Процессный подход. В стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 г. конструирование системы менеджмента качества начинается с разработки процессной структуры, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей.
Под процессами понимают логически упорядоченные последовательности этапов (шагов,
элементов), преобразующих входы в выходы. Процессный подход удобен прежде всего потому, что открывает широкие возможности для визуализации, а значит, и для вовлечения сотрудников, а также обеспечивает выявление и описание всех процессов, предоставляющих интерес для качества и для управления вообще. При таком подходе создается процессная структура, которая связывает все элементы общего процесса производства между собой и ориентирует каждый из них на достижение общей цели, каковой является удовлетворенность потребителей.
Реализация этого принципа в организации предполагает следующие действия:
- определение именно того процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
- определение и измерение входов и выходов этого процесса;
- выявление интерфейса (способа «общения») процесса с функциональными подразделениями организации;
- оценивание возможных рисков, их последствий и вкладов в процессы для потребителей,
поставщиков и иных заинтересованных лиц процесса;
- установление четкой ответственности, полномочий и учета для управления процессом;
- выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса;
- рассмотрение при разработке процессов их этапов, действий, потоков, методов контроля,
потребностей в обучении, оборудования, технологий, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения желанного результата.
Системный подход к менеджменту качества. Представление деятельности организации как системы процессов – именно это предполагает пятый принцип. Следование этому принципу проявляется в создании оптимальной сети процессов, установлении взаимосвязи между ними, как с точки зрения поставленных целей, так и с точки зрения согласования входов и выходов, а так же в создании системы измерений для оценки достигнутых результатов и обеспечения их дальнейшего улучшения.
Реализация этого принципа в организации предполагает следующие действия:
- определение системы с помощью выявления или разработки процессов, влияющих на заданные цели;
- структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;
- понимание взаимозависимостей процессов в системе;
- постоянное улучшение системы с помощью измерения и оценивания;
- установление ограничений на ресурсы до начала действий.
120.Этапы создания системы качества на п/п-ии + в лекциях
1.
1.1. Рук-во орг-ции д. принять реш-ие о необх-ти перехода – это реш-ие стратегическое
1.2. Желание повысить св конкурентосп-сть
1.3. Наведение элементарного порядка в орг-ции
2. Проводится ознакомит-й (оценочный) аудит. Лучше его проводить с приглашением консультирующей орг-ции. Задачи:
2.1. Опр-ть что следует пройти орг-ции до уровня сертификации сис-мы кач-ва
2.2. Опр-ся орган о сертификации на к-ый делается ставка. Сертификац органы разн-ся по весомости в соот-вии во страновой традицией, н-р японцы уважают немец сертификат, но не уважают амер
2.3. Опр-те н. вам консалтинговая орг-ция или нет, и в какой степени консалтинг-я орг-ция д.б. признана выбранным органом по сертификации. Тогда к васшей сис-ме кач-ва б. больше доверия.
2.4. Утверждается политика орг-ции в обл-ти кач-ва
Если на основании п.2 п.1 не отменяется, то приступают к п.3.
3. Обучение персонала. Сост-щие:
3.1. Обучение рук-ва и гл спец-тов. Кол-в часов от 8-16
3.2 Подготовка исп-лей в рамках СМК:
3.2.1. Представитель рук-ва по кач-ву
3.2.2. Раб-ки центр службы кач-ва
3.2.3. Уполномочен по кач-ву в подразделениях
Обучение от 32-72 часов. В эт же объеме обуч-ся и аудиторы сис-мы кач-ва. По п.3.2. слушатели пол-т свид-во мен-ра по кач-ву.
3.3. Обученные по п.3.2. проводят занятие со всем персоналом орг-ции. п.3.1. и п.3.2. обеспеч-ся професс-ми преподавателями
4. Издается приказ по орг-ции в обл-ти кач-ва под №1.
4.1. В эт приказе говорится о переходе на СМК, утверждается зам дир-ра по качву и его дослжностн инструкция
4.2. Утверждается план работ по внедрению СМК в орг-ции
4.3. Утверждается состав внетр аудиторов
4.4. Утверждается центр служба кач-ва и совет по кач-ву и положения об этих стр-рах
4.5. ЦСК м. и не созд-ся, возм-на децентрализован форма работы, но всегда имеет место совет по кач-ву
4.6. В приказе указ-ся о начале совместн работ с консалтинг фирмой
4.7. И последн пунктом д.б.: «контроль за исп-нием проказа оставляю за собой» и подпись ген дир-ра
5. Нач-ся разработка док-тов.
Пирамида док-тов в обл-ти кач-ва
6. Введение эт док-тов в действие и проверка f-ния орг-ции по эт док-там. Эта проверка осущ-ся методом внутр аудита, методом самооценки
7. Нач-ся итерацион процесс доработки док-тов в соот-вии с нов уловиями. Док-ты пишут не раб-ки ЦСК, а сами исполнители в подразделениях.
8. Когда признается, что сис-ма кач-ва внедрена, в сертификацион орган высылают заявку на сертификац аудит.