Внутренние факторы — это ситуационные переменные внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, внутренние переменные в основном результат управленческих решений. Однако это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере, нельзя преодолеть, отказавшись от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив так, организация поставит под угрозу свое существование. Вместо этого руководство признает неблагоприятное воздействие конвейера на работников и производительность и принимает меры, снижающие его.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, — это цели, структура, задачи, технология и люди.
1. Цели. Организация — это группа людей с осознанными общими целями. Ее можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. В ходе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.
|
|
Цели могут быть самыми разнообразными, особенно в организациях различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на производстве определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — затрат и получаемой прибыли. Эта задача отражена в таких целях, как рентабельность и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие организации не стремятся получать прибыль, их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.
Крупные организации имеют множество целей. Для того чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие цели руководства.
2. Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет то или иное подразделение для организации в целом, например маркетинг, производство, обучение персонала, планирование. Структурные переменные будут подробно рассмотрены ниже. Здесь же сосредоточим внимание на двух основных концепциях, имеющих отношение к структуре: специализированном разделении труда и сфере контроля.
|
|
В большинстве организаций разделение труда не означает случайное распределение процессов между работниками. Специализированное разделение труда — это закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше с точки зрения организации как единого целого. В данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, применяется горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика, специалистов обычно группируют по функциональным областям. Как конкретно осуществить разделение труда в организации — вопрос, который относится к самым существенным в управлении. Выбор функциональных областей определяет основную структуру и в значительной степени — возможности успешной деятельности. Целесообразность способов разделения работы между людьми — сверху вниз, до самого первого уровня — во многих случаях определяет конкурентоспособность организации.
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает иерархию управленческих уровней. Центральная характеристика этой иерархии — формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое число людей, мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, можно говорить о многоуровневой структуре.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не являются показателем ее размера.
3. Задачи организации. Еще одно направление разделения труда в организации — формулирование задач. Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность предполагает решение ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполнена таким способом и в такие сроки, как предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно подразделяют на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем), информацией. Два других важных момента в работе — частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. В общем можно сказать, что управленческая работа носит повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода от низшего уровня к высшему.
С исторической точки зрения изменения в характере и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач быстро нашла применение во многих простых операциях. С давних пор существовала тенденция углубления специализации и тем самым дробления всей работы на более мелкие операции. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач глубокой и сложной.
4. Технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами. Однако ряд специалистов под ней понимают сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
|
|
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задач включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий. В результате этих и более поздних инноваций технология и задачи стали сильно влиять на эффективность. Рассмотрим классификации, отражающие взаимоотношения задач и технологий.
Классификация технологии по Вудворд. Из существующих систем классификации технологий наиболее известна система Джоан Вудворд — британской исследовательницы управления. Изучая производственные фирмы, она обнаружила, что все технологии можно разделить на три категории.
1.Единичное, малосерийное или индивидуальное производство, в котором одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом.
2.Массовое или крупносерийное производство — применяется при изготовлении большого числа изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Для такого типа производства характерны механизация, использование стандартных деталей и конвейерного способа сборки. Почти все потребительские товары изготавливают на базе технологии массового производства.
3.Непрерывное производство — используется для изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах с помощью автоматизированного оборудования, которое работает непрерывно.
|
|
Классификация технологии по Томпсону. Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал систему, отличающуюся от предыдущей, но не противоречащую ей. По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории.
1. Многозвенные технологии — характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства — типичный образец такого вида технологии.
2. Посреднические технологии — их особенность во встречах групп людей, например клиентов или покупателей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Рис. Рис. 3. Взаимосвязь внутренних переменных
3. Интенсивные технологии — характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Пример такой технологии — монтаж фильма.
Категории, предложенные Томпсоном, не так уж сильно расходятся с категориями Вудворд. Многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства; интенсивные — индивидуальным. Их цель — достижение максимальной гибкости производства. Посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными и технологиями массового производства. Ими в основном пользуются, когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация. Следует отметить, что ни один тип технологий не может считаться лучшим, каждый имеет преимущества и соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Покупатели определяют окончательную пригодность данной технологии, когда делают свой выбор.
5. Люди. Руководство достигает целей организации через деятельность работников. Следовательно, люди — это центральный фактор в любой модели управления.
Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; поведение руководителя, менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложны. То, как ведет себя человек в обществе и на работе, — следствие сложного сочетания индивидуальных характеристик личности (способностей, одаренности, потребностей, восприятия, ценностей и др.) и внешней среды. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Следовательно, руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В совокупности они рассматриваются как социотехнические системы (рис. 3).
Изменение одной из переменных в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например технологии, необязательно приведет к повышению производительности труда, если изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например на людях.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие внешней среды.
2.Назовите основные факторы среды прямого воздействия.
3.Перечислите основные факторы среды косвенного воздействия.
4.В чем различие сред прямого и косвенного воздействий?
5.Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству?
6.Какие существуют основные концепции, имеющие отношение к структуре организации?
7.Какие основные типы технологий вы знаете?
8.В чем взаимосвязь внутренних переменных?