5.1. Пользуясь таблицами №4 и №5, сформировать таблицу исходных данных.
Таблица 5.1.
Вид продукции | 1 квартал | 2 квартал | Стоимость продукции в сопоставимых ценах | ||||
Продано, тыс.шт. | Цена за единицу, руб | Стоимость продукции тыс. руб | Продано, тыс.шт. | Цена за единицу, руб | Стоимость продукции, тыс. руб | ||
q0 | p0 | p0*q0 | q1 | p1 | p1*q1 | p0*q1 | |
А | |||||||
В | |||||||
С | |||||||
Итого |
5.2. Определить индивидуальные индексы:
· для цены;
· для объёма проданного товара.
Индивидуальные индексы цены
В нашем случае цена продукции в текущем периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 13,6% по виду продукции А. Незначительно увеличилась цена продукции В: на 9%, значительное увеличение произошло только с продукцией С: на 80%.
Индивидуальные индексы объёма проданного товара
Объём проданной продукции А увеличился на 5,7%, продукции В на 10% и продукции С уменьшилась на -34,2%.
5.3. Определить общие индексы:
|
|
· физического объёма товарооборота;
· цены;
· товарооборота.
Объяснить экономический смысл каждого из индексов, показать взаимосвязь между ними.
Общий индекс цены
Вывод: цены на всю продукцию предприятия в текущем периоде по сравнению с базисным увеличились на 14,6%.
Общий индекс физического объёма
Вывод: выпуск продукции в текущем периоде по сравнению с базисным уменьшился на 3%.
Общий индекс товарооборота
Проверка:
Вывод: стоимость продукции в среднем по предприятию увеличилась на 11,8% в текущем периоде по сравнению с базисным.
5.4. Определите прирост товарооборота - всего и в том числе за счёт изменения цен и объёма продажи товаров.
Прирост товарооборота или абсолютное изменение стоимости проданной продукции в текущем периоде по сравнению с базисным определяется по формуле:
в том числе:
- За счет изменения цен на отдельные виды продукции
· За счет изменения физического объема продукции
Проверка: -144 – 852 = - 708 тыс.руб.
Таким образом, увеличение стоимости продукции в текущем периоде по сравнению с базисным на 708 тыс.руб. произошло в основном за счет увеличения цен на отдельные виды продукции (852 тыс.руб.), а за счет изменения объема проданной продукции ее стоимость уменьшилась на 144 тыс.руб.
5.5. Определите индекс структурных сдвигов.
Для того, чтобы выяснить, на сколько % изменилась цена на продукцию за счёт структурных сдвигов, необходимо вычислить:
· Индекс постоянного состава – показывает, как в отчётном периоде по сравнению с базисным изменилась средняя цена на продукцию при постоянном объёме реализованной продукции:
|
|
· Вывод: при постоянном объёме продукции цена растёт на 14,9% в отчётном периоде по сравнению с базисным за счёт изменения цен на отдельные виды пр Индекс переменного состава
· Индекс структурных сдвигов – показывает, на сколько % изменяется цена за счёт изменения объёма продукции
Проверка:
Вывод: средняя цена на продукцию предприятия увеличилась на 1,4%. , следовательно, наибольшее влияние на рост цены оказывает изменение объема реализованной продукции.
.
Список использованной литературы
1. Теория статистики: учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой. - М: Финансы и статистика, 2009.
2. Практикум по теории статистики: учебное пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. - М: Финансы и статистика, 2009.
3. Статистический сборник «Муниципальные районы и городские округа Псковской области – социально-экономические показатели», 2010г.
4. Статистический сборник «Муниципальные районы и городские округа Псковской области – социально-экономические показатели», 2013г.
5. Гальдикас Л.Н., Стрикунова Л.И. Методические указания по выполнению курсовой работы: методические указания. – Псков: Издательство ППИ, 2011.