Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации.
В управлении экономикой необходимо учитывать следующие глобальные тенденции.
• Численность населения растет высокими темпами; экологические беды вызывают разные причины, но все они усугубляются высокими темпами роста населения.
• Увеличивается потребление природных ресурсов, часто малоэффективное и нерациональное; возобновляемые ресурсы (вода, лес, воздух и др.) не успевают при этом восстанавливаться.
• Рост численности населения и расточительное использование природных ресурсов приводят к разрушению окружающей среды, экосистем, потере биологического разнообразия и генетических ресурсов.
• Нерациональное использование ресурсов сопровождается загрязнением атмосферы, воды и почвы такими соединениями, которые разлагаются в течение длительного времени; с увеличением числа источников и видов загрязнения этот процесс ускоряется; самая сложная и наиболее опасная проблема — изменение климата и устойчивости систем циркуляции воздушных масс.
|
|
Необходим не просто экономический рост, а устойчивое экономическое развитие, обеспечивающее в идеале состояние, близкое к экономико-экологическому равновесию.
Во второй половине XX в. страны-лидеры (занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главные факторы этих изменений — научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы Второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, то есть на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий, усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.
|
|
В 90-е годы XX в. главное внимание обращалось на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент был направлен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными. Менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; он формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом.
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, среди важнейших принципов, которыми рекомендуется руководствоваться менеджерам, благожелательное отношение ко всем работающим в организации; их ответственность на всех уровнях за успешную деятельность организации; использование коммуникаций (горизонтальных и вертикальных) как внутри организации, так и за ее пределами; создание атмосферы открытости, честности, доверия; содействие реализации талантов и стремление к постоянному совершенствованию как в личной работе, так и в работе организации.
Итогом развития различных школ и подходов стало формирование моделей управления, основными из которых считаются европейская, американская и японская.
Основные постулаты европейской модели управления следующие:
главная задача — обеспечение эффективного функционирования рыночных механизмов как основы экономической системы страны и благосостояния ее граждан, конкурентные отношения способствуют экономическому прогрессу и повышению производительности труда;
государственная экономическая стратегия социально ориентирована и выполняет функцию социального выравнивания, так как большие различия в доходах могут вызвать социальные и политические проблемы;
для развития производства большая часть доходов должна оставаться в руках производителя, а не изыматься государством в виде налогов и сборов; он сам должен заботиться о развитии своего дела, благополучии семьи, и, следовательно, функции социальной благотворительности и государственного распределения льгот и дотаций должны быть ограничены;
по мере роста общественного благосостояния размеры социальных пособий должны сокращаться, каждый человек должен обеспечивать свое будущее в годы активной деятельности, накапливая сбережения или используя систему пенсионного страхования; чем богаче государство, тем меньше нуждающихся в государственной помощи.
В шведской модели управления главным считается создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности повышения благосостояния как для трудоспособных, так и для нетрудоспособных. С этой целью моделью предусмотрена система следующих государственных мер:
обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;
оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;
создание условий для зарабатывания средств любыми способами, не противоречащими закону;
защита гражданских и политических прав и свобод;
защита от политического преследования и произвола администрации;
создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Специфические особенности американской модели управления следующие:
четкая формализация структуры управления;
ориентация кадровой политики на индивидуальные навыки и инициативу, подбор работников на рынке труда через сеть университетов и школ бизнеса;
|
|
зависимость оплаты труда от индивидуальных результатов, заслуг работника, производительности его труда;
индивидуальная ответственность менеджера;
ориентация на узких специалистов;
самофинансирование.
Японская модель управления по основным параметрам отличается от американской:
гибкий неформальный подход кпостроению структуры управления;
подготовка и обучение внутри фирмы без отрыва от производства, широкое использование труда выпускников вузов и школ;
зависимость оплаты труда от возраста, стажа, показателей деятельности группы и т. д. (так называемая уравнительная зарплата);
коллегиальная ответственность за принимаемые решения;
ориентация на руководителей универсального типа;
широкое привлечение заемных средств.
Для современного российского менеджмента характерны следующие особенности:
преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур; недооценка горизонтальных связей и отношений, мягких структур; слабые учет современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций, ориентированных на рынок, и т. д.;
командная система — руководители нередко подавляют инициативу подчиненных; это мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства;
менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, норовят все сделать сами, лично контролировать; причины этого — недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров;
крайне мало сотрудников привлекается к управлению организациями и подразделениями; это не позволяет в должной мере учитывать знания и опыт работников, которые зачастую лучше менеджеров знают проблемы и видят пути их решения непосредственно в производстве (коммерции);
|
|
слепое копирование западных методов управления организацией;
отсутствие гибкости у высшего менеджмента — директора многих организаций стремятся действовать по привычке, не умеют быстро реагировать на изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на положение организаций, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;
слабое знание и учет в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;
отсутствие сложившихся норм деловой этики бизнеса, нарушение предпринимателями элементарных этических правил при осуществлении бизнес-операций;
недостаток глубоких знаний о рынке, экономике и самом менеджменте как науке управления; большинство менеджеров работает по принципу: любой ценой заработать как можно больше денег сегодня, это приводит к появлению фирм-однодневок, ничего не дающих обществу;
зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от квалификации и результатов работы;
неуважение к людям и игнорирование этики управления: работники во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства, они могут быть уволены без объяснения причин и выплаты заработанных денег; сделки, а следовательно, и деньги могут быть присвоены руководством и поделены между ним и основным «костяком» сотрудников и т. д.; обман и грубость стали нормой поведения некоторых руководителей, особенно это касается так называемых «пульсирующих» фирм, которые постоянно набирают, а затем через короткий промежуток времени увольняют сотрудников без оплаты их труда;
низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих процессов, хотя здесь наблюдается некоторый прогресс.
Можно сделать вывод, что пока российская модель управления лишь формируется.
Контрольные вопросы и задания
1.Расскажите об эволюции управленческой мысли.
2.Каковы современные концепции менеджмента?
3.В чем суть концепции научного управления?
4.Каково содержание концепции административного управления?
5.Расскажите о концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений.
6.В чем суть концепции управления с позиций науки о поведении?
7.Как развивалась управленческая мысль в России?
8.Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в области управления?
9.В чем с позиций сегодняшнего дня слабые и сильные стороны отечественных концепций управления?
10.Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины XX в., можно без корректировки применить сегодня на практике?
11.Каковы особенности менеджмента на современном этапе?
12.Назовите основные положения американской и японской моделей управления.