Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ




ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ <1>

--------------------------------

<1> Работа выполнена в рамках Темплана-2012 ФГБОУ ВПО ПГНИУ по заказу Министерства образования и науки РФ (тема N 6.4662.2011).

Мирских И.Ю., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета.

Мингалева Ж.А., доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Пермского государственного национального исследовательского университета.

Практическая реализация Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - ФЗ N 217), в соответствии с которым в России начали создаваться и действовать малые инновационные предприятия (далее - МИП), достаточно быстро высветила серьезную проблему в их деятельности, решить которую в рамках ФЗ N 217 оказалось невозможным.

Подведение экономических итогов уже первого года функционирования МИП при вузах показало наличие серьезных ошибок, связанных с использованием интеллектуальной собственности вуза при создании и деятельности МИП по ФЗ N 217. В частности, остро обозначилась проблема опасности возникновения у вузов потерь от неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и интеллектуальной собственности вуза другими юридическими и физическими лицами в коммерческом обороте.

На преодоление этой проблемы направлен Приказ Роспатента от 29 мая 2012 г. N 66 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" (далее - Приказ N 66).

Согласно Приказу N 66 создается система государственного надзора и контроля в сфере правовой охраны РИД гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, и порядка ее использования.




Сфера регулирования данного нормативного документа распространяется на деятельность организаций, в том числе вузов, выступающих в качестве исполнителей государственных контрактов (договоров), финансируемых за счет бюджетных ассигнований и направленных на выполнение научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ, имеющих гражданское назначение, результаты которых способны стать объектами коммерческой, хозяйственной деятельности и гражданско-правового оборота. Также к субъектам регулирования по Приказу N 66 относятся микропредприятия и малые предприятия, а также предприятия - резиденты особых экономических зон.

В отношении этих субъектов надзора и контроля установлены четкие правила проведения плановых и внеплановых проверок, срок которых не может превышать 20 рабочих дней. В отношении малых предприятий, в том числе МИП, созданных при вузах, Приказом N 66 установлен общий срок проведения плановых проверок, который не может превышать 50 часов в год, в отношении микропредприятий - не более 15 часов в год (п. 10.1 Приказа N 66). Однако в исключительных случаях, обусловленных необходимостью длительных исследований и их особой важностью, что должно быть обосновано должностным лицом, руководящим проведением проверки, срок проведения плановой проверки может быть продлен максимально еще на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - максимально еще на 15 часов (п. 10.2 Приказа N 66).

Предметом проверки правомерности деятельности заказчиков в соответствии с Приказом N 66 является контроль за соблюдением ими обязательных требований, касающихся вопросов охраны и использования РИД в процессе осуществления ими собственной экономической и хозяйственной деятельности. К ним относятся (п. 11.4.4 Приказа N 66):



- возможность и порядок распоряжения правами Российской Федерации на РИД;

- обеспечение защиты прав Российской Федерации на РИД, созданные за счет средств федерального бюджета, в том числе субсидий;

- порядок включения в государственные контракты и договоры, финансирование которых осуществляется государством, конкретных видов, программ, проектов научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ гражданского назначения;

- определение порядка и условий распределения и закрепления прав на РИД между исполнителями;

- осуществление государственного учета РИД, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ гражданского назначения, обеспечение их правовой охраны, а также проведение патентных исследований, в том числе осуществление государственного учета РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации;

- определение порядка и условий использования РИД, полученных в ходе выполнения научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ гражданского назначения, в том числе использования РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации;

- обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

В свою очередь, решение о проверке принимается должностными лицами, уполномоченными на ее проведение, на основании фактического исполнения государственного контракта (договора) на проведение научно-исследовательских, технологических, опытно-конструкторских работ, финансирование которого было осуществлено за счет средств федерального бюджета и исполнение которого подтверждено следующим (п. 11.4.8 Приказа N 66):

- фактическим распределением прав на РИД;

- фактическим закреплением прав на РИД в конкретной форме;

- проведением патентных исследований в отношении патентоспособности РИД;

- получением РИД, способных к правовой охране;

- уведомлением о получении РИД, способного к правовой охране, с обоснованием предлагаемого порядка его использования и формы правовой охраны;

- обеспечением правовой охраны созданных РИД;

- соответствием количества РИД, обеспеченных правовой охраной, требованиям государственного контракта (договора);

- представлением заказчику сведений для осуществления государственного учета созданных РИД и актуализации таких сведений;

- практическим использованием созданных РИД в производственной или коммерческой деятельности предприятий.

Вышеизложенное требует усиления внимания со стороны руководства вузов к порядку создания МИП на его основе, к механизму передачи объектов интеллектуальной собственности этим малым предприятиям, к разграничению прав и полномочий по распоряжению и управлению РИД, полученными в процессе деятельности МИП или используемыми ими в их коммерческой деятельности.

Правильно организованная на основе Приказа N 66 и ФЗ N 217 научно-исследовательская деятельность самих вузов и МИП будет способствовать эффективному использованию объектов интеллектуальной собственности в деятельности МИП, созданных при вузах.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 281; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9266 - | 7852 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.188.251 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.