Инновационные программы на железнодорожном транспорте

Инновационные программы на железнодорожном транспорте включает следующие основные элементы: выбор и оценка приоритетных направлений развития транспортной науки и транспортного производства; формирование целевых программ создания и распространения новых поколений транспортной техники и базовых технологий; разработка программы опережающего развития фундаментальных исследований для нужд транспорта; развитие системы непрерывного образования, - содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединение транспортной науки с производством; создание благоприятных экономических и правовых условий для ускорения научно-технического развития железнодорожного транспорта с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства; организация внутригосударственного (межрегионального) и международного научно-технического сотрудничества транспортников в сфере инноваций.

Инновационная политика на транспорте тесно связана со структурной политикой.

Структурная политиканаправлена на ускоренное развитие наукоемких составных частей железнодорожного транспорта, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической эффективности транспортного производства, на свертывание неэффективных производств.

В результате взаимодействия Вузов МПС, Сибирского отделения РАН с железными дорогами Сибири и Дальнего Востока была разработана и реализована «Программа научно-технического сотрудничества с МПС России по совершенствованию перевозочного процесса и технических средств, при обеспечении снижения эксплуатационных расходов и эффективного использования материальных и энергетических ресурсов на 2000-2002 гг.».

Основное внимание в Программе было уделено:

- внедрению ресурсосберегающих технологий в путевом, вагонном и локомотивном хозяйствах, в службе перевозок;

- работам по совершенствованию технологических процессов управления перевозками с использованием современных средств вычислительной техники;

- внедрению устройств для повышения безопасности движения, улучшения условий и безопасности труда;

- решению задач, связанных с экономией электроэнергии, топлива, материалов;

- выполнению работ, направленных на развитие средств железнодорожной автономии и телемеханики (СЖАТ).

К основным инновационным результатам реализации Программы можно отнести:

- систему контроля потерь и достоверности учета электрической энергии в сетях районов электроснабжения, которая позволяет снизить коммерческую составляющую потерь электрической энергии;

- высокоэластичную муфту для приводов вспомогательного оборудования локомотивов, которые предназначены для передачи крутящего момента и компенсации относительно больших смещений соединяемых валов;

- новые компьютерные технологии для оперативного учета и всестороннего анализа эксплуатационных расходов: автоматизированные рабочие места оператора центра оперативно-технического учета (АРМ ТЧУ), машиниста-инструктора по теплоэнергетике (АРМ ТЧИЭ), дежурного по депо (АРМ ТДЧ), АРМ инженера-теплотехника (АРМ ТС);

- технологию восстановления твердосплавных пластин для повторного использования при обточке колесных пар, что позволило снизить их расход в 1,5-3 раза;

- разработки по совершенствованию конструкций электровозов. Внедрение только 2-скоростных систем привода вентиляторов на электровозе Вл-80, дало значительный эффект;

- программные комплексы первого поколения для обучения и профессиональной аттестации работников вагонного депо и дирекций по обслуживанию пассажиров;

- технологию изготовления отливок и отечественных деталей подвижного состава с повышенными эксплуатационными характеристиками;

- технологию утилизации и переработки отходов на заводах МПС, что позволило получить в год значительную прибыль на извлечении из металлургических шлаков катодной меди;

- технологию и оборудование акустико-эмиссионного контроля и тензометрических измерений подвижного состава и мостовых конструкций, что позволяет автоматически регистрировать дефекты в деталях и оценивать их остаточный ресурс;

- автоматизированную систему управления техническим состоянием искусственных сооружений, что позволяет оценить не только техническое состояние железнодорожных мостов, но и более обоснованно определить сроки текущих и капитальных ремонтов;

- очистку котлов от накипи методом термодинамической активации воды, что позволяет разрыхлять, удалять отложения на внутренних и внешних поверхностях теплообменников, трубопроводов, запорной арматуры, секций радиаторов, улиток и рабочих колес насосов;

- оборудование и технологии диагностики и производства работ для земляного полотна и верхнего строения пути, которые позволяют найти и локализовать ослабленные зоны в грунтовом основании, обнаружить потенциально аварийно-опасные зоны;

- аппаратно-программный комплекс по обеспечению работ при текущем содержании и капитальном ремонте пути, что дает возможность в автоматическом режиме осуществить машинную выправку пути в плане, продольном и поперечном профиле с точностью до 1-2 мм.

Экономический эффект от реализацииуказанной программы составил около 250 млн. рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: