Субъект и объект

В теории общественного мнения одним из важнейших моментов является выделение субъекта и объекта. Под объектом обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения людей. Под субъектом - общественная группа, которая порождает коллективные оценочные суждения по определенной проблеме.

Тард в своей работе «Общественное мнение и толпа» противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта общественного мнения.

В своей теории коммуникаций Луман отрицает наличие какого-либо субъекта общественного мнения. Выдвигая в качестве центрального понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центре внимания процесса коммуникации, считает ученый.

С точки зрения субъекта изучение общественного мнения может производиться на следующих уровнях:

1) Индивидуальный

2) Групповой

3) Институциональный

4) Социальный

5) Конфессиональный

6) Геополитический

7) Цивилизационный

Общественное мнение и общественное сознание

Общественное мнение представляет собой такое проявление

общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес, через призму господствующих производственных отношений.

В силу своей специфики и охвата общественное мнение является одной из основных форм познания. Почти все мыслители приходят к выводу, что общественное мнение являясь одной из форм познания и специфической формой общественного сознания, может недостаточно объективно отражать общественное бытие. Достоверные знания можно получить только в процессе научного познания, и обладает ими только узкий круг лиц, по узкой проблематике, а в отношении же важных вопросов, влияющих на политическую, экономическую обстановку, властвует царство мнений.

Структура общественного мнения (составляющие компоненты)

1. Социальная оценка. Ведущим элементом структуры общественного мнения является социальная оценка, которая представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, суть которого заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым. Отношение субъекта к той или иной проблеме выражается в 2 формах: одобрения или осуждения.

Социальные оценки имеют разную степень рациональности. Наиболее рациональной социальной оценкой является такая, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к окружающей действительности. Существование общественного мнения невозможно без элементов знания, как житейского, так и научного, о предмете суждений. Эти элементы знания используются для формирования оценки о нем, для выработки определенного отношения к нему.

Кроме элементов рационального знания, в структуру общественного мнения входят представления - некий обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения.

2. Информированность. Исходным пунктом процесса формирования общественного мнения является информированность, т.е. обладание определенными знаниями по проблеме. Объем и уровень информированности, непосредственно зависящий от социально экономических и социально политических условий общества, может быть охарактеризован двумя показателями, диапазонам, т.е. некоторой совокупностью разноплановых знаний и глубиной, т.е. количеством сведений по отдельно взятому вопросу.

3. Компетентность. Важная характеристика общественного мнения -компетентность, под которой понимается обладание людьми знаниями и опытом для верной коллективной оценки той или иной проблемы.

В современных условиях нарастания информационных потоков в формировании и выражении общественного мнения огромную роль играют средства массовой информации. Именно с информационным процессом связанны основные этапы формирования общественного мнения:

1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, что связанно с процессом первичного ознакомления человека с какой либо проблемой на уровне информированности;

2) столкновение мнений различных людей, «обработка» одних мнений другими, которая реализуется посредством обмена информацией, обсуждения проблемы;

3) распространение сложившегося «типизированного» мнения в определенном социальном ареале с использованием активных средств информирования населения;

4) воздействие общественного мнения на поведения людей, социальную практику, что проявляется в конкретно предметной деятельности социальных групп.

4. Поведенческий уровень, поступки. Поскольку общественное мнение является духовно-практическим образованием, то, очевидно, в его структуре содержатся элементы, ориентирующие людей на реализацию их мнений в поведенческих актах. К таким элементам следует отнести установку, суть которой заключается в готовности или предрасположенности индивида, группы людей действовать определенным образом. К этому же типу относятся и волевые элементы, в которых отражается сознательная и целевая направленность действий человека.

Таким образом, общественное мнение по своей структуре представляет сложную систему, в которую входят как рациональные, так и эмоциональные, и волевые компоненты.

Характеристики общественного мнения.

Общественное мнение обладает рядом качественных характеристик, в том числе направленностью, интенсивностью, распространенностью, стабильностью и динамичностью, зрелостью.

Направленность фиксирует характер оценочного суждения по основанию «положительно - отрицательно» (одобряющая оценка или осуждающая). Суждения, людей о каком-либо явлении нередко касаются разных его сторон и представляют совокупность различных оценок, которые в итоге могут выражать положительное, отрицательное или сбалансированное отношение людей к действительности. Интенсивность выражает ту или иную степень оценочного суждения по основанию «больше-меньше», например, сильно положительное, слабо отрицательное и т. д.

Общественное мнение в ряде случаев отличается относительной стабильностью, т.е. не изменяется. Стабилизаторами устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Одновременно общественное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой реакции на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей.

Распространенность характеризует масштаб охвата общественного мнения по какому-либо конкретному вопросу определенных групп людей, по их положению в социальной структуре или по принадлежности к географическому, социально-экономическому региону (например, общественное мнение рабочих, общественное мнение трудящихся Украины и т.д.). Распространенность зависит как от объекта, так и от субъекта общественного мнения. Наиболее комплексной характеристикой общественного мнения является зрелость, которая выражает его монолитность, сознательное, единодушное отношение людей, гармоничное сочетание общественных, коллективных и личных интересов.

Функции общественного мнения

В зависимости от социальных последствий воздействия коллективных оценочных суждений людей на их сознание и поведение выделяются следующие функции:

1) регулятивная (регулятор отношений между людьми),

2) воспитательная (осуществление идеологического и социально-психологического воздействия на людей),

3) информационная (общественное мнение является специфическим видом социальной информации) функции.

Все функции общественного мнения можно свести к двум базовым:

1. Общественное мнение как рациональность. Оно играет роль инструмента в процессе формирования и принятия решений в условиях демократии (является явной функцией проводя типологию по Мертону - те объективные последствия, которые помогают системе приспособиться или адаптироваться, которые для участников процесса являются намеренными и осознаваемыми).

2. Общественное мнение как социальный контроль. Его роль заключается в содействии социальной интеграции и в обеспечении достаточного уровня согласия, на которое могут опираться действия и решения.

(Скрытые функции, соответственно, не являются ни намеренными, ни осознаваемыми).

В соответствие с теорией Мертона, основная функция общественного мнения - это социальный контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: