Современные тенденции развития менеджмента

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом обществен­ном развитии. Происходит признание социальной ответственнос­ти менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед от­дельными людьми, работающими в организации.

В управлении экономикой необходимо учитывать следующие глобальные тенденции.

• Численность населения растет высокими темпами; экологи­ческие беды вызывают разные причины, но все они усугубляются высокими темпами роста населения.

• Увеличивается потребление природных ресурсов, часто мало­эффективное и нерациональное; возобновляемые ресурсы (вода, лес, воздух и др.) не успевают при этом восстанавливаться.

• Рост численности населения и расточительное использова­ние природных ресурсов приводят к разрушению окружающей среды, экосистем, потере биологического разнообразия и генети­ческих ресурсов.

• Нерациональное использование ресурсов сопровождается загрязнением атмосферы, воды и почвы такими соединениями, которые разлагаются в течение длительного времени; с увеличе­нием числа источников и видов загрязнения этот процесс ускоря­ется; самая сложная и наиболее опасная проблема — изменение климата и устойчивости систем циркуляции воздушных масс.

Необходим не просто экономический рост, а устойчивое эко­номическое развитие, обеспечивающее в идеале состояние, близ­кое к экономико-экологическому равновесию.

Во второй половине XX в. страны-лидеры (занимающие пер­вые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для кото­рой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главные факторы этих изменений — научно-технический про­гресс и колоссальная концентрация научного и производствен­ного потенциала, особенно в годы Второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, не­посредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производ­ство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы по­требителей, то есть на небольшие по емкости рынки. Это при­вело к невиданному росту предпринимательских структур, об­разованию большого числа малых и средних предприятий, ус­ложнению всей системы связей между организациями, к высо­кой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

В 90-е годы XX в. главное внимание обращалось на человечес­кий или социальный аспект управления: менеджмент был направ­лен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным дей­ствиям, делать их усилия более эффективными. Менеджмент не­отделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; он формирует коммуникации между людьми и определяет индивиду­альный вклад работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отра­жение в принципах менеджмента, формулировка которых показы­вает возросшую роль человека, его профессионализма, личност­ных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, среди важнейших принципов, которы­ми рекомендуется руководствоваться менеджерам, благожелатель­ное отношение ко всем работающим в организации; их ответ­ственность на всех уровнях за успешную деятельность организа­ции; использование коммуникаций (горизонтальных и вертикаль­ных) как внутри организации, так и за ее пределами; создание атмосферы открытости, честности, доверия; содействие реализа­ции талантов и стремление к постоянному совершенствованию как в личной работе, так и в работе организации.

Итогом развития различных школ и подходов стало формиро­вание моделей управления, основными из которых считаются ев­ропейская, американская и японская.

Основные постулаты европейской модели управления следующие:

главная задача — обеспечение эффективного функционирова­ния рыночных механизмов как основы экономической системы страны и благосостояния ее граждан, конкурентные отношения способствуют экономическому прогрессу и повышению произво­дительности труда;

государственная экономическая стратегия социально ориенти­рована и выполняет функцию социального выравнивания, так как большие различия в доходах могут вызвать социальные и полити­ческие проблемы;

для развития производства большая часть доходов должна оста­ваться в руках производителя, а не изыматься государством в виде налогов и сборов; он сам должен заботиться о развитии своего дела, благополучии семьи, и, следовательно, функции социальной благотворительности и государственного распределения льгот и дотаций должны быть ограничены;

по мере роста общественного благосостояния размеры соци­альных пособий должны сокращаться, каждый человек должен обеспечивать свое будущее в годы активной деятельности, накап­ливая сбережения или используя систему пенсионного страхова­ния; чем богаче государство, тем меньше нуждающихся в государ­ственной помощи.

