-вом продукции базир-ся на комплексной стандартизации. Стандарты опред-т порядок и м-ды планир-я повыш-я кач-ва продукции на всех этапах жизненного цикла, устан-т треб-я к ср-вам и м-дам контроля и оценки кач-ва продукции. Управл-е кач-вом продукции осущ-ся на основе: госудх, м/днарод, отраслевых стандартов и стандартов п/тий.

К числу осн специфических м-дов стандартизации отн-ся унификация, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация. М-ды стандартизации – это прием или совок-сть приемов, с пом кот достиг-ся цели стандартизации. Деят-сть по рацион-му сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового фкцион-ого назначения наз-ся унификацией продукции.

Унификация явлся начальной стадией стандартизации. Под унификацией понимают действия, направл-ые на сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия разл изделий, деталей, узлов, техно­логических пр-ссов и документации. Унификацию м. рассм-ть как ср-во оптимизации па­раметров кач-ва и ограничения кол-ва типо размеров выпускае­мых изделий и их составных частей. При этом унификация воздей­ст-т на все стадии жизненного цикла продукции, обеспеч-т вз/заменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в св оч, позволяет п/тиям кооперироваться друг с другом.

Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции. В наст. вр унификация явлся наиб распространенной и эффект-ой формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных эл-тов позволяет не только сократить сроки разработки и умен-ть ст-сть изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения пр-ва.

Благодаря унификации существенно возраст-т спрос на отд.детали, узлы и комплектующие изделия, исп-мые в пр-ве разл видов продукции. Повышенный спрос позволяет организовывать поточное пр-во указанных компонентов гот.прод., укрупнять их партии, созд-ть специализир-ые участки и п/тия.

Стандартизация шире, чем унификация. Нр,ранее существовали стандрат вилок электроразеток и техники на 127 вольт, потом появились 220, и временное существование и того и другого приводили к неравномерной работе. И чтобы упростить процесс вз/ия одновр-но перешли на 220 воль,т.е. произошла унификация. Унификация – это когда пистолет АЗС всегда войдет везде, подойдет для любого бензобака. А стандартизация это когда подходящий диаметр не означ-т что подходит к гайке. Стандартизация задает ур-нь кач-ва, тянет производ-ля к техничекому раз-ию.

Нормирование – установление наилучших значений и предельно допустимых отклонений. Позволяет сделать измеримыми результаты.

Нормирование способствует облегчению проведения мониторинга за технологическим процессом.. Ведь есть с чем сравнивать и на что ориентир-ся.

Действующая сист-а стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии: единый технический язык; унифицированные ряды важнейших технических характ-к продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.); типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.); систему классификаторов технико-эк. инф-ции; достоверные справочные данные о св-вах материалов и веществ.

Общ целью стандартизации явся защита интересов потребителей и гос-ва по?сам кач-ва продукции, пр-ссов, услуг, обеспечивая:

• безопасность продукции, работ и услуг для окр. ср, жизни, здоровья и имущ-ва;

• безопасность хоз-ых субъектов с учетом риска возникн-я природных и техногенных катастроф и др чрезвычайных ситуаций;

• обороноспособность и мобилизационную готовность страны;

• техническую и информационную совместимость, а также вз/заменяемость продукции;

• единство измерений;

• кач-во продукции, работ и услуг в соот-вии с ур-нем науки, техники и технологии;

• экономию всех видов ресурсов.

В 1987 году появилась редакция стандартов ИСО серии 9000, в 1994 году – 2 – я редакция, 2000 – 3-я редакция, все они объединились в ИСО 9001. Треб-я к сист-е кач-ва дан.редакции касаются как обеспечения кач-ва так и напрвавлены на повыш-е удовлетворенности потребителей. Треб-я к СМК установл-е в эт стандарте явл-ся дополняющими по отн-ю к терб-ям к продукции. Содержащие треб-я для созд-я систем управл-я кач-вом орг-ции с тем, чтобы они могли пройти сертификацию по единым м/н критериям.

8 принципов менеджмента кач-ва, к-ые положены в основу данных стандартов:

1) Ориентация на потребителя, возможность реализации производимых организацией продуктов и успех в бизнесе зависят от их соответствия потребностям и ожиданиям потребителей;

2) Лидерство руководителя, руководители высшего звена своим личным примером демонстрировал приверженность качеству;

3) Вовлечение работников, дает возмож использовать их на благо организации;

4) Процессный подход, предполагает проектирование системы менеджмента качества как системы, управляющей совокупностью взаимосвязанных процессов. Под процессом понимается последовательность действий, к-ые создают дополнительные ценности путем преобразования с помощью ресурсов входящих элементов в требуемые входящие;

5) Системный подход в менеджменте, управление системой взаимосвязанных процессов;

6) Постоянное улучшение, эф-ть всех процессов организации должна постоянно улучшаться;

7) Взаимовыгодные отношения с поставщиками, без высокого качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих, поставляемых организации, невозможно решать проблемы обеспечения должного качества готовой продукции;

8) Принятие решений, основанное на фактах, анализ данных и информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: