Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Право Древнего Египта




Источники права. Источниками права в Египте были обычаи и законодательство фараонов. Писаные законы появились уже в III тыс. до н.э. Известно три вида египетского законодательства:
1) собственно законы; 2) декреты; 3) наказы. Декрет отличался от закона тем, что в нем обычно даровались какие-либо привилегии, и он имел ограниченное применение (например, действовал строго на определенной территории). По времени возникновения декреты предшествуют законам и наказам: декреты были известны уже в Древнем царстве, тогда как законы и наказы появились в эпоху Среднего царства. Известно, что в Египте составлялись кодификации. Так, в литературном памятнике «Поучение Ипувера» (Среднее царство) упоминались свитки законов судебной палаты. Однако ни одна из египетских кодификаций полностью не сохранилась. Имеются лишь небольшие фрагменты из сборников законов: из законов об арендаторах эпохи Среднего царства; из свода законов, действовавшего при Яхмосе II (VI в. до н.э.).

Регулирование имущественных отношений. Египетское понятие собственности обозначалось термином джет.Оно шире нашего современного представления и могло служить как для обозначения собственности, так и для обозначения владения или пользования вещью. Выделялись различные виды собственности на землю: царская, храмовая, частная. Царские земельные наделы могли передаваться в держание отдельным служащим. Это считалось их имуществом «по должности» в отличие от их личного имущества. За воинские заслуги царская земля могла передаваться как дар во владение всей семьи воина, но за такой надел следовало платить налог в казну. Уже в период Древнего царства земля стала предметом сделок, ее можно было продавать. Но существовали определенные ограничения: земельные наделы обычно передавались в кругу лиц одного социального положения (скажем, допускалась продажа земли от одного пастуха другому пастуху). Только в период Позднего царства утвердилось свободное отчуждение земли, она могла беспрепятственно передаваться любому лицу. Сделки по купле-продаже земли требовали строгого оформления. Обычно после достижения договоренности о цене и оплате за покупку следовала процедура ввода покупателя во владение участком, сопровождавшаяся особым ритуалом. Без этой установленной процедуры право собственности не переходило на нового приобретателя. Помимо этого производилась регистрация нового собственника в поземельных книгах. В Позднем царстве оформление подобных сделок требовало составления ряда письменных документов: помимо купчей на землю оформлялся так называемые «документ удаления» – об отказе в будущем от претензий к новому собственнику.




При заключении договора купли-продажи продавец обязан был дать гарантию от эвикции вещи – от истребования ее настоящим собственником (если вещь была украдена). Земля являлась не только предметом купли-продажи, но и предметом аренды. В Древнем Египте получила распространение краткосрочная аренда земли сроком на один год. Широко использовался наем рабов. При этом владелец раба отвечал за его работоспособность. В случае болезни раба и невыполнении им работы хозяин обязан был возместить полученную за наем оплату в двойном размере. Своеобразием отличался древнеегипетский договор займа. Необычными были средства его обеспечения: в качестве залога можно было передать кредитору мумию отца или всю семейную гробницу. Утрата этих реликвий в случае неуплаты долга являлась большим позором для должника. В отношении должника кредитор мог прибегать к жестким средствам воздействия. Должник, не выплативший долга в срок, обязан был не только уплатить штраф в виде двойной суммы долга, но и подвергался битью палками. Применялась в Египте и долговая кабала.

Брачно-семейное и наследственное право.Для брачно-семейных отношений было характерно сохранение остатков матриархата. В отличие от других древних обществ женщина в Египте занимала достаточно высокое положение. Она могла даже стать фараоном (известно, по меньшей мере, четыре таких женщины-фараона). Брак оформлялся путем договора, составляемого от имени жениха и от имени невесты. Право вполне допускало близкородственные брачные союзы. Фараоны женились на сестрах и даже дочерях. Но такие союзы имели место, видимо, только в царской семье, для других лиц допускались лишь браки между дядей и племянницей. В Древнем Египте получил распространение обычай многоженства, но в гареме первая жена считалась «хозяйкой дома». При заключении брака отец невесты предоставлял приданое. Дальнейшая его судьба определялась брачным контрактом: приданое могло остаться в собственности супруги. Замужняя женщина располагала довольно широкими имущественными правами. Тем не менее, главное место в семье занимал муж, которому предоставлялось право применять к супруге физическое воздействие (но без нанесения ей увечий, что могло стать предметом судебного разбирательства). В случае измены жены муж мог ее убить, сжечь ее труп, а прах сбросить в Нил. Развод между супругами осуществлялся достаточно свободно, он мог состояться и по инициативе мужа, и по инициативе жены.



В Древнем Египте применялись два вида наследования: по закону и по завещанию. Строгого порядка в наследовании по закону не было. Обычно законным наследником считался старший сын, а остальные члены семьи оставались в доме пожизненно. Впрочем, вполне могли осуществляться и семейные разделы. В позднее время стали выделять старшему сыну только 2/3 отцовского имущества. В качестве законных наследников могли выступать не только сыновья, но и дочери наследодателя. Для египетского права была характерна значительная завещательная свобода. В раннее время, по-видимому, круг наследников по завещанию ограничивался родственниками и соседями. Муж вполне мог завещать все свое имущество или его часть своей жене. В эпоху Позднего царства завещания уже могли касаться чужих лиц, не связанных родственными или соседскими узами с наследодателем. Завещания часто оспаривались. Чтобы доказать свое право перед законным наследником, наследник по завещанию должен был заручиться клятвой трех свидетелей, заслуживающих доверия. В состав-лении завещаний и муж, и жена обладали равными правами, если завещание касалось их личного имущества.

Уголовное право. Египетское уголовное право предусматривало широкий круг преступных деяний. Можно выделить следующие их группы по объекту посягательства: 1) религиозные (в том числе посягательства на священных животных, например, убийство кошки); 2) государственные (заговор, мятеж, измена); 3) против порядка управления и суда (изготовление фальшивых денег, подлог, ложный донос); 4) воинские (дезертирство); 5) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 6) имущественные (кража, мошенничество в торговле); 7) против семьи и нравственности (изнасилование, прелюбодеяние жены).

Система наказаний отражала применение принципа талиона. Однако фараон мог смягчить его действие и назначить преступнику другое наказание. Применялось объективное вменение – ответственность без вины. Так, при совершении государственных преступлений наказание распространялось в том числе и на членов семьи преступника, не причастных к совершенному деянию. Право еще не проводило четких различий между умыслом и неосторожностью. Неправильное лечение, примененное врачом и повлекшее смерть пациента, квалифицировалось как умышленное убийство. Одно и то же преступление могло наказываться по-разному. Суровость наказания в случае совершения кражи определялась не только характером похищенного имущества, но и статусом его владельца: чем он выше, тем тяжелее наказание. При определении наказаний египтяне чаще всего руководствовались стремлением внушить страх, главной целью наказания было устрашение. Поэтому наказания часто носили жестокий и изуверский характер, широко применялась смертная казнь в ее квалифицированной форме (сожжение, сажание на кол, отдача на съедение крокодилу). Трупы казненных преступников обычно выставлялись на столбах на стене для публичного обозрения. Смертная казнь могла быть отменена лишь в одном случае: если преступница оказывалась беременной. Кроме смертной казни использовались: телесные наказания членовредительные (ослепление, отрезание носа, ушей, языка, отсечение конечностей) и болезненные (битье палками и плетьми); тюремное заключение; штраф; конфискация имущества; обращение в рабство; каторжные работы; лишение звания и превращение в ремесленника; ссылка; помещение на задворки дома (применялось, видимо, для ложных свидетельниц).

Судебный процесс. Процесс проводился одинаково для уголовных и гражданских дел и в целом носил обвинительный характер. Он начинался по иску потерпевшего, о движении дела должны были заботиться сами стороны. В качестве доказательств привлекались письменные документы, показания свидетелей, клятвы, оракулы. Во время следствия широко применялись пытки (в основном битье палками). Все происходившее на суде фиксировалось в письменной форме (записывалось на папирусе). На процессе египтяне стремились осуществить принцип эквивалентности (равноценности). Обвинение и контробвинение должны были быть равноценны друг другу, что было представлено в египетском искусстве в виде уравновешенных чаш весов. Этот известный символ правосудия появился впервые именно в Египте.

Клятва являлась необходимым элементом судебного разбирательства. Ее должны были произносить как стороны, так и свидетели. В некоторых случаях клятва могла служить безусловным доказательством: так, она позволяла очиститься от обвинения в воровстве. Нередко требовалось также произнесение особой клятвы от стороны, проигравшей процесс – о своем согласии с вынесенным приговором. Ложное произнесение клятвы могло повлечь за собой суровое наказание. Египтяне часто прибегали и к помощи оракула – реакции божества на разбираемое дело. Распространенными видами оракула были знаки, подаваемые статуей бога (движение головы или руки, «голос» божества), что вполне могло устраиваться жрецами. Оракул могли давать и священные животные. Приговор суда до признания обвиняемым своей вины мог быть оспорен. Приговор, вынесенный на основании оракула, мог быть опротестован перед другим божеством или даже в обычном суде, но через определенное время.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 4503; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8572 - | 8146 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.200.74 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.