В шведской модели управления главным считается создание сис­темы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности повышения благосостояния как для трудо­способных, так и для нетрудоспособных. С этой целью моделью предусмотрена система следующих государственных мер:

обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;

оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;

создание условий для зарабатывания средств любыми способа­ми, не противоречащими закону;

защита гражданских и политических прав и свобод;

защита от политического преследования и произвола админис­трации;

создание благоприятного социально-психологического клима­та как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных об­разованиях;

обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Специфические особенности американской модели управления следующие:

четкая формализация структуры управления;

ориентация кадровой политики на индивидуальные навыки и инициативу, подбор работников на рынке труда через сеть уни­верситетов и школ бизнеса;

зависимость оплаты труда от индивидуальных результатов, зас­луг работника, производительности его труда;

индивидуальная ответственность менеджера;

ориентация на узких специалистов;

самофинансирование.

Японская модель управления по основным параметрам отличает­ся от американской:

гибкий неформальный подход кпостроению структуры управ­ления;

подготовка и обучение внутри фирмы без отрыва от производ­ства, широкое использование труда выпускников вузов и школ;

зависимость оплаты труда от возраста, стажа, показателей дея­тельности группы и т. д. (так называемая уравнительная зарплата);

коллегиальная ответственность за принимаемые решения;

ориентация на руководителей универсального типа;

широкое привлечение заемных средств.

Для современного российского менеджмента характерны сле­дующие особенности:

преобладание в организациях вертикальных, формальных свя­зей и отношений, пирамидальных, иерархических организацион­ных структур; недооценка горизонтальных связей и отношений, мягких структур; слабые учет современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций, ориен­тированных на рынок, и т. д.;

командная система — руководители нередко подавляют иници­ативу подчиненных; это мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства;

менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, норовят все сделать сами, лично контролировать; причины этого — недове­рие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менед­жеров;

крайне мало сотрудников привлекается к управлению органи­зациями и подразделениями; это не позволяет в должной мере учитывать знания и опыт работников, которые зачастую лучше менеджеров знают проблемы и видят пути их решения непосред­ственно в производстве (коммерции);

слепое копирование западных методов управления организа­цией;

отсутствие гибкости у высшего менеджмента — директора мно­гих организаций стремятся действовать по привычке, не умеют быстро реагировать на изменения внешних и внутренних факто­ров, влияющих на положение организаций, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;

слабое знание и учет в хозяйственной деятельности российс­ких, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;

отсутствие сложившихся норм деловой этики бизнеса, наруше­ние предпринимателями элементарных этических правил при осу­ществлении бизнес-операций;

недостаток глубоких знаний о рынке, экономике и самом ме­неджменте как науке управления; большинство менеджеров рабо­тает по принципу: любой ценой заработать как можно больше де­нег сегодня, это приводит к появлению фирм-однодневок, ничего не дающих обществу;

зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от квалификации и ре­зультатов работы;

неуважение к людям и игнорирование этики управления: ра­ботники во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства, они могут быть уволены без объяснения причин и выплаты заработанных денег; сделки, а следовательно, и деньги могут быть присвоены руководством и поделены между ним и основным «костяком» сотрудников и т. д.; обман и грубость стали нормой поведения некоторых руководителей, особенно это касается так называемых «пульсирующих» фирм, которые посто­янно набирают, а затем через короткий промежуток времени увольняют сотрудников без оплаты их труда;

низкий уровень механизации, автоматизации и компьютериза­ции управленческих процессов, хотя здесь наблюдается некото­рый прогресс.

Можно сделать вывод, что пока российская модель управления лишь формируется.

Контрольные вопросы и задания

1.Расскажите об эволюции управленческой мысли.

2.Каковы современные концепции менеджмента?

3.В чем суть концепции научного управления?

4.Каково содержание концепции административного управления?

5.Расскажите о концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений.

6.В чем суть концепции управления с позиций науки о поведении?

7.Как развивалась управленческая мысль в России?

8.Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в об­ласти управления?

9.В чем с позиций сегодняшнего дня слабые и сильные стороны отечествен­ных концепций управления?

10.Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой полови­ны XX в., можно без корректировки применить сегодня на практике?

11.Каковы особенности менеджмента на современном этапе?

12.Назовите основные положения американской и японской моделей управ­ления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: