ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ <1>
--------------------------------
<1> Работа выполнена в рамках Темплана-2012 ФГБОУ ВПО ПГНИУ по заказу Министерства образования и науки РФ (тема N 6.4662.2011).
Мирских И.Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета.
Мингалева Ж.А., доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Пермского государственного национального исследовательского университета.
Практическая реализация Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - ФЗ N 217), в соответствии с которым в России начали создаваться и действовать малые инновационные предприятия (далее - МИП), достаточно быстро высветила серьезную проблему в их деятельности, решить которую в рамках ФЗ N 217 оказалось невозможным.
|
|
Подведение экономических итогов уже первого года функционирования МИП при вузах показало наличие серьезных ошибок, связанных с использованием интеллектуальной собственности вуза при создании и деятельности МИП по ФЗ N 217. В частности, остро обозначилась проблема опасности возникновения у вузов потерь от неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и интеллектуальной собственности вуза другими юридическими и физическими лицами в коммерческом обороте.
На преодоление этой проблемы направлен Приказ Роспатента от 29 мая 2012 г. N 66 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" (далее - Приказ N 66).
Согласно Приказу N 66 создается система государственного надзора и контроля в сфере правовой охраны РИД гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, и порядка ее использования.
|
|
Сфера регулирования данного нормативного документа распространяется на деятельность организаций, в том числе вузов, выступающих в качестве исполнителей государственных контрактов (договоров), финансируемых за счет бюджетных ассигнований и направленных на выполнение научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ, имеющих гражданское назначение, результаты которых способны стать объектами коммерческой, хозяйственной деятельности и гражданско-правового оборота. Также к субъектам регулирования по Приказу N 66 относятся микропредприятия и малые предприятия, а также предприятия - резиденты особых экономических зон.
В отношении этих субъектов надзора и контроля установлены четкие правила проведения плановых и внеплановых проверок, срок которых не может превышать 20 рабочих дней. В отношении малых предприятий, в том числе МИП, созданных при вузах, Приказом N 66 установлен общий срок проведения плановых проверок, который не может превышать 50 часов в год, в отношении микропредприятий - не более 15 часов в год (п. 10.1 Приказа N 66). Однако в исключительных случаях, обусловленных необходимостью длительных исследований и их особой важностью, что должно быть обосновано должностным лицом, руководящим проведением проверки, срок проведения плановой проверки может быть продлен максимально еще на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - максимально еще на 15 часов (п. 10.2 Приказа N 66).
Предметом проверки правомерности деятельности заказчиков в соответствии с Приказом N 66 является контроль за соблюдением ими обязательных требований, касающихся вопросов охраны и использования РИД в процессе осуществления ими собственной экономической и хозяйственной деятельности. К ним относятся (п. 11.4.4 Приказа N 66):
- возможность и порядок распоряжения правами Российской Федерации на РИД;
- обеспечение защиты прав Российской Федерации на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, в том числе субсидий;
- порядок включения в государственные контракты и договоры, финансирование которых осуществляется государством, конкретных видов, программ, проектов научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ гражданского назначения;
- определение порядка и условий распределения и закрепления прав на РИД между исполнителями;
- осуществление государственного учета РИД, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ гражданского назначения, обеспечение их правовой охраны, а также проведение патентных исследований, в том числе осуществление государственного учета РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации;
- определение порядка и условий использования РИД, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ гражданского назначения, в том числе использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации;
- обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.
В свою очередь, решение о проверке принимается должностными лицами, уполномоченными на ее проведение, на основании фактического исполнения государственного контракта (договора) на проведение научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ, финансирование которого было осуществлено за счет средств федерального бюджета и исполнение которого подтверждено следующим (п. 11.4.8 Приказа N 66):
- фактическим распределением прав на РИД;
- фактическим закреплением прав на РИД в конкретной форме;
- проведением патентных исследований в отношении патентоспособности РИД;
|
|
- получением РИД, способных к правовой охране;
- уведомлением о получении РИД, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны;
- обеспечением правовой охраны созданных РИД;
- соответствием количества РИД, обеспеченных правовой охраной, требованиям государственного контракта (договора);
- представлением заказчику сведений для осуществления государственного учета созданных РИД и актуализации таких сведений;
- практическим использованием созданных РИД в производственной или коммерческой деятельности предприятий.
Вышеизложенное требует усиления внимания со стороны руководства вузов к порядку создания МИП на его основе, к механизму передачи объектов интеллектуальной собственности этим малым предприятиям, к разграничению прав и полномочий по распоряжению и управлению РИД, полученными в процессе деятельности МИП или используемыми ими в их коммерческой деятельности.
Правильно организованная на основе Приказа N 66 и ФЗ N 217 научно-исследовательская деятельность самих вузов и МИП будет способствовать эффективному использованию объектов интеллектуальной собственности в деятельности МИП, созданных при вузах.