№ п/п | Критерии отбора | Характеристика критерия |
1. | Финансово-экономические | - Стоимость проекта и источники финансирования; - чистая текущая стоимость; - рентабельность (отдача капиталовложений); - внутренний коэффициент эффективности; - период возврата капитальных вложений; - эффект масштаба (экономия на условно-постоянных издержках). |
2. | Нормативные | - правовые критерии; - требования стандартов; - экологические требования; - патентоспособность и иные условия соблюдения прав интеллектуальной собственности. |
3. | Ресурсные | - научно-технические ресурсы (наличие необходимого научно-технического задела, специалистов); - производственные ресурсы (наличие мощностей для производства нового продукта, услуги); - технологические альтернативы (анализ сравнительной эффективности конкурирующих технологий); - финансовые ресурсы (собственные средства для осуществления НИОКР, организации производственного процесса; возможности использования внешних источников финансирования). |
4. | Критерии соответствия факторам успеха | - соответствие проекта стратегическим задачам фирмы; - четкая рыночная ориентация проекта; - преодоление информационных барьеров; - тщательная оценка и отбор проектов; - достаточность средств для проведения НИОКР; - тип инновационного проекта; - мотивация творческих устремлений персонала, - эффективное управление проектом. |
5. | Стратегические критерии | - соответствие проекта корпоративной и инновационной стратегии фирмы; - адекватность степени риска принятым в фирме представлениям; - приемлемость для фирмы сроков достижения целей; - соответствие политическим и социальным условиям; - перспективные возможности развития выбранного научно-технического направления. |
Основные принципы инновационного менеджмента, обеспечивающими эффективность инновации:
|
|
- создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
- нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;
- определение приоритетных направлений инновационной деятельности, исходя из целей и задач предприятия;
- сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование - производство – реализация»;
- максимальное сокращение сроков разработки и внедрения инноваций.
Задачи инновационного менеджмента:
- исследование рынка для новых продуктов, видов услуг (потребности, емкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара, услуг к потребителям);
- прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта, услуг;
|
|
- определение способов продажи нового продукта, услуги;
- исследование конъюнктуры рынка ресурсов;
- нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования;
- проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технологически сложного или рискового продукта, услуги;
- осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта, услуги;
- оценка эффективности и планирование инноваций как инвестиционного проекта;
- анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования; выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, услуги;
- исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта, услуги.
Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью.