Развитие представлений о предпринимательстве

Раздел 10. Психология предпринимателя. Личностные качества успешного предпринимателя

Последовательность выполнения бизнес-планов

Учет неопределенности и риска при оценке эффективности инвестиционных проектов

Учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов

Основные показатели эффективности инвестиционных проектов

Методы оценки инвестиций

Базовые элементы подготовки инвестиционных проектов

Раздел 9. Бизнес-планирование, основные направления его реализации

Социально-экономическая среда предпринимательской деятельности

Раздел 7. Практический маркетинг и продажи

Раздел 6. Банки и кредитование предпринимательства

Раздел 5. Основы налогообложения и бухгалтерского учета

Раздел 4. Экономика и менеджмент предприятия

Раздел 3. Учредительные документы и регистрация предпринимательства. Использование наемного труда

Раздел 2. Организационно-правовые основы предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Экономическое содержание предпринимательства

1.1.Развитие представлений о предпринимательстве

1.2.Грани содержания предпринимательской деятельности

2.1.Организационно-правовые формы предпринимательства

2.2. Индивидуальное предпринимательство как организационно-правовая форма

2.3. Собственность. Формы реализации собственности

2.4. Ответственность в сфере предпринимательской деятельности

2.5.Особенности реализации малого предпринимательства

3.1. Условия и принципы создания собственного дела. Начальный капитал.

3.2. Учредительные документы и регистрация предпринимательства.

3.3. Правовые основы использования наемного труда и система оплаты труда

4.1. Предприятие в современной экономике

4.2. Основные и оборотные средства предприятия

4.3. Управление трудовыми ресурсами предприятия

4.4. Управление затратами предприятия

4.5. Доходы и расходы предприятия. Управление финансовыми ресурсами

4.6. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

4.7. Предприятие и рынок ценных бумаг

5.1. Базисные элементы налоговой системы в РФ

5.2. История и начала бухгалтерского учета

6.1. История и современные операции банков

6.2. Кредитование предпринимательства

7.1. Необходимость маркетинга. Задачи, принципы, функции и виды маркетинга

7.2. Инструментарий маркетинговых исследований

7.3. Разработка плана (программы) маркетинга

7.4. Реклама

7.5. Техника продаж

Раздел 8. Среда предпринимательской деятельности и институты поддержки малого предпринимательства

2. Институты, основные направления, формы и инфраструктура поддержки малого предпринимательства в стране и Ростовской области

10.1. Характеристики психотипа предпринимателя. Типы предпринимателей

10.2. Психологический портрет успешного предпринимателя

Раздел 1. Экономическое содержание предпринимательства

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С развитием капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки[1].

Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, сам трудится на своём предприятии. Такая форма реализации предпринимательства, как правило, преобладала в период становления капиталистического товарного производства. Заметим, что предприниматель может быть собственником или менеджером корпорации, но объединяются ли эти различные функции в одном лице или нет, зависит от природы рынков капитала и форм индустриальной организации.

Зарождение российского предпринимательства происходило в Киевской Руси. Преобладающей формой предпринимательской деятельности была торговля и различного рода промыслы. Наибольшее развитие предпринимательство получило в годы правления Петра 1 (1689-1725)[2]. Дальнейшее развитие предпринимательства как инновационной деятельности сдерживалось условиями крепостного права. Переломным моментом в эволюции предпринимательской деятельности в России считается начало 19 века. Если в 18 веке развитие предпринимательства инициировали государственные заказы, то в 19 веке появились первые признаки экономической свободы[3]. В советский период усиление бюрократизации и принудительность поведения основных производителей, законодательные запреты предпринимательства обусловили в конечном итоге статичность и инерционность экономики. Долгое время считалось, что замена материальных и других стимулов, необходимых менеджерам и рабочим для побуждения их к достижению высокой производительности в производстве, следованием принципам экономического планирования приведет к высокой эффективности. Однако этого было недостаточно для развития подлинно экономических основ хозяйствования, более того, неэффективность централизованного планирования явилась частично следствием несовершенства осуществленной замены самостоятельных производителей управленцами и исполнителями.

Причинами, затруднявшими реализацию предпринимательства в России как продуктивной, преобразующей деятельности выступали[4]:

1) ограничение свободы производителей (менеджеры, которые работали в рамках технико-индустриального плана, диктуемого сверху, подвергались, как правило, влиянию бюрократов, а вследствие этого неохотно стремились модернизировать фирмы);

2) недостаток финансовых средств;

3) отсутствие конкуренции как фактор медленного роста инновационности;

4) информационный голод.

Между тем, произошедший в тот период в странах с рыночной экономикой, ренессанс предпринимательства был обусловлен рядом факторов, среди которых:

1) технологические: повышение уровня образования, преобладание роли информации, достижений НТР, широкое внедрение компьютерной технологии;

2) экономико-организационные: рост доходов, усиление рыночных начал, усложнение индивидуальных и общественных потребностей, развитие многообразия потребительских товаров;

3) политические: перерастание корпоративного капитала в смешанное общество с большей степенью экономической свободы, характерной экономике постиндустриального типа.

Несмотря на расширение сфер предпринимательства в современном мире и его глубокие исторические корни, актуальным в научном теоретизировании представляется осуществление сравнительного анализа классических и современных теорий предпринимательства, раскрывающих содержание предпринимательской функции.

В 18-19 веках в работах Р. Кантильона, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смита, Ж.-Б. Сэя в оборот было введено понятие предпринимательской функции, но вплоть до сегодняшнего дня сохраняется полисемантизм категории «предпринимательство», выраженный в сосуществовании различных, не только дополняющих, но и исключающих друг друга взглядов, которые отличаются наличием основных и второстепенных признаков, характеризующих предпринимательство, с одной стороны, как активную, продуктивную деятельность, с другой - как фактор производства, но особого рода, обладающего способностью находить наиболее оптимальную (рациональную) комбинацию остальных факторов производства, с третьей - как особую социальную группу людей, обладающих рядом специфических качеств (предпринимательских способностей).

Типичными идентификационными признаками предпринимательства являются: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли и капитализацию дохода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельность, принятие риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, новаторское управление производством (фирмой) и др.

Принятое в западной литературе разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую отражает весь эклектичный набор экономических, организационных, психологических признаков. Международный опыт развития предпринимательства получил свою реализацию в категориальном осмыслении теории предпринимательства, начиная с понятий «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательский риск», «предпринимательский доход» и т.д. С сущностно-функциональной позиции все основные смысловые дефиниции категории «предпринимательство» рассматриваются в диапазоне от «праздного класса» по Т. Веблену до «основного феномена экономического развития, его главной движущей силы» по Й. Шумпетеру.

Результатом историко-генетического исследования теорий предпринимательства явились четыре ключевые интерпретации предпринимательства, расширяющие значение предпринимательской функции. Первая из них, появившаяся еще в 18 веке, была связана с предпринимательским риском. Анализ методологических подходов, реализованных представителями классической политической школы показал, что предпринимательская деятельность не рассматривалась в качестве предмета научного осмысления. А. Смит представлял экономику как саморегулирующийся механизм, где предпринимательству отводилось обособленное место. Д. Рикардо считал, что предприимчивость свойственна, прежде всего, капиталистам и фермерам. По мнению Д. Рикардо, фабрикант и фермер должны получать не только прибыль, но и вознаграждение за риск, связанный с производственным и коммерческим размещением капитала. Представители классической экономической школы, по существу, отождествляли функционирующего капиталиста в сфере производства и предпринимателя, т.е. термин «предприниматель» рассматривался как синоним понятия «собственник предприятия». Идеи основного методолога экономической науки К. Маркса созвучны общим концептуальным положениям классической школы и получили свою реализацию в «Капитале», где обоснован механизм инновационного воспроизводства промышленного капитала как объективного процесса формирования и присвоения прибавочной стоимости. Разграничивая капитал-собственность и капитал-функцию, Маркс сводил роль капиталиста, функционирующего в сфере производства, к эксплуатации наемного труда и отождествлял эту деятельность с предпринимательской. По Марксу, предпринимателю (функционирующему капиталисту) отводилась пассивная роль (отождествление роли «функционирующего капиталиста» и «денежного капиталиста»), поскольку предпринимательской функцией является лишь авансирование капитала, а роль капиталиста сводится к эксплуатации труда.

Предприниматель как субъект деятельности, склонный к риску, рассматривался в работах Р. Кантильона. Предприниматель по существу определялся им как субъект рыночных отношений, обладающий способностями: предвидеть, рисковать, брать ответственность на себя за решения в стандартных и рисковых ситуациях. Причем, риск рассматривался как главная отличительная черта предпринимательской деятельности, а предпринимателем является любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовностью к потерям. Таким образом, важнейшей отличительной функцией предпринимателя является функция несения риска. К последователям этого течения можно отнести И. Тюнена и Г. Мангольдта - представителей немецкой классической школы 19 века, а также американского экономиста Ф. Найта, рассматривавшего готовность к риску как устойчивую характеристику предпринимателя. Она органически связана с его естественно-психологическими качествами: с активностью, импульсивностью, предрасположенностью к новациям; со стремлением к успеху, лидерству; со стрессоустойчивостью, ориентацией на независимость, экономическую свободу и творческую продуктивность; с умением оперативно находить и анализировать информацию, трезво оценивать свои возможности, состояние окружающей среды. Другим важнейшим идентификационным признаком предпринимательства является неопределенность экономической среды. История развития предпринимательства показывает, что успеха, как правило, добиваются те, кто вовремя сориентировались в потоке новых идей, распознав самые прогрессивные и наиболее эффективные методы организации и внедрив их на своих производствах. Неблагоприятные воздействия на результаты предпринимательской деятельности могут быть компенсированы мерами превентивного содержания: созданием резервных фондов, страхованием, хеджированием. Однако не все неопределенности можно измерить. И лишь та неопределенность, сопряженная с риском, которая способна создать дополнительный доход, является внутренней чертой, характеризующей уникальные способности предпринимателей, которыми обладают, как показывает статистика, 10% взрослого населения. Второй отличительной предпринимательской функцией является функция принятия предпринимательских решений в условиях экономической неопределенности.

Личностный потенциал предпринимателя, в том числе его способность к разумному риску, реализуется в процессе создания предпринимательского дохода. Следовательно, значимой функцией предпринимателя является стремление к извлечению предпринимательского дохода. Так, в работе «Изолированное государство», И. Тюнен определил прибыль предпринимателя как доход, остающийся от валовой прибыли деловой операции после уплаты процента на инвестированный капитал, платы за управление и страховой премии по исчисляемым рискам потерь. Вознаграждение предпринимателя является, таким образом, платой за приятие на себя всех рисков. Прибыль может рассматриваться как один из мотивационных принципов развития предпринимательства: «Мотив получения прибыли, который побуждает предпринимателей как можно лучше обслуживать потребителей, является первым принципом внутренней организации любого торгового или промышленного предприятия»[5]. Определенный вклад в трактовку предпринимательского дохода внес К. Маркс. По Марксу предпринимательский доход - это прибыль, получаемая предпринимателем после выплаты процента за кредит из общей массы прибыли, созданной функционирующим капиталистом: «В противоположность проценту, который необходимо выплачивать из валовой прибыли кредитору, приходящаяся на его долю остальная часть прибыли необходимо принимает, таким образом, форму промышленной, соответственно торговой, прибыли, или, употребляя выражение, охватывающее и ту и другую, принимает форму предпринимательского дохода»[6].

Существенный вклад в научно-теоретическое обоснование функций и черт предпринимательства внес Й. Шумпетер. В качестве основной отличительной черты предпринимательства он выделял инновационность. Он рассматривал связь предпринимательства с динамической неопределенностью, а предпринимателя - как центральный элемент, стимулирующий экономический потенциал общества. Согласно Шумпетеру источником экономического развития как циклического процесса структурных изменений является инновационная деятельность предпринимателя. Шумпетеровское определение инноваций (нововведений) чрезвычайно емко и включает, помимо технических нововведений, также организационные, управленческие и маркетинговые инновации, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Он проводит четкое различие между изобретением и инновацией, то есть между оригинальной идеей нового продукта или технологического процесса, составляющей предмет изобретения, и переводом этой идеи в коммерчески реализуемое нововведение.

Шумпетер утверждал, что в экономике, где отсутствует технический прогресс, устанавливается повторяющийся, рутинный экономический процесс, при котором нет неопределенности будущего, все экономические изменения сводятся к инновациям. Основу экономического развития определяет особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать «новую комбинацию факторов, запасов средств производства»[7], «а в более общем смысле - использование новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности»[8]. Таким образом, инновационная деятельность отождествляется с предпринимательской, а предприниматель является источником всех динамических изменений в экономике.

Теория инноваций Й. Шумпетера сводится к трем целевым мотивам:

1) потребность в господстве, власти, влиянии;

2) воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой;

3) радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Предприниматель создает дополнительные импульсы производства, нарушая равновесное состояние в экономике, приводит ее к дисбалансу между производственными возможностями и возникающими потребностями (желаниями) в организации нового производства, т.е. предприниматель рассматривается как элемент, вызывающий неравновесие в рамках рыночной системы. В свою очередь различного рода инновационные факторы создают диспропорции и на любом рынке. Например, на рынке труда нарушается равновесие между существовавшим предложением труда и возникшим новым спросом вследствие использования новейших технологий и улучшения организации труда, что в целом сокращает количество занятых и ведет к снижению затрат на заработную плату, к экономии издержек. Однако можно предположить, что в какой-то период времени на рынке установилось неравновесное состояние, нарушен баланс интересов производителей и потребителей, что было достигнуто вследствие предпринятой реализации предпринимательской идеи, и тогда дальнейшее развитие предполагает подключение системы рыночных саморегуляторов, в число которых входит предпринимательство.

Синтез теоретических взглядов представителей неоавстрийской школы экономического анализа и ранних подходов к развитию теории предпринимательской функции выразился в трансформации монофункциональности предпринимательской роли к созданию полифункциональной модели предпринимательства.

По мнению Л. Мизеса, предприниматель сосредоточивает внимание в направлении перспективных, рентабельных форм хозяйствования, а поскольку результатом деятельности, выводящей экономику из неравновесия, выступает объем удовлетворенных потребностей, то можно заключить, что функция предпринимателя состоит в способности стимулировать уровень благосостояния, отражающий удовлетворенность от производства новых комбинаций товаров, от создания новых рабочих мест, общественного богатства с учетом меркантильного интереса как побудительного мотива любой предпринимательской деятельности и т.п.

Неоавстрийская школа в лице Л. Мизеса, Ф. Хайека и особенно И. Кирцнера представляет новое направление в развитии теории предпринимательства, центральной идеей которой является положение о том, что предприниматель «создается на почве неравновесия, и его деятельность обеспечивает тенденцию к равновесию»[9].

По мере того, как основной бизнес приобретает рутинные очертания, предпринимательская функция ослабевает. Так, по мнению И. Кирцнера, необходимо учитывать функцию предпринимателя, выраженную в совокупности умений извлечения возможности максимального получения дохода из всякого несоответствия рыночных сил. Таким образом, основная роль предпринимателя и заключается в способности добиваться регулирования экономической системы, т.е. предприниматель представляет собой уравновешивающую силу. Иначе, предприниматель, имея передовую идею, активизирует развитие какого-либо производства, способствуя позитивным эффектам в экономике, ведущим к достижению равновесия. Предпринимательские способности в данном случае рассматриваются как движущие силы наравне с другими уравновешивающими факторами. Это означает, что всякие неравновесные ситуации способствуют возникновению нереализованных предпринимательских идей и способностей для извлечения прибыли.

Таким образом, дальнейшее развитие теоретических исследований сущности предпринимательства отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала.

В развитии предпринимательства и в конкретизации его терминологии важное значение отводится предпринимательству как фактору производства. Согласно Ж.-Б. Сэйю предпринимательство определялось как процесс оперирования факторами производства - извлечение их в одном месте, где их использование малопроизводительно и перемещение в другой производство, где эти факторы способны обеспечить наибольший доход. Комбинирование факторов производства как основное содержание деятельности предпринимателя получило дальнейшую конкретизацию в рамках марксизма в форме соединения вещественных и личностных факторов.

А. Маршалл использовал понятие комбинации факторов в связи с замещением одной комбинации факторов производства другой, например, в пределах отдельной фирмы. Принцип замещения выражал прогресс технологии и организационной структуры на каждом отдельном предприятии – по мере технологического совершенствования одна комбинация факторов производства сменяется более совершенной структурой.

Дальнейшее развитие концепция соединения факторов производства нашла свое отражение в теории перезамещения и координации ограниченных ресурсов, разработанной Т. Шульцем. Согласно этой теории предприниматель принимает решения как судья, устанавливающий правила игры, так как наиболее рационально и выгодно (с точки зрения общества) ресурсы будут распределены при условии выбора наилучшей из альтернативных их комбинаций и способов соединения факторов производства с целью максимизации предпринимательской выгоды. Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Самой очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность выше и где они принесут наибольший доход. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и способствует поступательному развитию общественных производительных сил.

Проведенный анализ сущности предпринимательства показал, что наиболее обоснованной является теория, в соответствии с которой предпринимательство рассматривается как деятельность, объединяющая все предпринимательские функции:

- соединение факторов производства (Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл);

- принятие управленческих решений (М. Кассон);

- инновационность деятельности (Й. Шумпетер);

- несение риска (Р. Кантильон, Й. Тюнен, Ф. Найт);

- осуществление деятельности, обеспечивающей достижение равновесия (И. Кирцнер);

- комбинирование факторов производства и перераспределение экономических ресурсов (Т. Шульц).

Функции предпринимательства

Ресурсная: 1) По Марксу – авансирование капитала, 2) По Ж.-Б. Сэйю, А. Маршаллу - соединение факторов производства; 3) По Т. Шульцу - перезамещение и координация ограниченных ресурсов
Творческая: 1) По Й. Шумпетеру – инновационная деятельность 2) По Л. Мизесу, Ф. Хайеку, И. Кирцнеру – функция приведения рынка в состояние равновесия 3) По И. Кирцнеру - стремление использовать перспективную возможность получения дохода
Организаторская: 1) По Р. Кантильону - несения предпринимательского риска; 2) По Ф. Найт – функция принятия предпринимательских решений в условиях экономической неопределенности 3) По И. Тюнену, К. Марксу - стремление к извлечению предпринимательского дохода

·

·

·

·

·

·


Рисунок 1.1. Классификация функций предпринимательства

Современный этап развития содержания предпринимательской функции связан с переносом акцента на управленческий аспект, на внерыночный уровень анализа проблем предпринимательства. В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной, независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, являющегося стержнем предпринимательской деятельности. Такое понятие было введено в оборот американским исследователем Г. Пиншо и отражает тот факт, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации деятельности внутренних подразделений. Стратегия внутрифирменного предпринимательства произвела революционные изменения в менеджменте развитых стран в 80-е гг. 20 века. Данная стратегия стимулирует творческий подход к принятию ответственных решений, вызывает рост уровня профессиональной подготовленности, обеспечивает повышение роли научно-технических факторов в развитии предпринимательской деятельности.

Все многообразие теоретических концепций и подходов к анализу роли и функции предпринимательства можно представить в виде таблицы 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: